ТУЛИН АЛЕКСЕЙ
УФОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТОМ 4
ПСИХОЛОГИЯ ПАРАНОРМАЛЬНОГО.
МОСКВА
2009
Содержание.
Введение.
Общая психология.
Сущность и генезис психики.
Психологические процессы.
Парапсихология.
Парапсихология: сущность и значение.
Телепатия.
Близковидение (эксперименты с символами Зенера).
Дальновидение.
Ясновидение.
Сверхсознание.
О современной парапсихологии.
Трансперсональная психология.
Холотропное дыхание.
Вклад Станислава Грофа в современные исследования личности и сознания.
Трансперсональные переживания.
Критика трансперсональной психологии.
Уфологическая психология.
Мистическая личность.
Экскурс в мистицизм.
Классификация мистической личности.
Мистический опыт.
Что такое мистический опыт?
Мистическое как опыт.
Анализ мистического опыта.
Мистические переживания.
Классификация мистических переживаний.
Виды мистических переживаний.
Внутренние проблемы.
Контактант как мистическая личность
Контактерство.
Характер контакта с внеземным разумом.
Как же получают информацию контактанты?
Психологический портрет контактанта.
Контактерство и религия
Контактерство или синдром Кандинского – Клерамбо.
Психологическая специфика контактов.
Контактерство – мнение психолога
Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Паранормальное явление и человек - звенья сложной системы.
1. Юнг пишет о четырех средствах, благодаря которым сознание получает свою ориентацию в опыте. "Ощущение (т.е. восприятие органами чувств) говорит нам, что нечто существует; мышление говорит, что это такое; чувство отвечает, благоприятно это или нет, а интуиция оповещает нас, откуда это возникло и куда уйдет (К. Юнг. Архетип и символ... -с.57). Эмоции опираются на неосознаваемую информацию, более подвластны человеку и опосредованны социокультурными ценностями. Сознание создает основу понятийного мышления, без которого разумная деятельность невозможна. Но само осознание чего-либо может быть интуитивным.
Исследования интуиции является основной задачей науки, которая получила название парапсихологии. Ее предметом являются опыты по обнаружению сверхчувственных эффектов, проводимые со всеми людьми; изучение обладающих повышенными экстрасенсорными возможностями; изучение так называемых биополей человека, животных и растений (в частности, проблемы чувствительности растений к людям) и т.п.
Началась парапсихология с контролируемых и воспроизводимых опытов по отгадыванию так называемых парапсихологических карт, которые показывали, что многие люди в той или иной степени обладают способностью предчувствия.
Изучают парапсихологи и таких людей, как У. Геллер, который может останавливать эскалатор, компьютер, находить спрятанные предметы и месторождения полезных ископаемых, сгибать металлические предметы даже если они заключены в капсулы, чинить часы на расстоянии, распознавать изображения в магнитной памяти ЭВМ, приводить в движение стрелку компаса и электроизмерительного прибора, впечатывать свое изображение на пленку полностью закрытого фотоаппарата, изменять вес груза на весах, показания счетчика радиоактивного излучения, устраивать исчезновение предметов и вновь восстанавливать их на прежнем месте (материализация и дематериализация), отключать светов огромном районе города, останавливать корабль, внушать другим людям мысли на расстоянии и т.п. У. Геллер нуждается в присутствии других людей, как бы подпитываясь от них. Обычные люди получают возможность выполнять такие же действия, "заряжаясь" от него. Способности У. Геллера распространяются после сеанса по радио и телевидению на других людей на огромные расстояния. Имеет место и эффект последствия (задержанная реакция).
Интересно послушать самого У. Геллера. "У меня есть ощущение, что эти энергии и силы идут не от меня - я как бы лишь тоннель, труба, через которую они проходят" (У. Геллер. Моя история М., 1991.- С. 12). "Из-за того что мои возможности идут от энергии, которая находится вне меня, у меня никогда нет стопроцентной уверенности, что все будет в порядке" (Там же. - с.16). "По моему глубокому убеждению, каждый человек имеет внутри себя некую абстрактную силу, которую можно высвободить тремя способами. Способ первый - психологическое внушение. Второй - визуальный, связанный с возможностью видеть эту силу в действии или слышать ее подробное описание по радио. И третий способ - самовнушение и развитие внутренней уверенности в ее существовании... Главное условие успеха - это вера" (Там же. - с.32-33).
"Но когда я начинаю думать о каких-то более глубоких вещах, то убеждаюсь, что на самом деле не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего для вечности. Все происходит одновременно. Я чувствую, что у каждого из нас есть два канала восприятия: космический и обыкновенный, и мы можем на них настраиваться в разные времена" (Там же.-с.44). Эти способности дал У. Геллеру "яркий свет", который накрыл его в детстве. Можно сказать, что создалась особая система под воздействием света, перешедшего в энергию, которой подвластно все, кроме лазерного луча. Речь идет о паранормальной психической энергии. "Бог - это как бы горючее нашей души, горюче, которое, воспламеняясь, помогает нам устремляться ввысь" (Там же - с.171). В то же время У.Геллер пишет, что ему необходимы физические нагрузки каждый день, иначе он утратит свою энергию. Мы имеем дело здесь с чем-то, граничащим с фантастикой. Но надо отметить, что гипотезы об одновременности прошлого, настоящего и будущего обсуждаются в науке (в частности, в физике), а немало людей проявляют в экстремальных ситуациях силы, недоступные для них в нормальном состоянии (мать, спасая ребенка, может поднять автомобиль: некоторые предчувствуют судьбу близких и т.п.). Все это может быть предметом научного познания, хотя исследование подобных феноменов исключительно сложно.
Люди давно сталкивались с проявлением необычайных свойств человеческой психики, с паранормальными явлениями (пси-явлениями), ибо во все времена и во всех странах мира всегда находились отдельны личности, проявлявшие незаурядные знания и способности, поражавшие обычных людей, - это были жрецы, шаманы, оракулы, ясновидящие, медиумы. Наука в те далекие времена находилась в зачаточном состоянии, и все знания основывались на религиозно-философских учениях, мистических понятиях и верованиях. Этот древний период истории изучения сознания и необычных свойств психики подобно рассмотрен в литературе.
Последующий ранний период в истории парапсихологии охватывал собой все средневековье и продолжался вплоть до начала 18 столетия. Он характеризовался широким распространением среди людей магических представлений, мистических верований, колдовства, гадания, составлявших обширную систему средневекового знания.
Средний период в истории изучения пси-явлений (18 - 19) отмечен деятельностью многих лиц, но среди них выделялись австрийский врач Ф.Месмер (1734 - 1815), живший во Франции, и барон Карл фон Райхенбах, немецкий промышленник и химик. В этот период в истории парапсихологии отличался необычайно большим распространением спиритизма в разных странах мира, охватившего все социальные слои общества. Естественно, такое повальное увлечение "вызыванием духов", столоверчением и верчением блюдец привело к усилению скептического отношения к парапсихологии со стороны многих серьезных ученых. Например, Менделеев критически относился к сеансам спиритизма и медиумизма.
Для доказательства способности людей к телепатии долгое время использовался метод угадывания символов на картах Зеннера с изображением креста, квадрата, треугольника, звезды и волнистых линий.
2. Наука на пути к пониманию энергетических механизмов паранормальных явлений.
Результаты многолетних исследований в области парапсихологии были обобщены в книге Дж.Райна "Шестьдесят лет изучения сверхчувственного восприятия", которая вскоре стала классической книгой. В ней были представлены материалы опытов, проведенных учеными-парапсихологами, парапсихологами и другими специалистами с 1880 по 1940 г. За этот период было поставлено 145 опытов по сверхчувственному восприятию с участием 77, 8 тыс. человек, сделавших 4,9 млн. определений карт, причем в 106 опытах результат значительно превзошел случайное ожидание, рассчитанное по теории вероятности.
Указанная книга ознаменовала собой окончание большого этапа исследований в парапсихологии, и, хотя впоследствии она подвергалась критике, это пошло на пользу науке. В частности, для точности проведения экспериментов было предложено использовать компьютерное автоматизированное тестирование людей при определении их пси-способностей, а также приборы для автоматического подсчета очков для получения корректных данных в пси-исследованиях.
К этому же периоду относится появление сенсационных работ по фитопсихологии - изучению восприятия у растений, их способности принимать информацию от живых организмов. Многие исследования взаимосвязи "человек-растение" и "животное-растение" были проведены очень тщательно и в условиях полностью автоматизированного эксперимента. Эти исследования расширили и без того очень широкие границы парапсихологии и ко многим трудным вопросам о сущности пси-явлений добавили еще не менее сложные и загадочные вопросы фитопсихологии.