Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история» (стр. 16 из 38)

От романтических форм к реализму развивалось и творчество Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Шинель», «Мертвые души»).

Русская литература была тесно связана с общественно-политической мыслью. Ода А. Пушкина «Вольность», «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира К. Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись демонстрацией гражданской позиции, размышлениями о судьбах родины.

Архитектура. В начале XIX в. главными сооружениями становятся административные и гражданские здания, формирующие центр общественной жизни города. В первой трети XIX в. стиль архитектуры, скульптуры и прикладного искусства, утвердившийся в России в XVIII столетии, переживал новый этап — зрелый, или высокий, клас­сицизм, часто называемый русским ампиром (для которого характер­ны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы). Ведущим Петербургским архитектором был К.И. Росси (Михайловский дворец (здание Русского музея), Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская — со зданиями Сената, Синода и Исаакиевского собора). По проекту А.Н. Воронихжа построен Казанский собор, приуроченный к 200-летию освобождения от польско-шведских интервентов, открытие собора совпало с новым знаменательным событием — освобожде­нием России от Наполеона. Морскую мощь России символизировало здание Главного адмиралтейства в Петербурге. Своеобразие московского ампира состояло в большей мягкости форм. В реконструкции Красной площади и постройке зданий Большого и Малого театров, составивших ансамбль Театральной площади, проявилось творчество О. И. Вове.

В 30—40-е гг. начался новый период — эклектики (сочетание раз­нородных стилевых элементов, или произвольное использование ис­торических стилей). В этом стиле был построен по проекту О. Монферрана Исаакиевский собор в Петербурге. Постепенно архитектура все больше приобретала функциональный характер. Началось строи­тельство доходных домов, вокзалов. По прямому указу Николая I был создан «русско-византийский стиль» (разновидность эклектики), став­ший воплощением в архитектуре идеи «православия, самодержавия, народности». Его создателем был К.А. Тон — автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной пала­ты в Москве. При строительстве церквей использовались русское пятиглавие, узкие арочные (закругленные) окна, архитектурный декор русского и византийского происхождения. Все это подчинялось стро­гим пропорциям и симметрии классицизма.

Живопись. В первой половине XIX в. продолжал развиваться клас­сицизм, отличающийся высокой гражданственностью и патриотиз­мом, ясностью и лаконичностью художественной формы. После вой­ны 1812 г. новое звучание приобретают героические мотивы из рус­ской истории (О.А. Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом Иоле», Д. И. Иванов «Марфа-посадница» и «Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей»). Большой успех в России и за рубежом имели картины К.П. Брюллова (в первую очередь «Послед­ний день Помпеи»). Самым крупным явлением стало творчество А.А. Иванова («Явление Христа народу»). Впоследствии И.Е. Репин писал картину «самой гениальной и самой народной русской карти­ной». В портретной живописи романтизм переплетался с реализмом. Большую известность получили портреты замечательных русских ху­дожников О.А. Кипренского (портрет А.С. Пушкина, автопортрет) и Н.А. Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Портрет сына», «Белошвейка»). К бытовому сюжету обратился А.Г. Венецианов («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно», «Захарка»). П.А. Фе­дотов своими работами («Сватовство майора», «Свежий кавалер») развивал стиль критического реализма.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Национально-патриотический подъем после войны 1812 г. повлиял на твор­чество И.П. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади), Б.И. Орловского (памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли около Казанского собора в Петербурге). П.А. Клодт создал скульптурную группу коней, памятник И.А. Крылову в Летнем саду. Новое звучание получило музыкальное искусство. С творчеством М.И. Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила») связано форми­рование русской национальной музыкальной школы. Младший совре­менник Глинки, один из основателей классической музыкальной школы А.С. Даргомыжский создал новый жанр — народно-бытовую музыкальную драму «Русалка». Рождение русского городского романса связано с именами А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева.

В первой половине столетия в обществе возрос интерес к театру. Были основаны Малый театр (играли П.С. Мочалов, М.С. Щепкин) в Москве и Александрийский {А.Е. Мартынов) в Петербурге. В отличие от XVIII в. прочное место в репертуарах театров занимают пьесы рос­сийских авторов Я.В. Кукольника, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др.

22. Промышленный переворот в России в XIX в.: этапы, особенности

Промышленный переворот (конец 1830-х — 1880-е гг.) – это переход от мануфактурной стадии капитализма к фабричной система капиталистического производства, основанной на машинной технике. В дореформенный период (1830—1850-е гг.) промышленный перево­рот начался в хлопчатобумажной промышленности, а затем охватил и другие отрасли. Наиболее быстрыми темпами этот процесс развивался в тех отраслях промышленности, где применялся наемный труд. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Промышленный переворот в Рос­сии имел свои особенности: начался в условиях существования кре­постнической экономики, которая тормозила развитие экономики и целом (препятствовала развитию капиталистических предприятий, основанных на наемном труде); вотчинные и посессионные мануфактуры постепенно разорялись; процесс накопления капиталов находился на начальной стадии своего развития (многие предприни­матели были из крепостных крестьян, которые выплачивали поме­щику большой оброк); на мануфактурах, фабриках и заводах работали и основном крестьяне-отходники, которые могли в любое время быть отозваны помещиком (низкий уровень квалификации); в условиях слабости отечественной промышленности важную роль в ее развитии играла поддержка государства (вложение капиталов, протекционист­ские тарифы и т.д.); капиталистическая мануфактура формировалась из крестьянской кустарной промышленности (например, село Иваново постепенно превратилось в промышленный город).

Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного (Петербург — Царское Село в 1837 г.; Петербург — Москва в 1851 г., Петербург — Варшава в 1862 г.). В 1833 г. в России Е.А. и М.Е. Чере­пановыми был построен первый паровоз.

Машинизация труда и развитие промышленности повлекли за собой увеличение спроса на сельскохозяйственное сырье. В результате почти во всех губерниях Европейской России расширилась посевная Площадь (хлебопашество наиболее быстрыми темпами развивалось на юге — на Украине, в Заволжье, Предкавказье). Расширились по­севы технических культур: подсолнечника, табака, сахарной свеклы. В нечерноземной полосе зерновое хозяйство начинало уступать место товарному животноводству. С развитием товарно-денежных отношений углублялось имущественное и социальное расслоение в среде крестьянства.

В пореформенный период (1860—1880-е гг.). По мнению ученых, по­казателем завершения технического переворота считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателя­ми. В России такие показатели были достигнуты на рубеже 70—80-х гг. XIX в. После отмены крепостного права изменились условия развития промышленного переворота. Реформа 1861 г., освободив кре­стьян, способствовала формированию класса наемных рабочих. Более интенсивно шел процесс формирования буржуазии и промышленно­го пролетариата.

Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло. В 1880-1890-е гг. владельцы предприятий, пользующиеся удачной рыночной конъюнктурой, усиливали эксплуатацию наемных рабочих (увеличивали рабочий день, выплачивали низкую зарплату и уменьшали ее изощренной системой штрафов). Все это привело к первым в России рабочим забастовкам, созданию в 1870-х гг. тайных рабочих организаций (Южно- российский союз рабочих, Северный союз рабочих). В 1880-1890-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (в 1885 г. произошла Морозовская стачка).

Во второй половине XIX в. возникли новые отрасли промышленности (нефтехимическая, химическая, машиностроительная и др.). Началось создание акционерных обществ, банков, монополий. Развернулся «железнодорожный бум» (страна покрылась сетью дорог, которая обеспечивала сбыт основных предметов торговли в приморские порты, соединила плодородные губернии с регионами Северо-Запада, связывала главные административные центры). Увеличение грузопотоков привело к переориентации экономических районов (например, нечерноземный центр не мог конкурировать с более дешевой сельскохозяйственной продукцией Юга, на этих территориях начинается экономический спад).

Темпы индустриализации в России превосходили европейские показатели: в России за последние 40 лет XIX в. объем промышленной продукции увеличился в 7 раз, в Англии — в 2 раза, во Франции в 2,5 раза, в Германии — в 5 раз. Интенсивное развитие промышленности в России привлекало иностранных инвесторов, что способствовало формированию российского рынка ценных бумаг. Заметную роль в развитии российской экономики этого периода сыграла внутренняя политика министров финансов Н.Х. Бунге (отмена подушной подати, увеличение налогов на спирт, с недвижимых имуществ в городах, поземельного налога, на заграничные паспорта и др.), И.А. Вышнеградского (политика накопления денежных запасов) С.Ю. Витте (денежная реформа, концессия на строительство Китайско-Восточной железной дороги).