Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных (стр. 14 из 17)

По данным опроса наибольшей популярностью во всех регионах пользовались серии ресурсов в виде игр развлекающего характера, в которых задействованы персонажи популярных мультфильмов и фильмов: «Шрек-3», «Рататуй», «Лови волну», «Лесная братва», «Гарфилд», «Ледниковый период», «Человек-паук», «Трансформеры» (производители «Новый диск», «Акелла» и др., в большей степени востребовано родителями мальчиков), «Симс», «Принцессы» («Новый Диск») и «Барби» («1С») (в большей степени для девочек, но играют всей семьей). Игры приведенного списка были указаны в качестве наиболее востребованных покупателями 85% всех опрошенных продавцов Москвы, Саранска и Челябинска. Характеризуя указанные игры, менеджеры описывали их как «красочные», «динамичные», «содержащие маленькие мультики», «знакомые мультяшные персонажи», «очень доступно», «что-то собрать и маленькие миссии», «мой ребенок/младшая сестра/брат играет, ему нравится», «родители моментально раскупают», «часто спрашивают» и т.д. Например, менеджер крупного московского книжного магазина (мужчина. 25 лет, опыт работы 3 года) высказался следующим образом: «Родители покупают ту игру, какой мультик любит его ребенок. Что дети смотрят, каких персонажей любят, в то они и любят играть». Тем самым, для всех трех регионов можно сделать вывод, что, несмотря на то, что родители стремятся приохотить детей к играм на развитие логики, чтения и т.д., дети, с удовольствием играющие и в игры чисто развлекательного характера с персонажами из мультфильмов, оказывают влияние на выбор игр при их покупке родителями.

Согласно ответам продавцов, востребованы развивающие, обучающие игры (чтение, математика, английский язык). Из подобных игр во всех трех регионах (Москва, Саранск, Челябинск) наибольшей популярностью пользовались серии «Искатель», «Несерьезные уроки» и «Смешарики» (производители «Новый диск», «Бука»), «Баба-Яга» (производитель «Медиахауз»), «Трое из Простоквашино» (производитель «Акелла»), «Математика и счет», «Развивайка», («1С»). Средним спросом среди родителей Москвы, и значительным спросом в Челябинске и Саранске пользовалась серия «Кузя» (развивающие и развлекающие игры). Продавец В. (мужчина 28 лет, опыт работы 2,5 года, Москва) позиционировал диск «Кузя» (сборник производителя «Контакт»): «Развивающие игры. Все вместе собрано. Популярный диск, пользуется спросом. Игры простые, по возрасту». Многие игры были направлены на развитие определенных навыков: счета, чтения, изучение букв, рисование, развитие внимания, памяти, логики (в игровой форме). В особенности популярны среди родителей комплексные игры: когда в состав игры-приключения, которая носит познавательный характер (пример – серия «Искатель» и «Маленький искатель», производитель «Новый диск») включены задания на внимание, память, логику. Высокую оценку получила игра «Алеша Попович и Тугарин-змей» «1С», к ее плюсам относили увлекательность, яркость, популярность персонажей, юмор.

Продавцы в крупных книжных магазинах (Москва, Саранск, Челябинск) чаще, по сравнению с продавцами торговых точек на компьютерных рынках, рекомендовали купить энциклопедии («Мир вокруг нас», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»).

Пять менеджеров торговых точек на компьютерных рынках г. Москвы активно позиционировали в качестве популярных серию развивающих игр «Гарфилд» (разных производителей), но это не выступило значимой тенденцией. Продавцы торговых точек возле станций метро активно рекомендовали сборник развивающих игр «Улица Сезам» (производители – «Руссобит» и др.).

Отдельный блок представляют собой ресурсы в виде игр для приставок play-station: особой популярностью пользуются игры-симуляторы, например, гонки, и др. Опрос продавцов, а также родителей и старших братьев и сестер играющих дошкольников, показал следующее: при том, что симулятор создает сильный «эффект присутствия» в игровой реальности (данное явление требует отдельного научного исследования, выходящего за рамки задач данного проекта), с некоторой долей приближения можно сказать, что варианты игры одинакового содержания для компьютера и для приставки являются в значительной степени сходными и потому могут быть описаны в психологическом плане аналогичным образом.

Опрошенные воспитатели дошкольных групп, в которых стоит компьютер (5 женщин в возрасте от 23 до 36 лет и двое мужчин, 33 и 48 лет, опыт работы от 3 до 8 лет, Челябинск и Москва) отметили, что ставят детям те игры, которые они приносят, т.е. эти ресурсы им покупают родители, а сами воспитатели специально каких-либо дисков не покупают, на занятиях не используют – это делает специальный педагог по детской информатике на соответствующих занятиях. Свою ответственность видели в отслеживании времени, которое ребенок проводит за компьютером (т.е. соображения здоровья и техники безопасности), и этического, ценностного содержания игр.

Преподаватели информатики (Москва, опрошено 5 человек, 2 мужчины, 3 женщины, возраст 25-58 лет, в том числе двое преподают информатику для дошкольников) сообщили, что в своей работе они используют программы обучения рисованию разных производителей (например, «Учись, рисуя»), а также диски из серии «Искатель» (производитель «Новый диск»), «Башня знаний», «Вундеркинд» и др.

Опрошенные родители (Москва, Челябинск, Саранск, 35 человек, 4 мужчины, 31 женщина, возраст 23-36 лет) и старшие братья, сестры (7 девочек и 5 мальчиков, возраст 8-15 лет) дошкольников, играющих в компьютерные игры, указывали, что их дети/братья/сестры играют в те игры, какие мультики они любят: «моя сестра играет в «Рататуй», в роли мышки она уворачивается от повара, который кидается в нее ножами», «мой брат любит смотреть, во что я играю, сам играет в «Трансформеров»». Родители больше рассказывали, что покупают развивающие диски – указывавшиеся «Несерьезные уроки» разных видов, «Искатель», а также, что их дети «очень любят играть в героев мультфильмов» - «Ледниковый период», «Шрек» и др.

Характеризуя производителей, менеджеры-продавцы, воспитатели, преподаватели информатики, родители дошкольников опирались на собственный опыт и эстетические предпочтения. Так, фирму «1С» все, кто пользовался ее дисками с играми для дошкольников, характеризовали как «хорошего, качественного производителя». Приведем высказывание Е.Н. (53 года, Москва), преподает информатику детям от 4 до 16 лет, опыт работы преподавателем информационных технологий 18 лет: «Я слежу за всеми новинками, игры покупаю в официальных магазинах дилеров производителей. Например, в магазинах «1С» - там продаются диски и других фирм. Всегда лицензированные, гарантированное качество. Сотрудничаю давно с «Новым диском» – они высылают мне на e-mail информацию обо всех новинках. На рынках диски не покупаю никогда – могут не пойти, не на всех компьютерах идут. Купила в свое время всю лицензированную «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» - иногда медиа-фрагмент, 5-минутный фильм нужно вставить в школьный проект. Развлекательные игры – всякие «Гарфилды», «Симсы», «Лови волну» - никогда не покупаю. Считаю, дети становятся от них тупее. «Смешарики» – лично мне не нравятся». В целом, большинство опрошенных во всех трех регионах указывали как вызывающих набольшее доверие и интерес таких производителей, как: «1С», «Новый диск», «Бука», «Акелла».

По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

1. Дети совершают выбор игровых ресурсов, не всегда одобряемый родителями, тем не менее, дошкольники влияют на принятие решения родителем при покупке игры. Дети предпочитают ресурсы развлекательного характера с любимыми мультипликационными героями и знакомыми сюжетами, предпочитаемый жанр - аркады, квесты, головоломки.

2. Меньшим спросом у детей, но большим у родителей пользуются развивающие и обучающие программы.

3. Существует запрос со стороны родителей на обучение работе с образовательно-информационными ресурсами – родители обращаются с просьбой «научить работать» с играми, как их самих, а кроме того, просят научить, как обучать ребенка работать с компьютером.

  1. Имеется неявный запрос на разработку и внедрение системы обучения продавцов-консультантов информационно-образовательных ресурсов для дошкольников. Действительно, в специализированных компьютерных магазинах существуют отделы информационно-образовательных ресурсов для детей, но, согласно данным опроса, продавцы этих отделов не всегда могли дать содержательную детальную консультацию по имеющимся ресурсам, ограничивались общими словами, не могли проанализировать и дать рекомендации по определенным программам.

Краткое описание имеющихся информационно-образовательных ресурсов на дисках (оптических носителях).

Существующие в настоящее время и популярные у детей, родителей и педагогов компьютерные игры, обучающие программы крайне разнообразны. Имеющиеся игры можно условно разделить на преимущественно развлекательные и преимущественно образовательные. Развлекательные представляют собой по большей части головоломки, квесты (загадки), аркады, гонки. Подобные игры представляют собой серии испытаний для героя, как правило, отличаются большой динамичностью происходящего на экране, яркой графикой, обилием звуковых комментариев и сопровождений, музыки, содержат несколько этапов (игровых серий) и уровней сложности, дают возможность выбирать героя, окружение, задавать элементы управления (последнее разработчиками игр называется «создавать свою игру»).

Типичным примером аркадной игры является серия «Кузя» - «Кузя - фабрика игр» (так называемая программа-конструктор), «Кузя в джунглях» и другие. Приведем выдержку из аннотации к игре «Кузя - фабрика игр»: