Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история» (стр. 2 из 38)

В Новгородской земле, в отличие от Владимиро-Суздальского кня­жества, сложился вечевой порядок управления. Вече было высшим органом власти, решавшим экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы. Вече избирало совет господ (из бояр), который готовил вечевое собрание, контролировал испол­нение его решений. Высшими должностными лицами были посадник, тысяцкий, князь и архиепископ, избираемые на вече. Функции князя были ограничены: он был военачальником, защищавшим Новгород­скую землю. Любая попытка вмешаться во внутренние дела и расши­рить свои полномочия заканчивалась изгнанием князя. Таким обра­зом, Новгород был боярской республикой.

3. Культура Древней Руси (XXIII вв.). Значение принятия христианства

Древнерусская культура являлась ярким отражением жизни и быта славянских городов. Развитие культуры было вызвано ростом разно­образных ремесел, торговли, расширением внешнеторговых и куль­турных связей государства. Христианство (с 988 г.) оказало огромное влияние на культуру государства: принесло смягчение нравов, общую гуманизацию жизни, поставило Русь в один ряд с европейскими хри­стианскими государствами, помогло установить прочные политиче­ские, торговые, культурные связи с ними. Церковь способствовала созданию на Руси архитектуры, искусства. Сразу после принятия хри­стианства при монастырях появились первые школы, в которых про­ходили обучение дети из разных слоев населения. Христианство идеологически закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества славянских племен Восточно-Европейской равнины. Однако, воспринимая культуру Византии, Русь пе­рерабатывала ее, являя миру нечто новое. В.Н. Лазарев писал: «Усво­ить принципы византийского искусства стремились буквально во всех странах, но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь... не только сделала византийское наследие своим достоянием, она дала ему глубокое творческое претворение...»

Устное народное творчество представлено героико-эпическими былинами, преданиями, сказками, обрядовыми песнями. Уже с нача­ла X в. на Руси распространяется письменность, развитию которой способствовало введение славянского письма, созданного на основе алфавита болгарских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллицей широ­ко пользовались на Руси. Одним из первых письменных памятников Древней Руси является договор Олега с Византией в 911 г. Открытие в Новгороде берестяных грамот, датируемых XI—XV вв., свидетельст­вует о широком распространении грамотности среди городского на­селения.

С появлением письменности на Руси появились переводные грече­ские и болгарские произведения, из которых до нас дошли редкие эк­земпляры рукописных книг середины XI в.: «Остромирово еванге­лие», «Изборник». В конце XI — начале XII в. появились первые ори­гинальные русские произведения («Повесть временных лет» — летописный свод истории славян и Киевского государства до 1110т., автор — Нестор). Сочинения этого времени не исчерпывались рели­гиозным содержанием, они включали острополитические, нравствен­но-этические и поэтические сюжеты. В.О. Ключевский отмечал, что «летописец ищет в исторических событиях нравственного смысла и практических уроков жизни. Летописец видит в жизни человека борь­бу добра и зла, бога и дьявола. Человек, по мнению летописца, дол­жен извлекать уроки жизни для себя».

Древнейшим памятником является «Слово о Законе и Благодати» (вторая четверть XI в., авторство приписывают Илариону, первому русскому митрополиту). Главная мысль произведения — важность принятия христианства для Руси. «Поучение», написанное киевским князем Владимиром Мономахом (1096 или 1117г.), содержит размыш­ления о нравственном поведении человека и князя.

Получило развитие каменное зодчество. На Руси был распростра­нен крестово-купольный храм. Внутреннее пространство здания рас­членялось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Софийский собор в Киеве, Софийский, Георгиевский, Никольский соборы в Новгороде, церкви Чер­нигова, украшенные фресками и мозаикой, представляют собой об­разец соединения греческого стиля с национальными русскими моти­вами.

В XII—XIII вв. в условиях раздробленности появились новые цен­тры политической и культурной жизни. В Ростове, Владимире, Пере­славле-Залесском с середины XII в. велось летописание, отражающее крупнейшие события истории всех русских земель и проникнутое идеей единства Руси. Народное творчество сохранило героические предания, былины, пришедшие из славной истории Киева, создавал­ся новый эпос. Высокими художественными достоинствами отлича­ется самое яркое из произведений XII в. (1185 г.) — «Слово о полку Игореве». В нем сконцентрированы политическая острота (мысль о единении князей против общих врагов), патриотический пафос, по­этическая образность, характерные для культурной жизни Руси.

Процветание Северо-Восточной Руси отражалось в украшении «стольных» городов, в создании замечательных архитектурных ан­самблей: церковь Покрова на Нерли (сооружена в 1165 г. в честь победы над Волжской Булгарией), Дмитриевский и Успенский соборы и Золо­тые ворота во Владимире, Спасский собор в Переславле. Особенности имеет архитектура Новгорода, для которой были характерны монолит­ность, мощь и простота {Георгиевский собор Юрьева монастыря, цер­ковь Спаса на Нередице). По мнению ученых, фрески Спаса на Нередице являлись крупнейшим средневековым живописным ансамблем не только в России, но и во всей Европе.

В XII—XIII вв. в живописи отдельных культурных центров все за­метнее становятся местные особенности. Формируется новгородский стиль монументальной живописи, в котором, в отличие от киевского стиля, более заметно стремление к упрощению художественных прие­мов, что диктовалось желанием создать искусство, доступное для вос­приятия простого человека и способное непосредственно воздейство­вать на его чувства. Например, икона «Ангел Златые власы» привлекает внимание лиризмом образа и светлым колоритом. Во Владимирском княжестве икон XII в. сохранилось мало, но среди них подлинные ше­девры: икона Владимирской Богоматери была написана византийским автором и икона «Дмитрий Солунский», на которой изображен благо­честивый воин, умерщвленный при императоре Диоклетиане за при­верженность христианству и почитаемый как покровитель воинства и славян. У видевших икону невольно возникали ассоциации с князем, который призван творить правый суд и оберегать свой народ. В целом при экономических и политических особенностях отдельных земель в культуре Руси сохранялись общерусские начала.

4. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII веке

Чингисхан. В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось Мон­гольское государство, объединившее многочисленные племена кочев­ников-скотоводов и охотников. Разложение родового строя привело к выделению сильной родовой знати (нойонов), сосредоточившей в сво­их руках огромные богатства и поддерживавшей свое могущество воен­ными дружинами, которые состояли из воинов (нукеров). В 1206 г. мо­гущественный нойон Темучин {1155—1227 гг.) на курултае (съезде) был провозглашен главой Монгольской державы — Чингисханом (1206— 1227 гг.). Подчинив своей власти все монголо-татарские и соседние племена, Чингисхан приступил к грабительским походам.

Монголо-татары обладали сильной, подвижной, хорошо воору­женной, организованной армией, разделенной на четкие воинские подразделения — тьмы (10 000), тысячи, сотни, десятки. Завоевав Си­бирь, Северо-Западный Китай, Чингисхан двинулся в Среднюю Азию и Закавказье. Там под его ударами пали Ургенч, Хорезм, Буха­ра, Мерв, Самарканд. Обойдя с юга Каспийское море, татары появи­лись в пределах Закавказья. Первая встреча русских дружин с монголо-татарами произошла на р. Калке в 1223 г. Русско-половецкая рать проиграла сражение. Ограбив окраинные русские земли, монголы отошли в Азию.

Монголо-татарское нашествие. Завоевание Северо-Восточной Ру­си монголо-татары под предводительством внука Чингисхана хана Батыя предприняли в 1237 г. Первый удар приняла Рязань. Город был взят и разорен, а жители перебиты. Далее монголо-татары разорили Коломну, Москву, Владимир. В течение февраля монголо-татарские орды, рассеявшиеся по нескольким направлениям, взяли и разруши­ли 14 городов, среди них Ростов, Суздаль, Ярославль, Тверь, Костро­ма и др. В марте 1238 г. были разбиты дружины владимирского князя Юрия Всеволодовича на р. Сити. Семь недель сражались жители оса­жденного городка Козельска — «злого города», по словам Батыя.

Второй поход на Русь Батый предпринял в 1240 г. Пали Переславль, Чернигов, в декабре 1240 г. — Киев. Последним русским кня­жеством, сдавшимся Батыю, было Галицко-Волынское. Затем монго­лы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию. В 1242 г. они вышли к Ад­риатическому морю. Однако войско Батыя к концу 1242 г. оказалось не в состоянии продвинуться в глубь Европы и, потерпев поражение в Чехии и Венгрии, повернуло назад. В 1243 г. по возвращении хана Ба­тыя из его похода в Европу на Нижней Волге возникло монголо-та­тарское государство Золотая Орда.