Для оценки применимости данной концептуальной модели в отношении психофизических явлений необходимо рассмотреть следующие принципиальные вопросы:
Связь с процессами функционирования мозга.
Каким образом возникновение и восприятие предполагаемого физического агента связано с функционированием мозга?
Авторы современных теорий психофизических явлений недопустимо небрежно относятся к данному аспекту. Ни одна из этих теорий в рамках данной концептуальной модели не способна удовлетворительно связать процесс генерации и восприятия гипотетического биофизического агента с процессом генерации нервных импульсов, являющихся материальной основой всех процессов функционирования мозга.[3]
Проникающая способность данного агента.
Если у агента высокая проникающая способность, то почему он при этом оказывает эффективное воздействие на объект?
Избирательность взаимодействия.
Почему данный агент обеспечивает взаимодействие именно с требуемым объектом или группой объектов (кроме редких исключений)?
Ни один из вариантов теорий на основе данной концептуальной модели не смог и, со всей очевидностью, не сможет дать этому удовлетворительное объяснение.
Функциональность данной концептуальной модели в целом с учётом нейрофизиологических аспектов функционирования ЦНС, кибернетических аспектов и феноменологии психофизических явлений.
Способна ли биофизическая модель Psi-явлений обеспечить реализацию каких-либо психофизических явлений хотя бы в случае существования идеального по своим свойствам, "волшебного" излучения, связанного с процессами функционирования мозга?
Квантовая концептуальная модель предполагает существование каких-либо механизмов реализации Psi-явлений на основе ранее неизвестных явлений квантовой физики, каким-либо образом связанных с сознанием человека.
Для оценки применимости данной концептуальной модели в отношении психофизических явлений необходимо рассмотреть следующие принципиальные вопросы:
Принципиальная достоверность квантового явления, которое положено в основу рассматриваемой теории, с чисто физической точки зрения.
Существующие теории, принадлежащие к данной концептуальной модели, в плане рассматриваемых в них квантовых явлений, с физической точки зрения являются либо ложными, либо не имеющими достоверного подтверждения[4].
Связь с процессами функционирования мозга.
Каким образом рассматриваемое квантовое явление связано с функционированием мозга?
Ни одна из существующих теорий в пределах данной концептуальной модели не способна удовлетворительно связать рассматриваемые квантовые процессы с процессом генерации нервных импульсов. Более того, большинство авторов психофизических теорий просто игнорируют данный научный аспект, поскольку иначе становится очевидной уязвимость их логических построений.
Избирательность взаимодействия.
Почему данное квантовое явление обеспечивает взаимодействие именно с требуемым объектом взаимодействия или группой объектов?
Как и в случае биофизической концептуальной модели, ответа на данный вопрос нет и не предвидится.
Функциональность данной концептуальной модели в целом (при идеализированных обстоятельствах, без учёта предыдущих вопросов) с учётом нейрофизиологических аспектов функционирования ЦНС, кибернетических аспектов и феноменологии психофизических явлений.
Первые три из этих четырёх вопросов в той или иной мере обсуждаются авторами теорий, принадлежащих к данным концептуальным моделям. Последний же вопрос ранее никогда никем не рассматривался из-за сложности выявления каких-либо принципиальных критериев достоверности какой-либо концептуальной модели в целом. Однако, он является принципиально важным для понимания природы Psi-явлений и выбора оптимального направления научного поиска в парапсихологии.
В настоящее время наибольшее развитие получила квантовая концептуальная модель психофизических явлений в пределах которой существует несколько лидирующих теорий, получивших достаточное признание как среди парапсихологов, так и среди физиков и активно обсуждаемых в серьёзных научных организациях, журналах и на конференциях:
1) Теория "квантового сознания" ("квантового нейрокомпьютинга") Хамерофа-Пенроуза. Она предполагает, что сознание человека представляет собой дискретизированные процессы нейрокомпьютинга, реализованные на основе конформационных перестроек в отдельных белковых молекулах микротрубочек цитоскелета нейронов головного мозга под влиянием квантовых процессов когеренции и "объективной редукции" (коллапса) волновой функции под влиянием достижения порога неустойчивости, связанного с квантовой гравитацией. Предполагается, что это может служить основой теорий, объясняющих самые разные Psi-явления.
2) Теория "торсионного сознания" А.Е.Акимова, В.Н.Бинги. Она предполагает, что психофизические и другие Psi-явления могут быть объяснены на основе теории физического вакуума и торсионных полей и излучений, разработанной Г.И.Шиповым и развиваемой А.Е.Акимовым. В данной теории постулируется, что основу всех известных квантовых полей составляет некоторое первичное торсионное поле, которое есть совокупность элементарных пространственно-временных вихрей, не имеющих энергии, но переносящих информацию. Это же первичное торсионное поле рассматривается как субстрат информационной "записи" о прошлом и будущем нашего материального мира, а также как субстрат сознания, способного существовать, не имея связи с материальным миром.
Данная теория объединяет в себе черты квантовой и биофизической концептуальных моделей, поскольку в ней, например, предполагается перенос посредством специфического агента (торсионного поля) психофизиологического состояния от одного объекта телепатического взаимодействия к другому.
3) Теория "торсионного нейрокомпьютинга" и "Живой Вселенной" В.Д.Цыганкова[5].Данная теория является дальнейшим развитием торсионной концепции физики Г.И.Шипова и А.Е.Акимова. Она объясняет психофизические явления взаимодействием объекта и субъекта посредством специфических частиц - инерционов (торсионных вихрей) и утверждает наличие глобального подобия микро и макроуровней устройства Мироздания нейрокомпьютерной системе, принципы и особенности функционирования которой были исследованы В.Д.Цыганковым.
Парапсихология в основном изучает такие явления, как
Предвещание - вариант ясновидения, касающийся еще не произошедших событий.
Лозоискательство — отыскивание с помощью специального индикатора, в качестве которого может выступать лоза, изогнутая металлическая проволока, подземных вод, руд, пустот и т.п.
Психокинез — воздействие человека на окружающие предметы без физических посредников. Такое воздействие может быть оказано на электрическую активность растения; на положение в пространстве нетяжелых различных предметов.
Ясновидение
Парадиагностика — постановка медицинского диагноза без контакта с больным, на основании экстрасенсорного восприятия.
Парамедицина — раздел медицины, в котором применяются лечебные методы, не использующие известные физические посредники. Такими методами являются лечение посредством наложения рук, мысленного внушения.
ТЕЛЕПАТИЯ
Телепатия — передача на расстояние мыслей и чувств от одного человека к другому. О телепатии написано много книг, да и каждый читатель наверняка может вспомнить «случаи» из своей личной жизни, наводившие его на мысли о существовании телепатии. Поэтому опишу здесь лишь один вечер, организованный нашей секцией. Вечер был посвящён чествованию известного артиста и экстрасенса Вольфа Григорьевича Мессинга в связи с его 65-летием. (Кстати, воспоминания о В. Г. Мессинге «Вольф Мессинг» написала Д. И. Граве, которая в те годы была очень активным членом Секции биоинформации.) Вечер проходил 19 января 1966 года в Москве в Центральном доме культуры медицинских работников; в зале присутствовало не менее 400 человек.
Один эпизод этого вечера к настоящему времени многократно описывался и, очевидно, многим известен. Речь идёт о выступлении П. К. Пономаренко, который, будучи осенью 1939 года во время вступления советских войск в Польшу первым секретарём ЦК Компартии Белоруссии, занимался приёмом беженцев из Польши в СССР (в Белоруссию). Он рассказал присутствующим на вечере, как ему однажды доложили, что в Белоруссию прибыл «некто Мессинг», заявивший о наличии у него каких-то «сверхъестественных» способностей. «Уж не шпион ли?» — подумал Пономаренко и предложил привести к нему В. Г. Мессинга. Когда Мессинга привели, группа людей, собравшихся у Пономаренко, решила проверить способности Мессинга, мысленно предложив ему задание: подняться на второй этаж в библиотеку, подойти к определённому стеллажу, взять на определённой полке определённую книгу, открыть её на определённой странице и подчеркнуть на ней определённое слово. Согласно условиям опыта, после того как Мессинг покинул комнату и направился исполнять задание, все присутствующие стали думать о заданной Мес-сингу последовательности его действий. Спустя некоторое время В. Г. Мессии г вернулся в комнату и принёс раскрытую книгу с подчёркнутым в ней заданным словом.