Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история» (стр. 27 из 38)

Современный исследователь О.В. Волобуев отмечает, что «наделе­нием субъектов Федерации статусом суверенных государств (пусть даже формальным) и провозглашением их конституционного права на выход из СССР (но без законодательного закрепления условий) был фактически заложен механизм нестабильности, который мог сра­ботать и на деле сработал в экстремальных обстоятельствах. Единство цементировалось не столько легитимными нормами, сколько партий­ным руководством и репрессивными институтами».

39. Складывание тоталитарной системы в СССР в 1920-1930-е гг.

Предпосылки тоталитарной системы в СССР формировались с 1917 г. Российское общество не было готово к социалистическим преобразованиям ни экономически, ни политически. В результате общепринятыми стали принудительные методы насаждения социа­листической идеологии, в осуществлении индустриализации и кол­лективизации. Провозглашенная в 1917 г. диктатура пролетариата трансформировалась в диктатуру партии, которая постепенно срос­лась с государственным аппаратом управления.

Происходила эволюция самой партии. В.И. Лениным она была за­думана как объединение активных революционеров с жесткой дисци­плиной, способное выполнять приказы вождей (ЦК) и поддерживать «общую линию», не раздираемое внутренними противоречиями в ви­де внутренних оппозиций и фракционной борьбы. На X съезде пар­тии (1921 г.) по инициативе В.И. Ленина была принята резолюция «О единстве в партии», предписывающая распустить партийные груп­пировки (фракции) и запретить их создание в будущем. В своей внут­ренней политике партия во многом зависела от теоретических пред­ставлений, обосновывавших принципы и методы построения социа­лизма в стране.

За годы революций и Гражданской войны в условиях отсутствия объективных предпосылок для функционирования советской власти и социалистических преобразований как руководители (Ленин), так и рядовые члены большевистской партии считали необходимым в борьбе с контрреволюцией любого рода применять репрессивные меры («красный террор»). Отсутствие демократических основ в управлении государством и партией создали условия для «вождизма», послужили основой для формирования режима личной власти. Опыт, приобретен­ный в годы Гражданской войны, был использован в послевоенное время. В 1922 г. был подготовлен судебный процесс над эсерами (12 обвиняемым из 34 был вынесен смертный приговор, замененный потом тюремным заключением). Началось преследование меньшеви­ков. С 1923 г. они находились фактически на нелегальном положе­нии. К 1924 г были проведены ликвидационные кампании (партия перестала существовать). Окончательно сложилась однопартийная система: партия имела монополию на истину и не была подвержена критике. Инакомыслящие подлежали уничтожению.

В партии в условиях конкретной обстановки (индустриализации, коллективизации) возникали споры о путях построения социализма в одной стране (мировой революции не произошло, и помочь рос­сийскому пролетариату, как предполагала часть большевиков во гла­ве с Троцким, было некому). После смерти В.И. Ленина в партии стали возникать новые группировки: в 1925 г. — «новая оппозиция», критиковавшая позицию Сталина о методах «построения социализ­ма в одной стране»; в 1926 г. — троцкистско-зиновьевская оппозиция, возникшая из-за разногласий с большинством ЦК по вопросам инду­стриализации (Бухарин и его сторонники считали, что нельзя прово­дить индустриализацию за счет крестьянства, необходимо строить со­циализм мирными методами).

Главная борьба развернулась между двумя лидерами — Л.Д. Троц­ким и И.В. Сталиным, названными В.И. Лениным главными претен­дентами на пост главы государства и партии. Сталин выдвинул про­грамму, более отвечающую реалиям советского общества того време­ни. Он утверждал, что социализм можно построить в России и без мировой революции, т.е. в условиях капиталистического окружения путем ликвидации рыночных отношений (НЭПа) и форсированного строительства социализма: индустриализации, насильственной кол­лективизации в сельском хозяйстве, укреплении политической систе­мы, применении жестких репрессивно-принудительных мер.

Советская пропаганда на этой почве сплачивала общество перед угрозой внутреннего и внешнего врага. Умелая борьба Сталина с внутренней оппозицией привела к тому, что заметные партийные деятели «ленинского периода» были отстранены от власти (в 1928 г. Л.Д. Троцкий выслан в Алма-Ату, а затем — из страны; в 1927 г. Г. Зи­новьев, Л. Каменев, г. Пятаков и другие исключены из партии). Со временем формируется культ личности И.В. Сталина — режим лич­ной власти, поддерживаемый в обществе порядок восхваления вождя, полное подчинение аппарата управления вождю, расправа над инако­мыслящими, возможными конкурентами. К 1935 г. его сторонники заняли все ключевые посты в государстве.

Современный ученый А.Н. Сахаров отмечал, что «сталинизм — на­силие и террор, выросшие из революционной вседозволенности. И. Сталин с его трудным, изломанным характером и специфическим восточным менталитетом сыграл здесь огромную и поистине злове­щую роль. Но свою лепту в ход этих процессов внесли и люди его ок­ружения — одаренные, честолюбивые, но с мизерным образованием и низкой культурой. Они боготворили своего вождя, и они же «рас­топтали» его после смерти, сохранив при этом почти нетронутой саму сталинскую систему... Все дело в том, что она давала простому ма­ленькому человеку некое эксклюзивное положение, делая его «белой костью» общества».

В 1930-е гг. тоталитарное государство окончательно оформилось. Чертами тоталитаризма являются господство одной партии, наличие одной господствующей идеологии, монополия государства на средства массовой информации, вождизм (придание первым лицам госу­дарства черт провидцев, непоколебимого авторитета), всеобъемлю­щий контроль за всеми сферами жизни человека (семья, работа, мыс­ли), политика психологического подавления и насаждения страха, массовые репрессии.

Чтобы удержать общество в повиновении, власти проводили поли­тику устрашения (репрессии). Сталин высказал идею «обострения классовой борьбы» по мере строительства социализма. Борьбой с «врагами народа» занимался Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) во главе с Г.Г. Ягодой (1934-1936 гг.), Н. И. Ежовым (1936— 1938 гг.), Л.П. Берией (1938—1945 гг.). В годы репрессий были аресто­ваны и расстреляны руководители партии (Зиновьев, Каменев, Н. Бу­харин, А. Рыков, X. Раковский), знаменитые военачальники Красной армии (М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров). Трагически сложилась судьба делегатов XVII съезда партии и избранного на нем состава ЦК ВКП(б): из 1966 делегатов съезда погибли 1108 человек, из 139 членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) — ПО. Было арестовано свыше 600 писателей (среди них Б. Пильняк, И. Бабель, О. Мандельштам), многие ученые находились в заключении (С. Королев, А. Туполев) и погибли в лагерях (Н. Вави­лов). Была установлена уголовная ответственность для семей репрес­сированных. 1936—1938 гг. — годы «большого террора». По различ­ным данным, в это время были арестованы 7 млн. человек, из которых 3 млн. погибли.

Конституция 1936 г. Изменения в обществе, которые произошли в 1928—1937 гг., нашли отражение в новой Конституции СССР, в ко­торой определялись: политическая основа СССР (Советы депутатов трудящихся), экономическая основа (социалистическая собствен­ность на средства производства), Высший орган государственной вла­сти (Верховный Совет, состоящий из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей, в период между его сессиями — Президиум Верховного Совета). Изменилось избирательное право: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. В X главе рассматривались демократические права и свободы граждан (на труд, отдых, слова, печати, митингов, собраний, неприкосновенность лич­ности и жилища и др.). XI глава регламентировала деятельность суда и прокуратуры. Был провозглашен принцип независимости судей, их подчинение только закону, открытое разбирательство дел, право об­виняемого на защиту.

Однако Конституция СССР 1936 г. являлась скорее демократиче­ским фасадом тоталитарного государства: именно на 1936—1938 гг. приходится пик массовых сталинских репрессий. Реалиями стали до­носительство, разбирательство дел в судах-«тройках» (без прокурора и адвоката). В ходе следствия применяли пытки. Обвиняемые были ли­шены права на обжалование приговора и помилование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение незамедлительно, дела могли рассматривать целыми списками.

40. Проведение индустриализации в СССР: методы, результаты, цена

Предпосылки индустриализации. С помощью НЭПа к 1926 г. было в целом завершено восстановление экономики (по основным показате­лям она приблизилась к уровню 1913 г.). Однако СССР оставался от­сталой в технико-экономическом отношении страной. По объему промышленного производства СССР в 1928 г. занимал 5-е место в мире (по показателям продукции на душу населения — более низ­кое). Главная причина отсталости — в преобладании ручного труда.

Планы. Курс на социалистическую индустриализацию был объявлен на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 г. В партии развернулась борьба между двумя подходами к проведению индустриализации. Н.И. Буха­рин считал необходимым продолжать НЭП, на основе которого по­степенно сбалансировать развитие промышленности и сельского хо­зяйства, уделить приоритетное развитие тяжелой промышленности при одновременном внимании к производству предметов потребле­ния, начать постепенное кооперирование крестьянских хозяйств на добровольной основе. И.В. Сталин выдвинул программу свертывания НЭПа, усиления роли государства в развитии экономики, ужесточе­ния дисциплины, форсированного развития тяжелой промышленно­сти, использования деревни как источника индустриализации. В 1927г. на XV съезде были приняты директивы по составлению пяти­летнего плана народного хозяйства. Приоритет отдавался тяжелой промышленности (в первую очередь машиностроению). Главная за­дача индустриализации — превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и обору­дование. Было подготовлено два варианта плана: минимальный и максимальный (показатели примерно на 20% выше показателей ми­нимального). В апреле 1929 г. XVI партконференция высказалась за минимальный вариант первой пятилетки. Однако XVI съезд ВКП (б) (июнь — июль 1930 г.) одобрил действия сторонников ускорения тем­пов социалистического строительства («пятилетку — в четыре года»). Любой ценой требовалось выполнить плановые показатели и даже их превзойти.