12. Принцип недопущения и/или ограничения в новом поколении. Данный принцип призван остановить развитие психологических качеств, которые в настоящее время можно квалифицировать как негативные и которые широко распространены в сфере опосредствованной современными информационными технологиями активности. Тем самым можно говорить, что принцип недопущения является как бы общественным регулятором, который при корректном исполнении компенсирует у последующего поколения те негативные навыки, которые проявились у предшествующего поколения или поколений. Уместно привести следующий пример. Так, применение электронной почты и других форм опосредствованного компьютером общения во многом способствует, согласно нашим наблюдениям, развитию такого качества, как импульсивность, т.е. готовность отвечать на сообщение прежде чем оно прочитано до конца. Это в полной мере относится и к применению обучающих компьютерных систем, и к другим видам активности. Другой пример связан, к примеру, с наблюдением (см. раздел «Отечественный и зарубежный опыт по диагностике игровых видов информационно-образовательных ресурсов для детей дошкольного возраста»), согласно которому в жизни современных дошкольников сократился объем сюжетно-ролевых игр. Если верно наблюдение, согласно которому опосредствованная компьютером игра способна компенсировать сокращение ролевой игры, то опять-таки может быть поставлен вопрос о разработке нового поколения ресурсов с заданными компенсирующими функциями. Если вести мониторинг подобных негативных явлений и пользоваться при этом точными замерами, количественными или качественными, то можно ставить вопрос о выработке технического задания на создание нового поколения игровых информационно-образовательных ресурсов для нового поколения дошкольников, младших и старших школьников или более старших подростков – техническое задание, призванное компенсировать, нейтрализовать, элиминировать в новом поколении недостатки, присущие их старшим товарищам или родителям.
13. Принцип совмещения «виртуального» и «реального». Виды детской игровой активности, опосредствованные компьютерами, игровыми приставками и т.п. средствами, очень часто противопоставляют традиционным видам активности ребенка. Противопоставление такого рода вполне может быть элиминировано. Вот примерное направление элиминирования. При создании образовательно-игровых ресурсов для детей дошкольного возраста, как известно, в настоящее время не применяются ни 3D графика, ни элементы искусственного интеллекта. Стоит тем не менее отметить: делаются попытки совместить экранные образы не только с анимационными фильмами, но и с игрушечными игровыми предметами-артефактами (ими могут быть, к примеру, элементы детской кухонной посуды) с особыми продуманными способами воздействия на экранные образы с помощью таких предметов-артефактов. Попытки применения элементов искусственного интеллекта при создании предназначенных для детей информационно-образовательных ресурсов к настоящему времени неизвестны. Тем не менее вполне могли бы быть продуманы и реализованы задания-квесты с элементами «ручного мышления»: к примеру, ребенку дается задание вырезать из бумаги или картона какие-либо контуры и поднести данный продукт к вебкамере или специализированному сканеру; далее компьютерная программа с элементами искусственного интеллекта оценивает сходство продукта «ручного мышления» с заданными эталонами и выносит оценку действиям ребенка – действиям как «экранным», т.е. «виртуальным», так и «ручным», т.е. реальным или выполненным без посредства компьютера.
14. Принцип согласованного развития. Применение современных игрушек, игр и игровых информационно-образовательных ресурсов не должно вести к рассогласованному развитию тесно связанных психологических процессов, даже если их при традиционной системе воспитания и обучения в настоящее время развивают рассогласованно. Примером может служить интеллектуальное развитие. Так, в старшем дошкольном возрасте происходит развитие интеллекта в общепринятом смысле слова (формальных операций, в терминологии Ж.Пиаже), и такое развитие признает необходимым традиционная школа. В то же время предпринимаются значительно меньшие усилия педагогов и педагогической системы в целом (если вообще предпринимаются) для развития т.н. социального интеллекта вместе с эмоциональным интеллектом – тех сторон развивающегося интеллекта, о которых даже специалисты-психологи стали задумываться лишь сравнительно недавно. Такое рассогласование представляется существенным недостатком. Для развития эмоционального интеллекта, как и социального интеллекта, значительную помощь могут оказать, помимо опыта общения со старшими и с ровесниками, предназначенные для детского возраста произведения искусства. Развивающие и развлекающие игровые информационно-обучающие ресурсы пересекаются в определенной степени с произведениями массового искусства или во всяком случае воспринимают некоторые их функции и потому должны быть рассмотрены и использованы в данном контексте.
Методические приемы, лежащие в основе выбора игровых развивающих ресурсов для старших дошкольников.
Метод | Характеристика |
наблюдение | общенаучный метод первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Наблюдение является незаменимым там, где не разработаны стандартизированные процедуры. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек. В нашем случае – это наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста и определение влияния игрового материала на всестороннее развитие детей, с учетом их возрастно – психологических и индивидуально – психологических особенностей. |
сравнение | метод, с помощью которого выявляются сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одном обществе, с целью установления общих и специфических для них характеристик и закономерностей. Актуальность данного метода учитывалась в подборе игрового материала с учетом специфики детской игры, ее видом и этапом освоения. |
анализ | метод научного исследования явлений и процессов, в основе которых лежит изучение основных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами. Данный метод был использован в описании современных научно – теоретических подходов к содержанию понятия «игр, игровых информационных ресурсов и игрушек» в практике дошкольного воспитания, в изучении основных нормативно-правовых документов, регламентирующих основные требования для игр и игрушек. |
Практические рекомендации по осуществлению процедуры выбора игровых развивающих ресурсов для дошкольных образовательных учреждений (в соответствии с требованиями к возрастным особенностям старших дошкольников) (административный и психолого-педагогический аспекты)
Обзор информационно-образовательных ресурсов на дисках (оптических носителях)
Результаты изучения спроса на существующие образовательно-информационные ресурсы на дисках. Данный материал составлен на основании опросов продавцов (менеджеров) компьютерных дисков различных магазинов, а также родителей дошкольников, воспитателей и преподавателей информатики дошкольных учебных заведений в трех регионах России - Москве, Саранске и Челябинске. Всего было опрошено 52 продавца (женщины и мужчины) в возрасте примерно от 18 до 45 лет с опытом работы от полугода до 28 лет. Из них: 40 человек – Москва, 5 человек – Челябинск, 7 человек – Саранск.
При сборе материала использовались следующие источники:
1) протоколы опросов продавцов (менеджеров) компьютерных дисков;
2) опросы воспитателей, преподавателей информатики в школе;
3) опросы родителей дошкольников;
4) опросы детей старшего дошкольного возраста, а также детей школьного возраста, чьи младшие браться и сестры играют в компьютерные игры.
В каждом регионе менее половины привлеченных к участию в опросе менеджеров-продавцов были представлены продавцами специализированных компьютерных магазинов, которые работали на отдельных стендах с детскими играми. Причем продавцы-консультанты специализировались именно на играх, предназначенных для детей. Остальные опрошенные продавцы не специализировались на детских компьютерных программах.
Менеджерам-продавцам задавались вопросы о том, какие из компьютерных информационно-образовательных ресурсов для дошкольников наиболее востребованы в последнее время, какие ресурсы и каких производителей они рекомендуют своим покупателям и почему, как они оценивают ту или иную игру/коллекцию игр, энциклопедию либо иной образовательный ресурс, и на чем основана их оценка.
Согласно результатам опроса во всех трех регионах продавцы в своих рекомендациях ориентировались в значительной степени на отзывы покупателей, приобретавших игры какой-либо серии, либо на собственный опыт и мнение друзей и знакомых, дети которых играют в компьютерные игры. В качестве основных критериев игр для дошкольников продавцы отмечали «развивающий эффект», увлекательный сюжет, разнообразие заданий. Их рекомендации также зависели от пола ребенка и его опытности в обращении с компьютером. Большинство продавцов также были ориентированы на известность и положительную репутацию производителя и издателя игры («Новый Диск», «Бука», «1С», «Акелла», «Медиахауз»).