С. Ф. Русова преподавала в высших учебных заведениях, которые были созданы в Чехословакии украинской эмиграцией. Да, в Украинской хозяйственной академии она читала французский язык, а в Украинском высоком педагогическом институте им. М. Драгоманова (Прага) - теорию и историю педагогики, дидактику, дошкольное воспитание, спецкурс «Национальная школа Чехословакии и других славянских народов», вела факультатив из французского языка. С. Ф. Русова работала с Украинским социологическим институтом), что имел научно исследовательское направление, и его автономными учреждениями — заочным Украинским рабочим университетом и Украинским национальным музеем-архивом[50,стр.174-178].
Весомой составляющей в концепции украинской национальной школы С. Русовой являются ее взгляды на проблемы подготовки учителя. Требования к учителю (фундаментальная научно-теоретическая и методическая подготовка, высокие моральные качества, постоянное стремление к самоусовершенствованию и самообразованию, высокая работоспособность и любовь к труду, справедливость и доброта, терпение, большая любовь к детям, «национальное понимание ребенка» и др.), она начертила определенные пути подготовки украинского учительства. Среди предлагаемых мероприятий:
- создание специальных учебных заведений; - внесение радикальных изменений в деятельность существующих учительских школ, педагогических классов женских гимназий;
- преподавание украинского языка, литературы, истории Украины, географии родного края на учительских курсах;
- организация в высших учебных педагогических заведениях кафедр украиноведения и тому подобное.
Формируя требования к учителю, С. Русова писала: «Это должно быть чрезвычайной моральной красоты человек, что непосредственно своими убеждениями, всем своим поведением должна влиять на своих учеников... Учитель должен быть не каким-то ремесленником, а апостолом правды науки, который имеет перед собой не только материальную награду за труд, а большое гуманное задание» [70,стр.136-141].
И.И. Огиенко (1882 – 1972) был министром образования в правительстве УНР. Он исследовал корни родного народа, отстаивал украинский язык, духовное единство, свято собирал то, которое удержало украинцев от забвения, обычаи, фольклор, песни, легенды. Огиенко был хранителем культурных достижений предков.
Он известный ученый, общественный деятель, поэт и прозаик, критик и языковед, публицист и переводчик, профессор, доктор филологии, редактор и издатель, ректор Украинского народного университета, один из организаторов украинского национально-освободительного движения, автор сотен книг, тысяч научных трудов. Весной в 1917 г. начинается перестройка украинской государства. В водовороте нового всплеска украинского возрождения И. Огиенко знакомится с М.С. Грушевским, выступает организатором школ, училищ, Украинского народного университета, основанного в Каменец-Подольске. 5 октября в 1917 г. читает в нем курсы истории украинской культуры [50,стр.194-195].
2.2. Становление и развитие университетского педагогического образования (1917-вторая половина XX века.)
События 1917 года изменили не только социальный строй, но и поставили на повестку дня создание новой школы с новыми педагогическими кадрами. Независимая Украина делала первые шаги в организации подготовки национальных педагогических кадров. Программным документом явилась декларация Генерального секретариата от 26 июня 1917 года, в которой определялись основные мероприятия, направленные на развитие национальной школы и подготовку для нее кадров [36, стр.52-75].
Началось становление системы украинского университетского образования. 30 июля 1918 года университеты Св. Владимира в Киеве, Харьковский и Новороссийский (Одесский) стали государственными университетами Украины. В этом же году на базе Высших женских курсов открывается университет в Екатеринославле (Днепропетровске). На юге России, в г. Симферополе, 18 апреля 1918 года начинаются занятия в Таврическом филиале Киевского университета, а 14 октября 1918 года при полной поддержке и помощи Киевского университета торжественно открывается Таврический университет [ 26,стр. 202-222].
Оба университета начали свою деятельность в тяжелое для отечества время. Власть переходит из рук в руки. Из-за развернувшейся борьбы большевиков с их оппонентами не состоялось назначенное на 14 декабря 1918 года торжественное открытие университета в Екатеринославле. Однако прогрессивные общественные деятели, представители университетских центров Украины, делали все возможное для того, чтобы мечта об открытии новых университетов стала реальностью. В это время председатель Ялтинской городской управы писал: «Необходимо помнить, что в стране, где разруха может привести к уничтожению всех богатств, насаждение университета является единственным спасением возрождения страны и ее культуры» [28,стр.36-38].
Возобновление деятельности Киевского, Харьковского, Новороссийского университетов, открытие новых университетов в Екатеринославле и Симферополе имели громадное значение для развития общества, культуры, образования. Выступая на открытии Таврического университета, его ректор, профессор Р.И. Гельвиг, подчеркивал: «Не политические партии, не лозунги, не штыки, и расстрелы создадут рай на земле, а только свет знания и благородство чувств, работа и труд на благо всем, а не труд для личной или классовой цели, для личного или классового благополучия» [27,стр.155-160].
Несмотря на крайне тяжелое положение республики в1918-1920 гг., правительство Украины, Киевский, Харьковский и Новороссийский университеты оказывали помощь новым университетам. Екатеринославский университет был преобразован в государственный и взят на бюджет республики. Ощущал поддержку и Таврический университет. В этой связи необходимо вспомнить слова профессора Киевского университета М.М, Дитерихса: "Давно, очень давно молодой Киев получил просвещение из источника, появившегося в Тавриде. Теперь старый Киев вырос и посылает свой свет Тавриде, Таврическому университету в лице своих профессоров" [27,стр.222-223].
В условиях гражданской войны на Украине велась подготовительная работа по открытию и других университетов в Полтаве, Чернигове и Нежине. Начали действовать Киевский украинский народный университет, Педагогическая академия в Киеве, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском.
В середине 1918 г. начинается интенсивная деятельность по строительству системы высшего педагогического образования. 20 апреля 1918 г. на заседании госкомиссии Наркомпроса РСФСР обсуждался вопрос о том, какой тип высшего учебного заведения целесообразно положить в основу подготавливаемой реформы. В основном докладе высказывалась мысль о существовании образцовых политехнических институтов, по типу которых может быть преобразован и университет. Однако, зав. отделом вузов Наркомпроса П. К. Штерберг обосновал идею о том, что в основу реформы следует поставить государственные университеты.
На состоявшемся 8 июля 1918 года Всероссийском совещании деятелей высшей школы был рассмотрен проект "Положения о Российских университетах", согласно которому университет делился на три ассоциации: научную, учебную и просветительскую. Они должны были дать каждому деятелю высшей школы возможность избрать наиболее соответствующий его дарованиям и научному влечению вид и способ научной или учебной деятельности [77,стр.201].
В ходе реформы высшего образования возникли большие сложности, прежде всего связанные с поиском путей рационального развития университетского образования. В 20-е - начале 30-х годов, в период строительства народного хозяйства ясно проявились две противоположные тенденции в университетском вопросе. С одной стороны, на Украине открылся новый университет в Екатеринославле, шел процесс интенсивной реорганизации Киевского, Харьковского и Одесского университетов, испытывал на себе огромное влияние со стороны украинских университетов Симферопольский университет. С другой стороны, в связи с тяжелым экономическим положением был упразднен ряд высших учебных заведений, в том числе университеты, возникшие в независимой Украине после 1917 года: Киевский украинский народный университет, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском.
Революционная перестройка высшего образования 1919-1920 годов, прежде всего, коснулась университетов. Постановлением № 8 от 10 марта 1919 года отдел высшей школы Наркомпроса Украины утвердил "Временное положение ... об управлении высшими учебными заведениями " [68,стр.118-119], в соответствии с которым всем вузам предписывалось вести работу в трех направлениях: научном, научно-учебном и просветительском. Руководить университетом должны были соответствующие советы, состоящие из делегатов факультетских советов. Руководство хозяйственной деятельностью возлагалось на хозяйственный комитет. Должности ректора и проректора упразднялись, а их функции выполняли комиссары вуза, назначавшиеся Наркомпросом и имевшие чрезвычайные полномочия. Собрание комиссаров вузов Киева, Харькова, Одессы составляло Совет комиссаров вузов (СКВУЗ), которому предоставлялось право выполнять решения местного значения по делам высшей школы. Общегосударственные вопросы передавались на обсуждение и решение Наркомпроса. Таким образом, "Временное положение ..." 1919 года было основным документом, положившим начало централизованной системе управления высшей школой, в частности, университетским образованием.
В первые годы советской власти возникли своеобразные формы интеграции науки, высшего образования и производства. Одной из них явился Институт инженеров электриков-производственников (ИИЭП). Система ИИЭП исходила из того, что нет инженеров широкого и узкого профиля, а есть инженеры для тех или иных потребностей промышленности и техники. По мнению организатора института Я.Ф. Каган-Шабшая, инженер обязан начать работать опытным специалистом, а не терять время на освоение производства с нуля. Студент рассматривался как полноценный участник производственного процесса. Четыре дня в неделю студенты работали на заводе, в течение двух дней по 10 часов занимались в институте (7 часов лекций, 3 часа - черчение и проектирование). Не было зачетных сессий. Пройденный предмет сдавался немедленно. Система ИИЭП являлась воплощением экономики: студенты, работая на производстве, окупали свое содержание и участвовали в создании материальных ценностей [48,стр.22-36]