ПО
время для приобретения специальных навыков и специальных знаний относительно отдельных частей этой формы деятельности в целом. Разделение труда и ответственности, которое возможно и эффективно в этих условиях, определяет наличие ряда общественных ролей. Понятие роли необходимо для социолога и социального психолога, когда они пытаются понять относительно сложные виды человеческого поведения. Мы не будем давать здесь обзора теории социальной роли, но только отметим попутно, что роль человека в любой группе должна быть определена в терминах Планов, которые он предполагает выполнять в этой группе. («Роль» — это одно из удивительных понятий, способных, видимо, вынести любое число различных определений, так что не будет трагедии, если мы прибавим еще одно.) Каждый из нас выполняет бесчисленные роли в различных группах, и большинство тех Планов, которые мы выполняем в индивидуальном порядке, происходит из наших общественных обязанностей.
Общественное планирование представляет собою интересную область исследования планов и их исполнения. Кроме того, совместные планы являются чистыми примерами Планов. Иначе говоря, все общественные установления существуют прежде всего для целей выполнения планов, которые отдельные члены общества были бы не способны или не пожелали бы выполнить. Когда планы, представляющие raison d'etre, устраняются, будучи выполнены, разрушены, запрещены и т. д., данная общественная группа должна разъединиться. Иногда индивидуумы могут поддерживать союз, чтобы вместе переплыть океан эмоций, но затем они должны образовать новые социальные группы с соответствующими изменениями выполняемых планов. Однако многие группы, не имеющие планов, исчезают, и никто о них не слышит снова. В этом отношении группы подобны счетным устройствам: на 90 процентов они зависят от плана и на 10 процентов—от образа. Индивидуумы, наоборот, примерно на 75 процентов зависят от Образа и на 25—от Плана1.
1 Эти процентные отношения не следует рассчитывать до десятых, так как они основываются не на цифрах, а только на словах.
111
Третьей интересной стороной совместных планов является их легкая доступность. Совместный план должен быть сообщен членам группы, и поэтому он также легко может быть сообщен изучающему наблюдателю, Когда мы имеем дело с личными планами действий, может существовать постоянная неуверенность относительно Планов, которым следует данный индивидуум, поскольку он может оказаться неспособным или не желающим открыть их. В социальных условиях, однако, План, который должен выполняться индивидуумом, часто разрабатывается в мельчайших деталях, так как делается попытка достигнуть наилучшего, а не просто удовлетворительного выполнения. В этом случае может возникнуть ряд интересных вопросов.
Наконец, общественные планы интересны потому, что часто они являются необычайно важными. Они важны для выполняющих их общественных групп. Существование должно поддерживаться в равновесии. Они важны также для индивидуумов, участвующих в их выполнении, поскольку они определяют многие из частных возможностей, достижений и неудач, которые формируют жизнь человека.
Авторы настоящей книги убеждены, что одной из наиболее важных областей развития и применения науки о планировании являются совместные планы, на которых базируется почти всякое установление человеческой жизни. Нам кажется, что мы можем наблюдать развитие такой науки в области управления производством.
Марч и Саймон рассматривали эту работу с точки зрения, представляющей интерес для нас '. В случае, если кто-либо ошибочно решит, что наука управления является простой, самоочевидной системой, основывающейся на двух или трех аксиомах и доступной любому удачливому деловому человеку, мы предлагаем ему просмотреть перечень из 206 переменных, каждая из ко-
'James G. March and Herbert A. Simon, Organization, New York: Wiley, 1958. Мы должны предупредить читателя, что Марч и Саймон называют программой то, о чем мы говорим здесь как о Плане, а то, что они называют планированием,—это лишь часть того, что мы бы включили в общий процесс составления, координации и выполнения Планов.
112
торых является значимой и важной, составленный Мар-чем и Саймоном. В этой сложной стране чудес мы счастливы иметь возможность сослаться на работу других авторов.
Интеграция и координация планов как с индивидуальной, так и с общественной точки зрения являются важными сторонами общей проблемы планирования, Прежде чем покончить с этим вопросом, мы укажем на значение часов и календарей для координации. Время и место включаются в наши Планы разнообразными, вза-имопереплетающимися путями '.
Пространственный расчет, несомненно, важен, так как деятельности, которыми мы собираемся заниматься, часто требуют определенного места, где они могут быть возможны. Временной расчет, возможно, несколько менее точен. Если мы должны учитывать только один План, нам вряд ли следует беспокоиться относительно времени; выполнение Плана может занять столько времени, сколько потребуется. Но если мы имеем дело с соперничеством нескольких Планов, то предметом этого соперничества является время. Мы должны установить правила очередности, в какое время План может осуществляться и когда он должен быть оставлен — временно или навсегда—для выполнения более важного Плана. Когда мы пытаемся координировать наши Планы с Планами других людей, часы выступают сами по себе как мелочный диктатор в нашей жизни. Таким образом, критерии пространства и времени должны быть учтены на пробной фазе почти всякого Плана, чтобы определить, где и когда какой-либо План будет соответствующим и выполнимым. Время и место, часы и ключи становятся измерениями всего, что мы делаем.
Говорят, что американцы являются наиболее усердными слугами времени.
«Американец никогда не сомневается в том, что время должно планироваться и что будущие события должны укладываться в определенную схему. Он считает, что люди должны смотреть вперед, будущее, а не цеп-
1 См. Edward Т. Hall, The Silent Language, New York: Doubleday, 1959, для сравнения нашего использования времени и места с их использованием в обществах с другой культурой.
113
ляться за прошлое. Его будущее находится для него не слишком далеко впереди. Результаты должны быть получены в близком, видимом будущем—в течение одного года, двух лет или максимум пяти или десяти. Очень серьезно назначение сроков всевозможных мероприятий. Существуют реальные наказания за опоздания и за нарушение сроков при выполнении обязательств. Из этого можно сделать вывод, что американец считает естественным учитывать время. Не делать этого невозможно. Американец определяет, сколько времени потребуется для любого действия» '.
Таково заключение социологов. Эти слова могут навести нас на мысль, что планирование может быть чисто американской чертой, а не всеобщей человеческой. Но вряд ли это предостережение является полезным, и мы решили игнорировать его. Планирование не является исключительной склонностью американцев. Это неизбежная черта человеческого мышления.
1 Edward Т. Hall, The Silent Language, p. 172—173. В основном то же мнение о временном аспекте американского образа жизни было высказано Куртом Левином (см. Kurt Lewin, Resolving Social Conflicts, New York: Harper, 1948, p. 13—14), а также Флорепсом Клакхоиом (см. Florence Kluckhohn, Dominant and Variant Value Orientations, в книге: С. Kluckhohn, H. A. Murray and D. M. Schneider, Personality in Nature, Society and Culture, 2nd ed., New York: Knopf, 1955, Chapter 21, p. 342-357).
114
Глава VIII
НЕДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ
Психологи, посвящающие свою умственную жизнь поискам значимых различий—назовем их для краткости «клиническими»,— не уделяли достаточно внимания различиям способов, которыми пользуются люди при составлении Планов. Возможно, что это пренебрежительное отношение было унаследовано ими от их коллег экспериментаторов. Первые экспериментаторы занимались исключительно анализом Образа, и их излюбленным орудием было внутреннее созерцание, называемое «интроспекцией». Затем бихевиористы расширили область исследования, сосредоточив внимание не столько на идеях организма, сколько, на его движениях. Но Образ и поведение стали соперниками, и поэтому они не увидели, что обе эти стороны имеют существенное значение и что их следует связать своего рода планирующей функцией, описанной на этих страницах. Экспериментаторы обоих направлений искали постоянных форм, которые характеризовали бы отвлеченное мышление или основные законы поведения. Тот вид различий между людьми, который так нравится клиницисту, был просто ошибкой в лабораторных экспериментах. Образ — это сравнительно стабильная структура: красное есть красное, а круги — круглые и т. д. Поведение же можно контролировать. Когда реакция находится под надлежащим контролем подкрепляющего стимула, вы не можете найти различия между людьми, крысами, птицами и рыбами. Основные различия, которые обнаруживаются при исследовании Образа или поведения различных людей, касаются их значений и подкреплений. Вследствие этого клиницисту пришлось сосредоточить свое внимание на динамических аспектах психологии, поскольку только здесь он может обнаружить тот вид отличия одного человека от другого, который является существенным, если нам нужно понять личность.
115
Но так ли необходимо ограничиваться исследованием только Образа или только поведения? В данном контексте это, конечно, чисто риторический вопрос. Есть еще и другая область—План, где люди значительно и заметно отличаются друг от друга, где различия нельзя с легкостью списать за счет оценок и где мы можем найти богатый источник клинических умозаключений. Некоторые психологи подошли очень близко к этой области, обсуждая личность в терминах «стиля», но из этого еще неясно, что все различия в отношении «стиля» могут быть сведены к различиям в типах Планов, которыми пользуются люди. Во всяком случае, изучение «стиля» не имело успеха: это оказалось менее плодотворной темой, чем, например, потребности, значения, мотивы, валентности и т. д. Одной из трудностей является, несомненно, то, что эти различия настолько огромны, что психологи не знали, как уловить их в клинические и психометрические сети. В то время как Образ, если исключить значения, является обескураживающе стабильным среди людей одного общества, План настолько изменяем, что почти не поддается описанию. Клиницист хочет, чтобы люди были различны, но не настолько.