по воздушной цели
В обоих случаях необходимо учитывать скорость и направление полета вертолета, производя вынос точки прицеливания.
Средняя скорость разведывательных, боевых и транспортно-боевых (общего назначения) вертолетов составляет 60-80 м/с. Следовательно, при ведении огня по флангово - движущемуся вертолету на дальности 300 метров, берется упреждение 35 40 метров, это соответствует 3,5-4 фигурам боевою вертолета ОН-1 «Кобра-Тоу» и АН-64 «Апач» или 5-6 фигурам разведывательных вертолетов ОН-58А «Кайова» или ОН-6А «Кейюс». Для ведения эффективного огня по воздуш-
Рис. 3.37 Ведение огня способом сопровождения цели
ной цели требуется большое количество трассирующих пуль, для чего отдельные автоматные магазины и пулеметные лепты могут снаряжаться с чередованием одного патрона с трассирующей пулей и двух с пулями других типов.
При ведении огня по боевым вертолетам из стрелкового оружия следует избегать огня по фронтально движущимся целям на встречных курсах Т. к. экипаж вертолета может легко обнаружить огневые позиции разведчиков.
По летящему вертолету сосредоточенный огонь из автоматического стрелкового оружия эффективен на дальности до 400 метров при его фронтальном движении, на дальности до 200 метров по флангово-движущимся воздушным целям. Огонь по вертолетам из снайперской винтовки и гранатомета наиболее целесообразно вести в момент его посадки или зависания па дальности действительного огня оружия.
Для борьбы с вертолетами разведчики должны умело применять захваченные у противника крупнокалиберные пулеметы и переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК).
Применение ПЗРК противника возможно лишь при отсутствии у них системы опознавания «свой чужой».
Рис. 3.38 Варианты изготовки для стрельбы по воздушным целям |
Во всех случаях после обнаружения разведчиков воздушным противником, обстрела или уничтожения его вертолетов следует немедленно покинуть район кон такта с противником, соблюдая правила маскировки следов передвижения, предусматривая возможность блокирования противником местоположения разведывательной группы.
11. Сигналы и жесты управления
Сигнал командира | Рисунок | Жест | Сигнал тоном радиостанции |
«Внимание» «Вас понял» | Поднять вверх на уровень головы правую или левую (свободную от оружия) руку. Руку держать до подтверждения (повторения сигнала разведчиком, которому предназначен сигнал). Сигнал «Внимание» подается перед каждой командой и при подтверждении полученной команды. | Один длинный тон-сигнал (3-5) «Э-э-й» | |
«Стой» | Опустить в сторону поднятую вверх по жесту «Внимание» руку, ладонью вниз. | Четыре коротких тон-сигнала «Ос-та-но-вись» | |
«Вперед» «Марш» | После сигнала «Внимание» и его подтверждения, повернуться в сторону предполагаемого движения, энергично махнув 2-3 раза впереди себя рукой. | Два коротких тон-сигнала «И-ди» |
Сигнал командира | Рисунок | Жест | Сигнал тоном радиостанции |
Наблюдаю противника (местных жителей) | Повернуться лицом в сторону противника, указать на него вытянутой рукой (в т. ч. и с оружием) | Четыре коротких тон-сигнала «Об-на-ру-жил» | |
«К бою» | Повернуться лицом в сторону противника, поднять обе прямые руки на уровень плеч | Четыре коротких и один длинный тон-сигнал «Ос-та-но-вись-пли-и-и» |
12. Методика обучения личного состава действиям
в тылу противника
Методика тактико-специальной подготовки это наука о содержании тактико-специальной подготовки как учебного предмета и закономерностях обучения ей солдат, офицеров, штабов и войск.
Предметом методики является сам процесс обучения тактико-специальной подготовке.
Методика тактико-специальной подготовки решает следующие задачи:
— определяет задачи обучения тактико-специальной подготовке,
её роль в системе боевой подготовки;
— научно обосновывает содержание, программу тактико-специальной подготовки, намечает последовательность её прохождения в комплексе с другими предметами;
— определяет пути реализации принципов обучения в ходе тактико-специальной подготовки, вырабатывает формы и методы
обучения этому предмету, соответствующие его целям и содержанию;
— разрабатывает требования к методической подготовке сержантов, офицеров, проводящих занятия и учения;
— изучает историю методики тактико-специальной подготовки.
В основе тактико-специальной подготовки лежит обучение практическим действиям на местности но выполнению разведывательных задач и проведению специальных мероприятий в сложных условиях агентурно оперативной обстановки современного боя (операции).
Тактико-специальная подготовка личного состава обязательно должна быть тесно увязана с другими предметами обучения, изучение соответствующих тем которых должно предшествовать занятиям по ГСП и обеспечивать получение разведчиками знаний и навыков, необходимых для выполнения задач в соответствии с их предназначением. Па каждом занятии по ГСП. особенно на полевом, должны совершенствоваться знания и навыки разведчиков, полученные по другим предметам обучения (инженерной, огневой, физической, военно-медицинской, радиоподготовке, военной топографии, иностранному языку и др.)
При проведении занятий по тактико-специальной подготовке необходимо широко использовать боевой опыт советской военной разведки в годы ВОВ и разведывательно-боевых действий специальной разведки в Афганистане и Чечне.
Для обеспечения высокого уровня полевой выучки разведчиков занятия по ТСП проводить главным образом в поле, на разнообразной местности, в любых условиях погоды и в разное время суток, в сложной обстановке.
Особое внимание на полевых занятиях уделять психологической подготовке разведчиков, развитию находчивости, твёрдой воли, самообладания и способности обеспечивать жизнедеятельность и выполнение поставленных задач при резких и неожиданных изменениях обстановки.
Обстановка должна быть максимально приближена к боевой действительности и боевым условиям без упрощений и послаблений, с максимальным использованием возможностей специальной техники и вооружения.
На всех занятиях необходимо учить разведчиков смело принимать решения на командование группой или самостоятельные действия, умело использовать любую возможность для полного и своевременного выполнения боевой задачи и обеспечения жизнедеятельности и любых условиях, в том числе экстремальных.
Основными видами обучения тактико-специальной подготовке являются:
—тактико-строевые занятия;
— практические занятия;
— тактико-специальные занятия;
— учения;
— полевые выходы;
соревнования на лучшую РГ СиН.
Тактико-строевые занятия проводятся в целях обучения разведчиков способам и технике действий их в тылу противника при выполнении разведывательных задач и проведении специальных мероприятий, а также в целях боевого слаживания РГ СпН. Отработка учебных вопросов па тактико-строевых занятиях проводится вначале по элементам, а затем слитно, с повторением изучаемых приёмов и способов действий разведчиков и командиров РГ СпН до правильного, слаженного и быстрого выполнения их личным составом.
Тактико-строевые занятия проводятся продолжительностью 2 3 часа, на ограниченном участке местности методом тренировок, как со штатным материально-техническим обеспечением разведчиков, так и без него.
Противник и его действия на тактико-строевом занятии обозначаются в той мере, в какой это необходимо для отработки поставленных учебных вопросов. Отработку каждого учебного вопроса руководитель занятия начинаете введения личного состава в агентурно - оперативную (тактическую) обстановку, после этого он предоставляет ему необходимое время для оценки обстановки и принятия решения, затем заслушивает 2 - 3х разведчиков.
Каждое принятое решение необходимо разбирать, показывать сильные и слабые стороны, зачем наиболее грамотное и обоснованное решение принимается за основу и утверждается руководителем. По-
сле этого по утверждённому решению отрабатываются практические действия разведчиков, при этом обращается внимание па правильность, чёткость, слаженность, а при необходимости, и быстроту их проведения.