Блок | Некрасов |
В цветном платке, на косы брошенном... | Вьётся алая лента игривоВ волосах твоих, чёрных как ночь... |
Ждала, волнуясь, под навесом. Нежней румянец, круче локон... | Знать, забило сердечко тревогу...Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается лёгкий пушок. |
Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною... Скользнул - и поезд в даль умчало. | И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?.. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. |
Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... | Не гляди лее с тоской на дорогу... |
Так много жадных взоров кинуто... | Что ты жадно глядишь на дорогу? |
Некрасов - реалист, и его образы реалистичны. Блок - романтик и символист. Стихотворение Блока строится на литературных аллюзиях. Блоковская девушка не может и не хочет превращаться в животное, которое «нянчит, работает и ест», и «выраженья тупого терпенья» мы на её лице никогда не увидим. Романтик Блок не только не призывает героиню к неизбежному компромиссу, а наоборот, делает её максималисткой и обращается в конце стихотворения уже не к мёртвой героини. с\.к людям, её окружающим. Нужно ещё добавить, что в стихотворении Блока ключевую роль играют эпитеты, а не глаголы, как у Некрасова. Переносный, метафорический смысл превращает их в символы.
Я понимаю задачу учителя как создание условий для самостоятельного движения ученика к искусству. Потребность наших детей в духовной пище значительно выше, чем мы думаем. Донести до них представление об истинной «непростоте» мира и человека, -думается, поважнее, чем научить их писать стандартные сочинения на шесть страниц. Я надеюсь, что приёмы и методы работы над стихотворением, описанные мной, помогут проводить уроки литературы, направленные на формирование у учащихся шкалы ценностей и выработку мировоззренческих установок, на приобретение знаний предмета и аналитических навыков, а также творческих способностей. Описанная технология основана на индивидуальном и совместном творческом поиске и решении поставленных задач путём чувственного восприятия.
В результате уроков по изучению лирики мои ученики научились лучше понимать прочитанное стихотворение и определять, какое место занимает стихотворение в необозримом пространстве русской культуры, Я надеюсь, что для них анализ лирического произведения - это вовсе не скучное расчленение «живого тела поэзии», как полагают некоторые,а творческая эмоциональная работа, раскрытие тайны.
В качестве итога привожу выдержки из работ учащихся по самостоятельному анализу стихотворений.
Крыгина Настя, ученица 9 класса «в»
(анализ стихотворения «Молитва» М. Лермонтова):
«Анализируя стихотворение «Молитва» (1839 г.), мы неминуемо начинаем сопоставлять его с разобранным на уроке («И скучно и грустно...»). В нём Лермонтов не предлагает своему герою никакого выхода из эмоционального кризиса, в то время как в «Молитве» такой выход существует. Молитва названа «чудной», и чудо в том, что творчество преображает.
Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них».
Нагаева Инна, ученица 9 класса «в»
(ответ на вопрос: Кто из героев - Чацкий, Онегин или Печорин - мог бы написать стихотворение «И скучно и грустно...»):
«В этом стихотворении поэтическое и романтическое вступает в конфликт с прозаическим, обыденным, рациональным. Такое неоднозначное отношение к миру свойственно и Чацкому, и Печорину, и Онегину. Наверное, Печорину и Онегину в большей степени. С одной стороны - грусть, желания, любовь, прошлое, радость, муки, страсти; с другой - скука, польза, невозможность любить, ничтожность переживаний, настоящее, рассудок. Герой стремится испытать эмоции, но не может этого сделать, потому что претензии его безграничны, а возможности ограниченны. Преобладание рассудка над эмоциями превращает жизнь «в пустую и глупую шутку».
Завьялов Сергей, ученик 9 класса «в»
(ответ на вопрос: Кому из героев стихотворения М. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» мы сочувствуем в наибольшей степени?):
«Думаю, кто-то может упрекнуть героя в эгоизме, в том, что его «прошлое страданье» ему дороже живой женщины. Мне кажется, что нет двух женщин, а есть одна, которую герой любил в юности, а теперь не может любить, так как она изменилась, и он не находит в ней «следа прошлого», как не находит его в себе в стихотворении «И скучно и грустно».
Полный анализ стихотворения смотрите в приложении №4.
Цифровой результат работ учащихся за сочинение по лирике Серебряного века «Моё любимое стихотворение (восприятие, интерпретация)» привожу в следующей таблице. В 11 «г» классе из 20 работ получили оценки за содержание:
«5» - 4
«4» - 10
«3» - 6
В профильном юридическом 11 «в» классе из 23 работ получили оценки за содержание:
«5» - 6
«4» - 14
«3» - 3
Неудовлетворительных оценок нет.
Мои ученики ежегодно принимают участие в городском конкурсе чтецов, финалистом которого неоднократно становился ученик 11 «г» класса Матвиенко Елисей. В 2006 году ученик 11 «в» класса,, Юшутин Алёша, стал лауреатом областного творческого конкурса сочинений на тему: «Я б в милицию пошёл...».
Таким образом, новизна предлагаемой мной методики заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста. Я уделяю большое внимание структуре образной системы, ассоциативным образньш рядам, что позволяет глубже понять художественный мир автора, развивать воображение ребят. При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством поэтического и творческого развития ученика.
Список литературы
1. Вартанъянц М. Д. Поэтика: Комплексный анализ художественного текста. - М, 1994.
2. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.
4. Граник Г.Г., Шапоеал Л.А. и др. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.
5. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. - М, 1998.
6. Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования. - М., 1994.
7. Лотман ЮМ. О поэте и поэзии: Анализ поэтического текста. - СПб., 1996.
8. Маймин Е.А. Теория и практика литературного анализа. - М, 1984.
9. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с ис-кусством//Литература в школе. 1998. № 8.
10. Педагогические мастерские по литературе: Кн. 1 и 2. - СПб., 2000.
11. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать. - СПб., 1999.
12. Шрагина Л.И. Логика воображения. -М, 2001.
13. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. - М., 1968.
Приложение£
Чтение и обсуждение стихотворения Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной ...»
(фрагмент урока 5 класса.)
1. Подготовка к восприятию стихотворения.
Настроить учащихся на восприятие стихотворения помогут картины русских художников
- пейзажистов. С этой целью можно предложить подобрать ряд определений, которые помогут
описать начало осени - тихая, золотая, светлая ...
2. Первичное восприятие. Чтение текста учителем.
Читателям 10-12 лет ещё не знакомо состояние постепенного возникновения чувства от созерцания природы. Но оно хорошо знакомо взрослому человеку. Поэтому при чтении надо передать его как можно точнее.
3. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли Вам стихотворение? Почему?
Все ли слова понятны? (если нужно объяснить слово праздный).
Хорошо, тогда объясните мне, что значит «первоначальная осень», «лучезарные вечера», «бодрый серп», «льется лазурь»? (Соответственно: «начало осени», «ясные вечера с красивыми закатами», «имеются в виду жнецы, а не серп», «воздух над полем кажется голубым и сливается с Небом»).
4. Постановка учебной задачи.
- Лирическое это стихотворение или нет?
Аналитическому чтению будут способствовать следующие вопросы:
Каким настроением пронизано стихотворение?
Заметили ли Вы, что в этом стихотворении Тютчев раскрывается как настоящий художник?
Что вместо красок использует поэт?
- Можно ли «дорисовать» картину Тютчева, добавить к ней какие либо детали? (На первый
взгляд можно. Затем обнаруживается, что сделать это трудно, потому, что поэт выделил са
мые яркие и характерные черты пейзажа).
Вы представляете себе картину погруженной в тишину или озвученной? О чем «молчит»
природа?
Почему поэт называет увиденную картину «дивной порой»?
- Почему вечера лучезарные, вечерами темно, а у Тютчева они горят и лучатся? (Вечер и закат
слиты воедино).