В 1923 г. была проведена городская перепись, в которой учитывалось наличное население. Перепись также проводилась методом опроса в течение 7 дней.
Образование СССР обусловило необходимость проведения всесоюзной переписи населения. Такая перепись была проведена в 1926 г. по состоянию на 17 декабря. Разработкой программы переписи и ее проведением руководил О.А. Квиткин. Перепись также проводилась методом опроса в течение 7 дней в городах и 14 дней в сельской местности. Учитывалось наличное население. В городах была возможность получить данные и по постоянному населению. Особенностью программы переписи 1926 г. была также детальность разработки и публикации ее материалов. Публикация материалов переписи началась уже в 1927 г. и продолжалась до 1933 г., когда вышел последний 56-й том. Сроки обработки и публикации материалов переписи 1926 г. следует признать выдающимися для того времени. По своему богатству и разнообразию издание материалов переписи населения 1926 г. не имеет аналогов за все время существования СССР. Материалы переписи дали возможность построить таблицы смертности населения СССР за 1926—1927. гг., проводить исчисление текущей численности и структуры населения, прогнозировать его динамику.
Особенно важно также то, что впервые была очень подробно изучена семья. Семейная карта, по которой проводился опрос семей, включала в себя более 20 вопросов о размере и составе семьи, ее жилищных условиях и т.д.
Социально-экономические преобразования в стране вызвали необходимость получения новых сведений о населении и, соответственно, проведения новой переписи. Первоначально предполагалось провести новую перепись в 1933 г., но сроки ее проведения неоднократно откладывались. В итоге перепись была проведена только в 1937 г. по состоянию на 0 часов 6 января. Особенностью переписи было то, что она, подобно переписи 1897 г., была однодневной. В переписи учитывалось только наличное население. Программа включала 14 вопросов, хотя в предварительной программе их было 28. Из программы были исключены вопросы о жилищных условиях, семье, о месте рождения и продолжительности проживания и некоторые другие. Хотя проект предлагал включить в программу четыре категории брачного состояния, в окончательном варианте было оставлено только две. Зато был включен вопрос о религии, которая трактовалась как «теперешние собственные убеждения опрашиваемого». Перепись прошла успешно, однако из-за того, что показанная ею численность населения СССР сильно разошлась с провозглашенными с самых высоких трибун оценками, ее результаты были объявлены дефектными, а специалисты, которые руководили ее проведением, были объявлены «врагами народа» и жестоко репрессированы. Вследствие этого перепись населения 1937 г. вошла в историю как «репрессированная».
Поскольку итоги переписи не были признаны руководством СССР, было принято решение провести новую перепись. Она состоялась в 1939 г. по состоянию на 0 часов 17 января и учитывала наличное и постоянное население. Перепись проводилась методом опроса. Поскольку еще были свежи воспоминания о трагическом исходе переписи 1937 г., были приняты специальные меры по ужесточению контроля за точностью счета населения: через 10 дней после окончания переписи проводился сплошной контрольный обход, впервые в истории отечественных переписей был введен специальный бланк, заполнявшийся на всех временно отсутствующих и временно проживающих, и т.п. Эти меры были ориентированы на то, чтобы не допустить пропусков в счете населения, возможность повторного счета учитывалась гораздо в меньшей степени.
Однако, несмотря на все принятые меры, перепись не дала желаемой и установленной сверху численности населения. Поэтому ее данные были искусственно увеличены почти на 3 млн. человек, или на 0,95%. Материалы переписи остались практически невостребованными, поскольку их полной и развернутой обработке и публикации помешала начавшаяся война 1941-1945 гг. До войны успели опубликовать только краткие итоги переписи. Полностью же материалы переписи 1939 г. были опубликованы только в 1990-е гг.
Следующая Всесоюзная перепись населения была проведена через 20 лет, в 1959 г. Правда, сразу после окончания войны статистики поставили вопрос о необходимости проведения новой переписи населения СССР, чтобы оценить ущерб, причиненный войной. Предполагалось, в частности, провести такую перепись в 1949 г. Но высшее руководство СССР не разрешило этого, и потому Советский Союз оказался единственной из всех воевавших стран, в которой перепись населения не состоялась.
Перепись населения 1959 г. пришлась на ту эпоху в истории нашей страны, которая известна под названием «хрущевской оттепели». Поэтому ее проведению предшествовало широкое обсуждение ее методических вопросов, которое, правда, не имело практически никаких последствий для программы и инструментария переписи. Хотя выдвигалось много самых разных предложений о включении в программу переписи тех или иных вопросов, почти все они были отклонены руководством статорганов. Именно поэтому перепись 1959 г. (как и три последующие переписи 1970, 1979 и 1989 гг.) оказалась в сущности повторением переписи 1939 г. как в плане включенных в программу вопросов, так и в плане организационном.
Перепись населения 1959 г. учитывала наличное и постоянное население. Ее программа включала 15 вопросов. По сравнению с переписью 1939 г. новым было установление единого срока ее проведения в городах и сельской местности, более подробное изучение образовательных характеристик, а также то, что впервые был применен выборочный метод (правда, не при опросе, а при разработке материалов о семьях). В дальнейшем применение выборочного метода было расширено и, начиная с переписи 1970 г., он использовался уже непосредственно при опросе населения.
Значение переписи населения 1959 г. заключается не только в том, что впервые за послевоенный период были получены точные данные о численности и структуре населения СССР, но и в том, что ее подготовка и особенно публикация данных способствовали активизации научных исследований практически во всех отраслях общественной науки. Не только демография, но и социология, и многие другие общественные науки получили возможность возродиться после периода фактической смерти в сталинскую эпоху и ускоренно развиваться, используя необычайно широко опубликованные данные этой переписи.
Следующая перепись населения была проведена в 1970 г. по состоянию на 15 января. Как и в 1959 г., в новой переписи учитывалось наличное и постоянное население. Программа переписи была несколько более обширной и включала в себя 18 признаков, из которых 11 фиксировались в ходе сплошного опроса, а 7 - выборочного. Объем выборки составлял 25%, вопросы выборочной переписи касались проблем занятости и миграции.
Следующая перепись населения была проведена в 1979 г. по состоянию на 17 января. Как и прежде, учитывалось наличное и постоянное население. Наиболее принципиальным изменением программы сплошной переписи стало изменение формулировок вопросов о возрасте и брачном состоянии. Помимо традиционного вопроса о числе исполнившихся лет в сплошной переписной лист был включен вопрос о дате рождения. Брачное состояние фиксировалось не по двум, как прежде, а по четырем категориям (состоит в браке, никогда не состоял в браке, вдов, разведен).
Что касается выборочной части переписи 1979 г., то принципиальная новизна ее программы состояла во включении вопроса о числе детей, рожденных женщиной за всю жизнь.
В 1985 г. впервые в истории советских и российских переписей была проведена так называемая микроперепись населения СССР, которая официально называлась «Всесоюзное выборочное социально-демографическое обследование населения». Микроперепись охватила 5% населения СССР (точнее говоря, 5 % избирательных участков, на территории которых опрашивались все постоянные жители). Данные переписи, благодаря применению специальных математико-статистических процедур, репрезентативны для всего населения СССР. Часть вопросов микропереписи была направлена на выявление намерений и мнений населения, чего прежде никогда не было.
Проводилась микроперепись по состоянию на 0 часов 3 января 1985г. Опрос продолжался до 11 января включительно. Бланк опроса, или анкета, состоял из 5 разделов, включавших 27 признаков.
Раздел «А» — «Сведения о каждом обследуемом» — содержал признаки, в целом повторявшие программу переписи 1979 г. Отличия состояли в том, что были исключены вопросы о главе семьи, родном языке, месте работы и занятии, впервые учитывались не 4, а 5 категорий брачного состояния (была добавлена категория «разошедшиеся»), несколько изменилась формулировка вопроса о миграции.
Раздел «Б» — «Сведения о браках» — включал допросы о годе вступления в первый брак, о причине и годе его прекращения, о годе вступления во второй брак (эти вопросы были обращены только к состоящим или когда-либо состоявшим в браке).
Раздел «В» - «Сведения о рождениях» - был обращен к женщинам 18—59 лет и включал вопросы о месяце и годе рождения каждого ребенка, о возрасте (годе) смерти, если ребенок умер (для умерших в 1984 г.- также о месяце смерти). Кроме того, замужним женщинам в возрасте 18-44 года задавался вопрос о числе детей, которое они собираются иметь, а женщинам, родившим ребенка в 1979-1984 гг., задавались также вопросы о том, работала ли или училась мать в момент рождения ребенка, пользовалась ли отпуском по уходу за ребенком до достижения им 1 года и до полутора лет.
В программу микропереписи был включен и раздел «Д» — «Мнение населения». Он был обращен ко всем лицам старше 17 лет и состоял всего из одного вопроса о том, какие из перечисленных задач являются наиболее важными и должны решаться в первую очередь.
В ходе микропереписи учитывались (в разделе «Г») также жилищные условия обследуемых. Молодым семьям здесь же задавался вопрос о том, брали ли они беспроцентную ссуду на улучшение жилищных условий и обзаведение хозяйством. Кроме того, лицам трудоспособного возраста, занятым в так называемом личном подсобном хозяйстве, задавались вопросы о причинах «незанятости» и об условиях, при которых они могли бы поступить на работу.