Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история» (стр. 15 из 38)

Сторонниками консервативно-охранительных взглядов были профессора Московского университета М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, писатели и публицисты Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, Н.В. Кукольник и др. Они доказывали, что в стране существует самый лучший порядок. По их мнению, крепостное право сохраняет много патриархального, хотя и нуждается в частичном улучшении. Выразителями взглядов консерваторов стали журнал «Московитянин», газета «Северная пчела».

Либеральное направление. В 1830-е гг. в русской общественной мысли происходит формирование двух направлений, славянофильское и западническое, для представителей которых были характерны либеральные взгляды на будущее России: необходимость реформирования власти и общества, определенную роль в оформлении либерального направления сыграли размышления П.П. Чаадаева, выраженные в «Философических письмах» (резкая критика социальных и нравственных устоев существующего строя России, критика идей «официальной народности»).

Представителями славянофилов были литераторы, ученые, общественные деятели: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев. Они считали, что России необходимо вернуться к идеалам допетровской Руси, которые гораздо больше соответствовали духу русского народа, чем петровская империя. Славянофилы выдвинули идеи о самобытности России, необходимости поддержания православия и традиций. Они резко критиковали реформы Петра I, насильственно внедрявшего западные порядки, которые, в свою очередь, стали основой социальных конфликтов. Славянофилы считали, что при сохранении самодержавия в целом стране необходимы преобразования, но какие – это должен определить Земский собор (представительное собрание от всех сословий). Преобразования, по их мнению, должны были быть постепенными, «сверху» (освобождение крестьян с землей при сохранении помещичьего землевладения). Несмотря на некоторое сходство во взглядах с консерваторами, правительство настороженно относилось к славянофилам. Своеобразным выразителем идей славянофилов стал журнал «Русская беседа».

Противниками славянофилов были так называемые «западники». Современники называли западниками всех, кто противостоял славянофилам. По своему положению и социальному происхождению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции (литераторы, историки и юристы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др.). Они считали, что Россия идет по тому же пути, что и западноевропейские страны, выступали за европеизацию России: критиковали крепостнические порядки и выступали за отмену крепостного права, доказывали преимущества свободного труда над крепостным. Западники были сторонниками гражданских свобод, конституционной монархии, рыночных отношений, предпринимательства, развития образования и научных знаний. Общей направленностью взглядов определялось и восторженное отношение к петровским преобразованиям. Свои идеалы западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, которые печатались в «Московских ведомостях», «Отечественных записках» и др.

Революционное направление. Под влиянием революционного опыта европейских государств зарождаются в России идеи кардинального решения основных вопросов общественной жизни (вопросов о самодержавной власти и отмене крепостного права). В годы реакции после восстания декабристов стали возникать в среде дворян и разночинцев кружки, члены которых занимались изучением европейских философов, просветителей, обсуждали будущее развитие России: в 1827 г. – братьев Критских; в 1831 г. – Н.П. Сунгурова, в 1833 г. – Н.В. Станкевича, в 1834 г. – Н.П. Огарева и А.И. Герцена, в начале 1830-х гг. – «кружок 11 нумера» В.Г. Белинского.

А.И. Герцен, первоначально идеализируя Запад, изменил свои взгляды в эмиграции, в 1850-е гг. выдвинул идею «общинного (крестьянского) социализма». Ее суть такова: в будущем в России возникнет социализм – справедливое общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком; основой социализма станет крестьянская община, так как она несет в себе черты социализма – коллективизм, выборность, справедливые переделы земли. Сторонники этого направления выступали за уничтожение крепостного права и самодержавия революционным путем. В.Г. Белинский изложил свои взгляды в критических статьях, опубликованных в журнале «Современник», а также в «Письме к Н.В. Гоголю» (1847 г.): главные задачи, стоявшие перед Россией, заключаются в уничтожении крепостного права.

В 1840-е гг. в России появились первые революционные организации (например, под руководством М.В. Буташевича-Петрашевского). На заседаниях обсуждались вопросы организации тайного революционного общества, о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии для печатания агитационной лите­ратуры. Члены организации были арестованы, некоторые из них при­говорены к смертной казни, замененной каторгой.

Таким образом, в первой половине XIX в. шел процесс идейного оформления течений в общественном движении. Интеллектуальная элита (писатели, ученые, профессора) находилась в поиске возмож­ных путей развития России, демонстрировала тем самым возросшую активность общества.

21. Культура в России в первой половине XIXв.: национальная основа, европейские влияния

На развитие культуры в первой половине XIX в. оказали влияние важные события (Отечественная война 1812 г., восстание декабри­стов), западные веяния (развитие книгопечатания и распространение иностранных журналов и книг, выезды дворян за границу, загранич­ные походы русской армии). Особую роль сыграл институт пенсионерства (многие художники, архитекторы, скульпторы выезжали за границу для совершенствования своего мастерства).

Образование. В начале столетия была создана стройная система об­разовательных учреждений. В 1802 г. учреждено Министерство на­родного просвещения. Высшее образование было представлено университетами (6), Царскосельским (Александровским) лицеем. Сред­няя ступень была представлена гимназиями (4 года обучения), которые готовили к поступлению в университеты. Уездные училища (2 года обучения) готовили к поступлению в гимназии и давали необ­ходимые знания «состоянию их и промышленности». При каждом приходе были открыты одногодичные приходские училища.

В николаевское время контроль за образованием был усилен. По уставу учебных заведений 1828 г. каждый тип школы становился сословно обособленным: дети низших сословий должны были учиться в приходских одноклассных училищах, дети купцов, ремесленников и других горожан — в уездных трехклассных училищах, дети дворян и чиновников, богатых купцов — в семилетних гимназиях. Для дворян были открыты кадетские корпуса. По уставу 1835 г. была ограничена автономия университетов.

Развитие науки было обусловлено потребностями растущего про­изводства. В развитие техники и прикладных наук внесли свой вклад Ч.В. Петров (электрохимия), П.П. Аносов (металлография), Б.С. Якоби (электротехника), П.Л. Шиллинг (электромагнитный телеграф), Черепановы (первые машины на паровой тяге). Мировую известность приобрели научные разработки Н.И. Лобачевского (неевклидова гео­метрия), в области прикладной математики — труды П.Л. Чебышева, М.В. Остроградского. В освоении новых территорий Сибири, Дальне­го Востока большую роль сыграли экспедиции Н.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (кругосветное путешествие 1803—1806 гг.), Ф.Ф. Бел­линсгаузена и М.П. Лазарева (1819- 1821 гг.), Г.И. Невельского, Е.В. Пу­тятина.

Размышления о путях развития России обусловили интерес к ее историческому прошлому. Историки М.П. Погодин и Н.Г. Устрялов обосновывали идею самобытности русской истории. Рассмотрение самодержавия как неотъемлемой части жизни Российского государ­ства представлено в труде Н.М. Карамзина «История государства Российского». С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» выдвинул концепцию существования в истории объективных закономерностей, которые не зависят от личности. Начинается становление русской философии (П.Я. Чаадаев, А. С Хомяков, братья Киреевские), русской филологии (А.Х. Востоков, С.П. Шевырев, К.С Аксаков).

Особое значение в научной жизни России имели разнообразные; научные общества (Географическое, Минералогическое, Математиче­ское, Общество любителей русской словесности).

Литература. Война 1812 г. вызвала к жизни романтизм (идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX в.), которому были присущи изображение сильных страстей, одухотворенной природы, повышенный интерес к творческой жизни личности. Наиболее ярким предста­вителем романтизма является В.А. Жуковский.

Становление реализма в русской литературе связано с именами А.С Грибоедова («Горе от ума») и А.С. Пушкина («Евгений Онегин» «Капитанская дочка»). Отображение действительности, раскрытие взаимоотношений людей между собой, личности и общества — основные темы произведений реалистического направления.

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю. Лермонтова, отразившее трудное время — погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. «Герой нашего времени», сохраняя черты романтизма, явился одним из первых произведений литературы критического реализма, для которого были характерны усиленный акцент на негативных чертах личности, отражение окружающей поэта жизни, раздумья о родине, глубокое внимание к человеку, изображение жизни в ее типических явлениях.