В центре общественно-политической мысли России находились проблемы преодоления отсталости страны. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафиров и другие доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную власть. В общественном сознании утверждается представление о монархическом государстве как высшей форме власти, способ ной обеспечить «благо» всех подданных. В сознание общества начали проникать идеи о необходимости просвещения. В петровскую эпоху центром внимания становится человек, в котором перестали видеть только источник греховности (как говорила церковь), его начали воспринимать как активно действующую личность, ценность которой определялась прежде всего приносимой отечеству пользой.
Революционные события в Северной Америке, Великая французская буржуазная революция воздействовали на общественную мысль. Гражданская позиция большинства деятелей русской культуры, стремившихся доступными средствами говорить «истину царям», «учить царствовать монарха», была навеяна идеями «просвещенного абсолютизма». Эта позиция, сформировавшаяся во времена Екатерины II, была разделяема А.П. Сумароковым, М.М. Щербатовым, Н.И. Новиковым, Д.И. Фонвизиным. Идеальным монархом считался Петр I, в деятельности которого особенно подчеркивалась государственная польза. Впервые в обществе был поставлен на обсуждение крестьянский вопрос. Обсуждение активизировалось в связи с Пугачевским бунтом. Однако вопрос об отмене крепостного права не поднимался, раздавался призыв к гуманному отношению к крестьянам. Проблему уничтожения крепостничества с необходимостью ликвидации самодержавия революционным путем первым в России связал А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»).
В литературе, которая тесно была связана с публицистикой, появились новые герои, люди нового времени, верящие в могущество разума, науки и собственные силы. Например, большой популярностью пользовалась «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», сюжет которой напоминает повести XVII в., библейский сюжет о блудном сыне, однако в этом произведении присутствуют идеи новой эпохи: судьбу героя петровского времени определяет не провидение, а личные качества. Русская литература XVIII столетия представлена именами М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина, Д.И. Фонвизина и др.
В области градостроительства был совершен переход к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность в разбивке улиц. В 1703 г. началось строительство Санкт-Петербурга, в архитектуре которого отразилась мысль о величии государства. Идеи общественного объединения, гражданского долга стимулировали создание архитектурных ансамблей: Летний дворец, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий (Трезини), Кунсткамера, дворец А.Д. Меншикова (Дж.- М. Фонтана).
В 60-е гг. в архитектуре на смену пышному барокко (Зимний дворец, Царскосельский дворец В. Растрелли) пришел строгий и величественный классицизм (в Петербурге - здание Академии художеств Ж.Б. Валлен-Деламот, здания Ассигнационного банка и Академии наук Д. Кваренги, Мраморный дворец А. Ринальди, Таврический дворец И.Е. Старова; в Москве — дом Пашкова и дворцовый ансамбль в Царицыне В.И. Баженова, здания Московского дворянского собрания, Московского университета, Петровского путевого дворца М.Ф. Казакова).
В XVIII в. получает развитие светская живопись: батальный жанр (гравюра «Бой при Гангуте» А. Зубова; «Полтавская баталия» П.-Д. Мартена и Ж.-М. Натье), портретная живопись (портрет Петра I, «Портрет напольного гетмана» И. Никитина; портреты вельмож, «Автопортрет с женой» А. Матвеева).
Во второй половине XVIII в. в творчестве появилось стремление передать переживания героев. Художники обращаются к античным и древнерусским сюжетам (исторический жанр), иллюстрирующим гражданственность, патриотическое служение родине. В искусстве утверждается новый тип героя, готового к подвигу и самопожертвованию (А. Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»). Развивается портретный жанр (портрет А.М. Измайловой А.П. Антропова, портретная галерея графов Шереметевых, «Девушка в кокошнике» И.П. Аргунова, «Неизвестная в розовом платье», «Неизвестный в треуголке» Ф.С. Рокотова, «Смольнянки», «Екатерина-законодательница» Д.Г. Левицкого, портреты Павла I, вице-канцлера А.Б. Куракина и М.И. Лопухиной В.Л. Боровиковского). Получили распространение графика и пейзаж (творчество С.Ф. Щедрина).
Скульптура стала неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах в Северной и других войнах. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Во второй половине творили скульпторы Ф.И. Шубин (бюст М.В. Ломоносова), М.И. Козловский (памятник А.В. Суворову на Марсовом поле), Э.М. Фальконе («Медный всадник»).
Начало развития русского профессионального театра относится к созданию Ф. Г. Волковым в Ярославле (1750 г.) первого в России публичного театра, которым он руководил и после переезда театра в Петербург.
Изменения в быту. В XVIII в. происходит европеизация быта в основном высших сословий: вводилась европейская одежда, начали брить бороды, вводились правила поведения в обществе («Юности честное зерцало» Петра I). В повседневную жизнь вошли ассамблеи, балы, фейерверки. Крестьяне, приезжающие в города, чаще соприкасались с новшествами, однако крестьянская культура развивалась более традиционно. Перемен в питании было значительно меньше, чем в одежде или строительстве, хотя определенным новшеством стало распространение табака и картофеля. Народы присоединенных территорий Крыма, Новороссии, Сибири приобщались к культуре русских колонизаторов.
17. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги
Предпосылки реформ. Вступая на престол, Александр I должен был учитывать политический опыт предшественников («просвещенный абсолютизм» Екатерины II и недовольство дворянства политикой Павла I). Процессы модернизации, развивающиеся в России, приходили в столкновение с самодержавно-крепостническими порядками. В обществе, в высшем эшелоне власти, в начале XIX в. под влиянием Французской революции стали понимать необходимость реформ «сверху». Реализацию своих планов Александр связывал с друзьями, молодыми аристократами, которые образовали так называемый Негласный комитет.
Крестьянский вопрос. Сразу после переворота 11 марта 1801 г. Александр I отменил те указы отца, которые вызывали острое неприятие со стороны дворян: восстановил «Жалованную грамоту дворянству», подтвердил «Жалованную грамоту городам», отменил указы о запрете выезда за границу, выписывать иностранные газеты и журналы, был снят запрет на торговлю с Англией.
Одна из важнейших проблем России того времени — крепостной труд. Император в начале своего правления пытался по возможности снизить остроту крестьянского вопроса, не отменяя крепостное право полностью. Так, в 1801 г. были прекращены пожалования казенных крестьян в частные руки (слой частновладельческих крестьян перестал увеличиваться), и был издан указ о праве покупать земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами. Затем было запрещено печатать объявления о продаже крестьян в газетах. Важную роль сыграл указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г., разрешивший крепостным выкупаться на волю с землей по договоренности с помещиком. И хотя этим указом смогли воспользоваться около 1% населения России, он открывал путь к решению крестьянской проблемы. В 1809 г. было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь. В 1804—1809 гг. началась отмена крепостного права в Прибалтике. В дворянской среде сложилась мощная оппозиция, под влиянием) которой началось свертывание реформ.
Восстановление экономики государства в результате войны 1812 г. Царское правительство пошло по пути ужесточения крепостного права. В 1822 г. Александр I восстановил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь и отправлять их на каторгу. Чтобы сократить расходы на армию, Александр I предложил создать военные поселения (1816-1817 гг.) по примеру казачьих полков вдоль западной границы государства. Было предложено поселить пехоту возле Новгорода, а кавалерию — на Украине. Военными поселянами стали около 10% русской армии. Насильственное прикрепление крестьян к земле, запрещен» заниматься торговлей и промыслами приводили к разорению. По сути,! крестьянские хозяйства, лишенные внутренней заинтересованности ведении своего хозяйства, потеряв связь с рынком, не имели перспектив в развитии. После ряда восстаний поселения реорганизовывались, были полностью отменены в правление Александра П.
Реформы в управлении. В целях усиления централизации управления государством была проведена министерская реформа (1802 г.). В отличие от коллегий в министерствах дела решались единолично министром, ответственным только перед императором. Введение министерств свидетельствовало о дальнейшей бюрократизации центрального управления и усовершенствовании центрального аппарата. Созданная Александром I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г. Для решения межведомственных «опросов был образован Комитет министров под председательством императора.
В 1802—1803 гг. император приблизил М.М. Сперанского, который составил план преобразований государства. По мнению М.М. Сперанского, государственная система должна строиться на принципах конституционного ограничения власти монарха, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выборности чиновничьего аппарата. Исходя из этих принципов, Сперанский предполагал создание новых государственных органов: Государственного совета (законосовещательный орган), Сената (контрольно-судебные функции), Государственной думы (представительный орган). При этом император должен быть средоточием всех ветвей власти и имел право формировать все эти государственные органы, а также распускать их.