Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины) для студентов педиатрического факультета (стр. 6 из 19)

6. Роль Разеса и его трудов для развития учения об оспе и кори у детей.

Содержание занятия.

Краткая характеристика периода средневековья.

Переход к феодализму условно датируется 476 годом, когда па­ла Западная Римская империя. В различных странах он осуществлял­ся в разные сроки, причем рабовладельческие и феодальные отноше­ния длительное время сосуществовали. Для некоторых народов (восточные славяне, японцы и др.) фео­дализм был первой классово-антагонистической формацией. Это и обусловило различие в социально-экономическом развитии стран. В странах Западной Европы средние века подразделяют на три периода: раннее средневековье (V-X вв.), развитое средневековье (XI-XV вв.) и позднее средневековье - эпоха Возрождения (XVI—XVII вв.).

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачный период истории, который характеризует невежество и суеверие. Подтверждается это тем, что для философов и врачей в течение всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества. О слабости средневековой медицины свидетельствует и отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и в городах; свирепствовавшие эпидемии чумы, проказы, оспы, различного рода кожных заболеваний. Однако здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в развитии медицинских знаний, и бурное развитие медицины нового времени происходило не на пустом месте, в её фундамент были заложены и достижения врачей средневековья.

Медицина в Западной Европе в периоды раннего

и классического средневековья.

Особенности перехода от античности к средним векам характеризовались господством теологического мировоззрения и схоластического мышления. Наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Здесь господствовало убеждение, что все знания, необхо­димые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных "авторитетов". В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.

В период развитого средневековья центрами средневековой медицины стали университеты. В XI в. Возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, а в XI – XIII вв., возникли университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде и других местах. Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента. Ведущее место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также «митридат» (опал).

Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развивалась хирургия. Хирурги объединялись в цеха ремесленников и в Европе делились на длиннополых (1-й разряд) и ко­роткополых хирургов (2-й разряд: цирюльники, костоправы, мозольных дел мастера).

Наиболее благоприятные условия для развития медицины в пе­риод раннего и развитого средневековья сложились в восточных странах.

Медицина в Византии.

С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. В IV веке появляются "ксенодохии" (монастырские приюты для увеченных и больных путни­ков) - прообразы монастырских больниц. В XII веке больница имела постоянный штат врачей специалис­тов (хирурги, повитухи и их помощники), работавших в 2 смены. В каждом отделении было по 2 врача, которые получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем, освеще­нием, монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. Сооружались гражданские больницы, финансировавшиеся, глав­ным образом, церковными властями. В Византийских больницах существовал "Устав", который поз­днее был принят в древнерусских монастырских лечебницах.

Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для инфекционных больных - прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована в больницы, часть - в бога­дельни). При них работали школы для обучения врачебному искус­ству. Первоначально обучение велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное решение вы­носил патриарх - покровитель школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.

Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Римской империи институт го­родских архиатров и медико-санитарная организация в армии.

Мытье в бане использовалось как лечебное средство при монас­тырях. Акведуки (водопроводы) были необходимы для постоянного по­полнения водой колодцев, фонтанов и подземных резервуаров - цис­терн.

В работах византийских энциклопедистов появилось учение о детских болезнях. Основной работой являлся «Синопсис» Орибасия о выборе кормилицы, воспитании детей (гигиена), детских болезнях. Первый том семитомного медицинского сборника Павла Эгинского был посвящен вопросам акушерства, гигиены и лечения детей (дано описание стоматита, детских судорог, сыпей, операции иссечения миндалин).

Павел Багеллярд (Италия, 15в.) – автор первой в мире печатной книги по педиатрии «Книга о детских болезнях» (описание кори, конвульсий, бессонницы у детей и др). Варфоломей Метлингер (Германия, 15в.) и его труд «Регламент малых детей. Как следует ухаживать за детьми – здоровыми и больными от их рождения до семилетнего возраста» (описание водянки, детских параличей, заболеваний глаз и ушей и др.).

Организация первых домов для подкидышей: в Милане (787г.); в Монпелье (1180г.); в Риме (1198г.); Парижский воспитательный дом (1362г.).

Медицина Арабских халифатов

С целью формирования единой арабской народности, идеологии, го­сударственной организации возникла новая религия - ислам (в пере­воде с арабского «покорность»), сформировавшаяся к 622 г. Ее ос­новоположником был Мухаммед (Магомед: 570-632) из Мекки. Он соз­дал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), став­шую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную му­сульманскую державу - халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г. Багдаде.

Завоеванные народы привнесли элементы своей культуры в культуру Арабских халифатов. Так бумага из Китая дала возмож­ность сменить древние пергаментные свитки на рукописные книги. Стало вестись исчисление времени, появились стрелка, географичес­кая карта и др. В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность подучить дистиллированную воду, ис­пользовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, са­хар.

В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 - 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.

Больницы финансировались за счет частных пожертвований. При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чи­новники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали па­циентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресе), объем обучения соответствовал ви­зантийскому «энциклиос педиа» (с элементами медицины). Высшее об­разование давалось в «Домах знаний» (Дарил-финул). Здесь, в час­тности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в осо­бом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употреб­ление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способ­ствует сохранению здоровья человека.

Ученые—медики Арабских халифатов.

Крупными учеными арабского Востока были Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна). Абу Бакр Мухаммед ибн Закарииа Ар-Рази и др.

Абу Али ибн Сина (АВИЦЕННА; 980 - 1037) родился в Афшане, в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье. Его отец был одним из просве­щенных людей своего времени и служил у Бухарского эмира сборщи­ком податей. Мать - Ситора - принадлежала к древнему зороастрийскому роду. Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предуп­реждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хле­ба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.

Авиценна написал «Канон врачебной науки», который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы «Канона»: О вос­питании, Подарок матерям, Закон детства и др. Он разработал «Философию здоровья», где указывает на четыре основы жизни: воз­дух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло. К тому же великий философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаи­мовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердивший это клиническими наблюдениями и опытным путем.