В результате из общины выделилось около 22% крестьянских хозяйств. Современная исследовательница Л.И. Семенникова отмечает: «Ход реформы показал, что крестьянство в большинстве привержено общине и сопротивляется ее разрушению всеми доступными средствами». Появление крестьян-собственников вызывало негативную реакцию со стороны крестьян-общинников, выражавшуюся в порче скота, поджогах. Переселенцев встречали недружелюбно, средств на обустройство не хватало, многие вернулись обратно. В то же время реализация программы привела к дальнейшему расслоению крестьянства, разрушению общинных порядков и продемонстрировала более высокую эффективность производительной деятельности фермерских хозяйств (10% выделившихся на хутора и отруба производили на экспорт столько же хлеба, сколько оставшиеся 90% в составе общины).
Краткосрочность проведения реформы (с 1906 по 1911 г. - смерть реформатора, в 1914 г. - начало Первой мировой войны) не способствовала ее логическому завершению, коренным образом изменить ситуацию в деревне не удалось. Сам П.А. Столыпин предполагал, что для успеха реформы необходимо как минимум лет двадцать. Крестьяне по-прежнему требовали решения аграрного вопроса путем ликвидации помещичьего землевладения.
33. Культура России в начале XX в. (1900—1917 гг.), ее вклад в мировую культуру
Образование. Общая тенденция развития страны требовала распространения грамотности, профессиональных специалистов. Возросли темпы роста начального образования (церковно-приходские школы, земские начальные училища, начальные школы Министерства народного просвещения). Однако количество обучающихся в них было непостоянным. Крестьяне нерегулярно ходили в школу. Увеличилось количество гимназий и реальных училищ. Формировалась сеть средних профессиональных учебных заведений (коммерческие 7-8-летние училища; промышленные, технические, железнодорожные, горные училища). Высшее образование можно было получить в университетах, институтах, на высших курсах. Однако в целом Россия продолжала быть неграмотной страной (к 1917 г. грамотные составляли 31% населения).
Наука. Модернизация затронула все сферы жизни общества, потребовала развития образования, обострила потребности в научно-технических разработках. Россия обогатила мировую культуру достижениями в разных областях. Рубеж столетий ознаменовался яркими достижениями мирового масштаба в физике (П.Н. Лебедев получил синтетический каучук, начал изучение ультразвука), математике (С.А. Чаплыгин), химии (Н.Д. Зелинский), физиологии (НИ Павлов за теорию высшей нервной деятельности и условных рефлексов и И.И. Мечников за работы по иммунологии получили Нобелевскую премию), технике {НЕ. Жуковский вел теоретические разработки летательных аппаратов, К.Э. Циолковский разрабатывал макеты будущих космических кораблей), географии (ПК. Козлов, Г. Я.Седов), философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А. Флоренский), истории (В. О. Ключевский, П.Н Милюков, М.Н Покровский). В.И. Вернадский создал теорию ноосферы, впервые предсказал опасность от «лучистой энергии» расщепленного атома.
В литературе нашли отражение идеи и темы, свидетельствующие о многообразии развивающегося культурного пространства в России в начале XX в. в условиях формирующихся капиталистических отношений. Проблема приспособления людей к новым веяниям поднята в произведениях А.П. Чехова («Вишневый сад», «Три сестры»). Особое внимание у писателей вызывал человек с его богатым духовным миром (например, творчество Л.Н. Толстого - «Живой труп», «Отец Сергий»). В условиях развития общественного движения одной из тем стала социальная гражданская позиция героев и авторов произведений (Л.Н Толстой «После бала», В.Г. Короленко «Дети подземелья»). Развивающееся рабочее движение нашло свое отражение в творчестве А.М. Горького («Мать», «На дне»). Дворянский мир представлен в произведениях И.А. Бунина («Антоновские яблоки», «Деревня»).
Многообразие духовной жизни ярко проявилось в творчестве поэтов, принадлежавших к разным направлениям декаданса: символистов В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, Ф.К. Сологуба, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского; акмеистов Н.С. Гумилева, СМ. Городецкого, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама; футуристов В. Хлебникова и В. Маяковского. Декаданс (течения: символизм, экспрессионизм, сюрреализм) — направление в литературе и искусстве, отличавшееся упадничеством и крайним индивидуализмом, для которого характерны проповедь искусства, мистика, космополитизм. Акмеизм - высшая степень чего-либо, цветущая пора. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Конец XIX — начало XX в. называют «Серебряным веком». Поэты, архитекторы, музыканты, художники жили ощущением неудовлетворенности, жаждали открытия новых миров.
В живописи наряду с реализмом (в рамках которого творили передвижники И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов) получил развитие стиль «модерн» (художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа «Прогулка короля», Е.Е. Лансере «Никольский рынок в Петербурге» и «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», К.А. Сомов «Эхо прошедшего времени» и «Дама в голубом», Н.К. Рерих «Заморские гости», Б.М. Кустодиев «Купчиха», М. Врубель «Демон поверженный», «Демон», В. Борисов-Мусатов «Майские цветы», «Призраки»). Многие художники работали в своеобразной манере (К.А. Коровин «Розы и фиалки», «Сирень», В.А. Серов «Девочка с персиками», портреты Орловой, Ермоловой, И.И. Левитан «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень»). Рубеж веков — время становления русского авангарда (кубизм, футуризм, примитивизм, абстракционизм). В этом направлении творили А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, К. С. Малевич.
Архитектура Серебряного века развивалась в направлении возрастающей функциональности зданий. В городах важное место отводилось зданиям нового типа — банкам, магазинам, фабрикам, вокзалам. Утверждается новый стиль — «модерн», для которого характерно появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции, свободная планировка, подчеркивающая индивидуализированность зданий). В этом стиле выстроены здания Ярославского вокзала (Ф.О. Шехтель), здание Казанского вокзала (А.В. Щусев), здание Третьяковской галереи (В.М. Васнецов).
В новую полосу творческих исканий вступил театр. В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко создали Художественный театр, деятельность которого перевернула существующее театральное дело. Станиславский писал: «Программа начинающегося дела была революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановок, декораций, против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».
В музыкальном искусстве начало XX в. — расцвет творчества А.К. Глазунова, А.Н. Скрябина («Прометей»), И.Ф. Стравинского («Петрушка»), Н.А. Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), СВ. Рахманинова (симфоническая музыка). Большой популярностью у зрителей пользовались выступления Ф. Шаляпина. Русский балет (А. Павлова, Т.П. Карсавина, М.Ф. Кше-синская, В.Ф. Нежинский) с помощью меценатов С. Мамонтова, С. Дягилева покорил Европу («Русские сезоны» в Париже). Декорации к спектаклям делали А.Н. Бенуа, А.Я. Головин и др. Начало XX в. — время становления русского кинематографа.
Огромную роль в процессе интеграции российской культуры в мировую сыграли представители научной и художественной интеллигенции, оказавшиеся в эмиграции после 1917 г. (философы С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, композиторы И.Ф. Стравинский, СВ. Рахманинов, художники А.Н. Бенуа, М.З. Шагал, В.В. Кандинский, Н.К. Рерих, писатели А.И. Куприн, И.А. Бунин, певец Ф.И. Шаляпин и др.).
34. Участие России в Первой мировой войне: причины, роль Восточного фронта, последствия
Причины Первой мировой войны: стремление Германии и Англии играть ведущую внешнеэкономическую и политическую роль в Европе; противоречия между Францией и Германией из-за Эльзаса и Лотарингии, захваченных Германией после франко-прусской войны; разногласия европейских государств (в том числе и России) о разделе сфер влияния на Балканах. Германия и ее союзники стремились укрепить и расширить свое влияние в Европе. Так, в 1908—1909 гг. вспыхнул конфликт между Россией и Австро-Венгрией из-за Боснии и Герцеговины. Эти территории были оккупированы Австро-Венгрией по решению Берлинского конгресса в 1878 г. Австро-Венгрия, которую поддержала Германия, решила закрепить эти территории за собой. Россия выступила против, однако перед угрозой военных действий была вынуждена уступить. В 1912—1913 гг. началось новое обострение международной обстановки на Балканах. Все это свидетельствовало о нарастании напряженности в Европе. В начале XX в. окончательно оформились два противостоящих блока государств: Антанта (Россия, Англия, Франция) и Тройственный (а затем Четверной) союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария). Страны обоих блоков усиленно стали готовиться к войне.
Поводом к войне послужило убийство 15 июня 1914 г. наследника австрийского престола эрц-герцога Франца-Фердинанда в г. Сараево сербскими националистами. 13 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. 17 июля Россия объявила всеобщую мобилизацию. Германия 19 июля 1914 г. объявила войну России, а через два дня — Франции. В войну вступили Бельгия, Болгария, Италия, Япония, Турция и другие страны. Всего в войну были вовлечены 38 государств, численность действовавших армий превышала 29 миллионов человек, число мобилизованных — 74 миллиона человек, людские потери воевавших стран составили 10 миллионов убитыми.