Смекни!
smekni.com

Донецкий национальный технический университет (стр. 21 из 25)

,

где ДСм, ДСб – соответственно количественно меньшая и большая дисконтные ставки, %;

ЧТСмдс, ЧТСбдс – чистая текущая стоимость при условии взятой соответственно меньшей и большей дисконтной ставки.

ЗАДАНИЕ 10

Несколько лет назад отечественная фирма «Атлас» в условиях жесткой конкуренции вышла на новые внешние рынки 1, 2 и 3. Объемы продажи товаров А и Б этой фирмы за отчетный и следующий годы приведены в таблице 10.7.

Однако потенциальные возможности фирмы по продаже продукции на внешнем рынке существенно превышают настоящий его спрос.

Таблица 10.7 – Объем продажи товаров фирмы и темпы его прироста

Рынок

Абсолютный объем продажи за отчетный год, тыс. условн. ед.

Прирост объема продажи в следующем году, %

Товар А

Товар Б

Товар А

Товар Б

1

450 + 10*№ вар

1240 – 10*№ вар

5,0

2,5

2

130 + 10*№ вар

-

12,0

-

3

-

3150 – 10*№ вар

-

4,5

На основании приведенной исходной информации:

1) рассчитать абсолютный объем отдельных товаров и средний темп прироста объема продажи в следующем за отчетном году; сделать вывод относительно достаточности объема продажи продукции фирмы на внешнем рынке с учетом потенциальных ее возможностей;

2) обосновать конкретные организационно-экономические мероприятия, направленные на расширение внутреннего рынка продажи собственных товаров фирмы «Атлас» на перспективный период ее деятельности.


Деловые игры

Деловая игра №1 «Планирование деятельности и проектирование организации»

В процессе деловой игры студенты используют свои теоретические знания в целях:

· анализа рынка;

· формирования миссии организации;

· установления целей предприятия;

· разработки стратегии организации;

· построения организационной структуры и т. д.

Деловая игра устанавливает требования к знаниям студентов. Студент должен знать:

· факторы внутренней и внешней среды организации, а также характер их влияния на организацию;

· функции менеджеров;

· планирование, его сущность, виды и основные этапы;

· теорию проектирования организации; основные элементы и этапы проектирования.

Деловая игра устанавливает требования к умениям студентов. Студент должен уметь:

· анализировать рынок, делать выводы, а также давать необходимые рекомендации инвесторам;

· формулировать миссию организации в соответствии с интересами собственников, клиентов и работников организации;

· разрабатывать лозунг предприятия, а также заботиться об имидже организации;

· устанавливать реально достижимые цели организации на различные сроки;

· разрабатывать стратегию организации по достижению целей и осуществлению миссии;

· проектировать организацию;

· вносить необходимые изменения всех переменных организации.

Деловая игра состоит из двух частей, разделенных на несколько шагов. В первой части студенты делятся на группы (рекомендуемое количество групп – 3) с равным количеством человек в каждой из них.

В задачи групп входит успешное выполнение заданий преподавателя, который должен играть роль инвестора, нанимающего менеджеров для организации бизнеса. После выполнения каждого этапа инвестор оценивает результаты каждой группы и сообщает свое мнение подчиненным, начисляя им соответствующие очки за выполненную работу. Инвестор одновременно должен следить и за индивидуальным ходом выполнения заданий в каждой группе, но эти результаты не рекомендуется открывать до начала второго шага.

После прохождения всех шагов первого этапа, инвестор выявляет группу-победительницу, на основе которой он формирует команду, продолжающую работать на втором этапе.

По завершении первого этапа инвестор может освободить от игры тех студентов, которые, например, вели себя пассивно, не принимали активное участие в работе, или же их действия не пошли на пользу группе. Группа-победительница может пройти во второй этап в полном составе, а остальные должны существенно сократиться. Освободившиеся студенты получают соответствующие оценки (неудовлетворительно, удовлетворительно, или же, в крайнем случае – хорошо). Борьба за более высокие оценки начинается на втором этапе.

Второй этап носит условное название «шоковая терапия». Это связано с тем, что студенты должны будут реорганизовать все, что сделали на предыдущем этапе. Например, если инвестор на первом этапе дал студентам задание организовать торговые компании, то на втором этапе он решает их объединить в одну.

Все начинается сначала, но в порядке, соответствующим шагам первого этапа. Здесь инвестору очень важно пронаблюдать над выборами руководителя вновь созданной компании, так как существует вероятность возникновения нового лидера, который не входил в число трех топ менеджеров на первом этапе (данная закономерность подтверждена опытом проведения описываемой деловой игры).

Далее все идет в уже знакомом порядке. Менеджеры дают инвестору новый анализ рынка, формулируют и разрабатывают новые миссию, цели, стратегию, лозунг, а также название предприятия. Гораздо более сложным шагом (по сравнению с первым этапом) становится «проектирование организации», где пойдет борьба за те или иные места, уже занимаемые студентами ранее.

В течение всего второго этапа преподаватель наблюдает за студентами, оценивает их действия, а также сравнивает с тем, что происходило ранее. На основе вышеобозначенного анализа он разгружает группу от некоторых студентов по причине меньшей активности, неуместности или по каким-либо другим обоснованным причинам. Студенты, выбывшие на втором этапе, претендуют на оценку «хорошо», и лишь в крайнем случае на «удовлетворительно».

Ближе к завершению игры продолжает действовать группа студентов, которая, по мнению преподавателя, работала наиболее усердно и эффективно. Эта группа в итоге должна претендовать на оценку «отлично».

Этап 1. Формирование организаций

Преподаватель объявляет о начале деловой игры, и представляется инвестором, который набирает группу менеджеров для организации и ведения бизнеса (например, торгового).

Преподаватель делит группу на три компании с равным количеством студентов, а также с равными способностями и знаниями. Стихийное формирование компаний также не противоречит принципам игры.

Преподаватель сам должен определить компаниям сферу их деятельности, а также их местоположение. Например, если выбрано ведение торгового бизнеса, можно сузить его и до торговли продовольственными товарами. При этом на первом этапе рекомендуется каждой компании предоставить различную специализацию (молочные или мясные продукты, хлебобулочные изделия, винно-водочная продукция и др.).

После формирования компаний преподаватель объявляет первое задание.

1. Выборы лидера

Компании должны определить своих лидеров в течение 3-5 минут.

В данном случае преподавателю не рекомендуется каким-либо образом регламентировать порядок выборов, поскольку тайное голосование или любое другое голосование подобного типа может затянуться на длительное время, и к тому же исказить результаты.

Избранные лидеры в дальнейшем будут работать в тесном контакте с преподавателем, сообщая ему результаты выполнения заданий.

Данный шаг преподавателем не оценивается, но он имеет право наказать ту или иную компанию за некоторые допущения, например, за затяжку времени. В таком случае наказанная компания переходит во второй шаг с минусовым показателем очков на своем счету.

После представления лидеров инвестору компании приступают к выполнению следующего задания.

2. Название фирмы

Компаниям дается 3-5 минут на определение собственного оригинального названия.

Инвестор субъективно оценивает названия по принципам краткости, звучности, соответствия специфике деятельности и др.

Преподаватель объявляет свои оценки и записывает на доске первые результаты.

3. Анализ рынка

Компаниям дается 7-8 на то, чтобы четко сформулировать инвестору важнейшие характеристики рынка, на котором они собираются организовать бизнес. Здесь преподавателю не рекомендуется уточнять, что конкретно следует описывать, поскольку ответы будут оцениваться именно по своему соответствию простой формулировке задания.

Инвестора должны интересовать следующие характеристики рынка:

· насыщенность рынка аналогичными компаниями;

· перечень возможных проблем;

· перспективы;

· конкуренты: потенциал, сильные и слабые стороны;

· потребители и др.

Преподаватель оценивает полученные данные, и объявляет вторые результаты игры, которые прибавляются к уже имеющимся на доске.

4. Формулировка миссии и лозунга компании

На выполнение данного задания компаниям дается 7-8 минут. Миссии оцениваются по их краткости, четкости, ясности, а также соответствию интересам собственников, клиентов и работников организации.