Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных (стр. 11 из 17)

В выборе последних многие взрослые не имеют знаний и ориентиров, на которые могут опереться. Собственный опыт взаимодействия с куклой Барби, игрушками-трансформерами, телепузиками, покемонами, компьютерными «стрелялками» у них или отсутствует, или ограничен. В отличие от более старших детей, среди которых, например, компетентность в применении информационных технологий выше, чем у родителей, а иной раз и у учителей (Бабаева, Войскунский, 2003), дошкольники в значительно большей степени зависят от выборов, совершенных родителями, родственниками и воспитателями (Шувалова и др., 2008). Последние же либо подчиняются законам безудержного «шопинга», либо пребывают в растерянности, а то и бьют тревогу, опасаясь негативных последствий для личности и физического развития ребенка приобщения детей ко все новым поколениям игр и игрушек (Абраменкова, 2006; Керделлан, Грезийон, 2006). Среди педиатров подобные настроения не являются, правда, повсеместными: так, Ли и Аткинс полагают ,что применение компьютеров в дошкольном возрасте способствовало когнитивному развитию детей в позитивном направлении, при этом различия в частоте и длительности работы с компьютером не оказали значимого воздействия (Li, Atkins, 2004).

При выработке и обосновании научно обоснованных требований к выбору игровых и развивающих ресурсов, в том числе компьютерных игр, для детей старшего дошкольного возраста в основу положена разработанная Л.С. Выготским концепция культурно-исторического развития ребенка, в которой понимание детской игры пронизано идеей развития, социализации и интериоризации межличностных отношений и способов действия. С позиции теории культурно-исторического развития психики, основы которой заложены Л.С. Выготским, компьютеры вместе с электронными и компьютерными играми можно рассматривать как экстериоризованные знаковые орудия, опосредствующие психическую деятельность («Искусственный…», 1976; Коул, 1997).

Виднейший представитель школы Л.С.Выготского, выполнивший классическое исследование детской игры, Д.Б. Эльконин полагает игру «школой» произвольного действия, ибо в ней формируются способности к регуляции собственного поведения через принятие на себя роли в ролевой игре. Для А.Н.Леонтьева игра – это способ освоения нравственного поведения: в ролевой игре, преодолевая собственный эгоцентризм, ребенок приобретает понимание «что такое хорошо и что такое плохо» и соответствующий опыт. В отечественной детской психологии игра квалифицируется как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ее рамках и через нее формируются интеллектуальные, физические и эмоционально-волевые способности ребенка; в игре формируются предметные действия. Игра – и способ обучения и воспитания ребенка, и способ диагностики, а при необходимости и коррекции его психического состояния.

Функция игры и игрушки не остается неизменной в психическом развитии ребенка. Так, К.Изард описывает, как с возрастом меняется способ обращения ребенка с одной и той же игрушкой, как при этом происходит овладение как предметными так и межличностными действиями, но по-прежнему эти действия с игрушками «приятны ребенку и доставляют ему радость» (Изард, 2000, с. 97). Далее делается вывод: «Интерес к игрушкам в зависимости от возраста ребенка порождает разные типы игры, однако мотивационное качество эмоционального переживания остается неизменным, меняется лишь способность ребенка воплотить свой интерес на более высоком, более сложном уровне» (Изард, 2000, с. 97).

В таком же ключе психологи школы Л.С.Выготского (Коул, 1997; Гриффин, Коул, 1988) квалифицируют электронные игрушки и компьютерные игры: ими выработано представление о компьютере как об орудии, выполняющем определенные функции взрослого человека, а именно функции, связанные с «зоной ближайшего развития» ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, «зона ближайшего развития» предполагает, что ребенок в процессе овладения определенным орудием, т.е. культурным средством вначале может выполнять действия с этим орудием совместно со взрослым, постепенно овладевая самостоятельными способами их выполнения. Представляется важным исследовать, каким образом наиболее адекватно должно происходить обучение ребенка-дошкольника умению пользоваться информационными технологиями с тем, чтобы при таком обучении происходило овладение компьютерными средствами ребенком. Разрабатываемая концепция вслед за Л.С. Выготским рассматривает развитие ребенка как целостного человека, в единстве «интеллекта и аффекта»: важно не изолированное познавательное развитие, но целостное развитие ребенка как личности, включая морально-нравственное, эмоциональное, эстетическое развитие. В работе А.Е. Войскунского (2008) приводится пример компьютерной игры со смешанным экранным и материальным полем действия, которая способствует развитию у ребенка речевых функций, в частности, нарративной функции речи. Целостная программа развития у детей навыков социального взаимодействия, овладения чтением и письменной речью в течение ряда лет применяется в программе «Пятое измерение» последователем Л.С. Выготского Майклом Коулом (Коул, 1997).

Не менее существенным является деятельностный подход А.Н. Леонтьева, согласно которому ребенок признается активным деятелем, осуществляющим взаимодействие-диалог с игрушкой (в том числе компьютерной) в контексте деятельности, соответствующей возрасту и потребностям его развития. Теория деятельности предоставила психологам и педагогам возможность исследования реальной активности ребенка во время игры, описания основных характеристик такой деятельности и особенностей ее протекания. Наряду с этим теория деятельности позволяет охарактеризовать познавательные потребности, коммуникативные и личностные особенности ребенка-дошкольника, особенности его или ее эмоциональной и мотивационно-волевой сферы, которые находятся в периоде актуального развития. Существенно осуществлять контроль, чтобы не возникли разнообразные виды диссинхронии психического развития – к примеру, гипертрофированные формы интеллектуального развития в ущерб остальным сферам психики дошкольника (Абраменкова, 2006; Бабаева, Войскунский, 2003; Могилева, 2007).

И культурно-историческая теория, и теория деятельности представляют собой не специфические теоретико-практические построения, существенные для детской (возрастной) психологии, но в первую очередь общепсихологические теории. В рамках общей психологии была разработана «психология компьютеризации» (Тихомиров, 1988). Основные положения разработанной О.К. Тихомировым психологии компьютеризации – современный статус данной общепсихологической дисциплины рассмотрен в работах А.Е. Войскунского (2006; 2008) – уже показали свою практическую полезность при изучении игрового поведения подростков и взрослых игроков в компьютерные и онлайновые игры (Войскунский и др., 2006); имеются все основания утверждать, что она является значимым дополнением и при изучении игрового поведения детей старшего дошкольного возраста. При этом учитываются взгляды специалистов в области детской (возрастной) психологии на специфику применения компьютеров детьми-дошкольниками (Абраменкова, 2006; Керделлан, Грезийон, 2006; Новоселова, Петку, 1997; Смирнова, Радева ,2000 и др.).

Согласно основополагающим теоретико-методическим положениям отечественной психологической науки, полноценная характеристика психического развития ребенка складывается из целостного анализа трех основных составляющих:

1) социальной ситуации развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье, школе и т. д., с обществом в целом);

2) уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т. д.), оценки его соответствия возрастным нормативам;

3) диагностики характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психическо­го развития ребенка, в области самосознания.


Описание и обоснование методических приемов, раскрывающих специфику организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по выбору игровых развивающих ресурсов для старших дошкольников.

Методические принципы, лежащие в основе выбора игровых развивающих ресурсов для старших дошкольников.

1. Принцип обеспечения безопасности психического здоровья ребенка. Ребенку дошкольного возраста необходимо сопровождение взрослого при применении информационно-образовательного ресурса: обязателен контроль взрослым содержания ресурса и его влияния на ребенка, в особенности на этапе первоначального освоения игры. Взаимодействие дошкольника с компьютером происходит, как правило, при участии взрослого – при полном или эпизодическом включении. Ребенок не должен оставаться «один на один» с компьютером, по крайней мере в начальное время освоения конкретного информационно-образовательного ресурса, ибо компьютер независимо от замыслов разработчиков каждого конкретного ресурса способен активно воздействовать на его психическое развитие и психическое здоровье. Каждая компьютерная игра, каждый развивающий ресурс должны включать возможность приспособления к индивидуальным особенностям дошкольника (например, учет леворукости).