Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история» (стр. 28 из 38)

В годы первой пятилетки (1928—1932 гг.) предполагалось увели­чить промышленное производство по сравнению с 1928 г. почти в 3 раза, а за вторую пятилетку (1933— 1937 гг.) — в 2 раза от достигну­того в 1932 г., на третью пятилетку (1938—1942 гг.) планировалось новое удвоение производства. Насущной задачей стало изыскание ре­сурсов для проведения масштабной индустриализации. Финансовыми источниками индустриализации стали: жесткий государственный кон­троль за системой потребления и распределения произведенного ва­лового национального продукта; полное огосударствление промыш­ленности и банковской системы; сплошная коллективизация; прину­дительные займы у населения; увеличение вывоза за границу сырья (нефти, леса, хлеба); распродажа государственных ценностей (произ­ведений искусства).

Реализация и итоги. С началом индустриализации начался про­цесс свертывания НЭПа (налоги с частных промышленных заведе­ний были увеличены, началась ликвидация иностранных концес­сий). За довоенные годы (1928—1940 гг.) страна совершила промыш­ленный рывок. Были построены 1500 предприятий. Крупнейшими среди них были: металлургические комбинаты в Кузнецке и Магнито­горске, тракторные заводы в Харькове, Челябинске, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде. Успешно выполнялся план ГОЭЛРО (вступили в строй Штеровская, Волховская и Днепропет­ровская электростанции). Построены каналы Беломоро-Балтийский и Москва — Волга, Московский метрополитен.

Еще более значительных успехов промышленность добилась в го­ды второй пятилетки. В это время было продолжено строительство заводов и фабрик (4,5 тыс. промышленных предприятий). Индуст­риализация страны обеспечила Советскому Союзу экономическую самостоятельность, создала условия для реконструкции всех отраслей народного хозяйства, укрепила обороноспособность, способствовала количественному и качественному росту рабочего класса и научно-технической интеллигенции. Заложена основа военно-промышлен­ной базы на Урале.

Однако ни один пятилетний план не был выполнен по определенным показателям. Несмотря на это, было заявлено, что 1-я и 2-я пятилет­ки были выполнены досрочно. Усиливались диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством, между отраслями про­мышленности (например, тяжелой и легкой). Современный ученый В. С. Лельчук отмечает, что в результате форсированной индустриали­зации «экономика оказалась в положении лошади, которую заставили везти непосильный груз. Трудовой порыв передовиков, соревнова­ние, борьба за укрепление дисциплины позволили только локализо­вать некоторые трудности, но не предотвратить общий срыв. В 1931 — 1933 гг. темпы развития индустрии быстро упали с 23,7 процента в 1928—1929 г. до 5 процентов в 1933-м. «Подхлестывание» слишком дорого обошлось стране...»

Методы. При отсутствии рыночных отношений широко использо­вались методы принуждения, сопровождавшиеся снижением уровня жизни населения. Общий уровень жизни населения был очень низок, в деревнях он граничил с нищетой. Индустриализация сопровожда­лась высокой инфляцией (увеличение денежной массы на 180% за 5 лет, рост на 250-300% розничных цен на промышленные товары), приведшей к снижению примерно на 40% покупательной способно­сти рабочих.

Примирить людей с действительностью была призвана социали­стическая идеология, открывающая перспективы лучшей жизни, ради которой можно и потерпеть некоторые лишения. В этом — истоки ударничества и стахановского движения за повышение производи­тельности труда. Это движение укрепляло энтузиазм населения. Дру­гим источником дешевого труда было широкое использование труда заключенных. Репрессии 30-х гг. — сопутствующий фактор форсиро­ванного экономического развития и увеличения количества практи­чески бесплатного труда заключенных. Жесткий контроль за испол­нением планов усиливал атмосферу страха и напряжения.

41. Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги

Причины. НЭП способствовал восстановлению сельского хозяйст­ва, формированию рыночных отношений в государстве. В то же вре­мя сохранялся всеобъемлющий контроль государства, стремившегося не расширять рынок. Наладить справедливый товарный обмен между городом и деревней не удавалось. В конце 1927 — начале 1928 гг. совет­ская власть столкнулась с острой проблемой нехватки хлеба. Руково­дители партии выехали на места, чтобы повлиять на ход хлебозагото­вительной кампании. И.В. Сталин побывал в Сибири. По его указа­нию началось применение насильственных мер: угроза конфискации имущества, применение уголовных наказаний (за спекуляцию, вреди­тельство). Вождь понимал, что провести форсированную индустриа­лизацию, считаясь с рыночными законами в целом, и с крестьянст­вом в частности, не удастся.

В условиях хлебозаготовительного кризиса Н.И. Бухарин и А.И. Рыков предложили повысить закупочные цены, отказаться от «чрезвычайных мер», принять ряд мер для механизации крестьянско­го хозяйства. Реализация этих предложений требовала более взвешен­ной политики. Сталинская группа (И.В. Сталин, В.В. Куйбышев, К.Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе) настаивала на необходимости скорейшей индустриализации перед лицом надвигающейся военной угрозы. Для этого требовались средства, которые могло дать только коллективизированное сельское хозяйство. XVсъезд ВКП(б) в декабре 1927 г. утвердил курс на коллективизацию. Объединенный Пленум ЦК и ЦКК (апрель 1929 г.) выступил в поддержку сталинской груп­пы, в ноябре 1929 г. Бухарин, а в 1930 г. Рыков и Томский были выве­дены из состава Политбюро.

Сплошная коллективизация. В 1928—1929 гг. был взят курс на «сплошную коллективизацию» деревни и ликвидацию «кулачества как класса». К концу 1932 г. насильственная коллективизация была в основном завершена. В течение 1930— 1931 гг. было выселено в от­даленные районы страны около 400 тыс. зажиточных семей. «Раскулачивание» достигло огромного размаха: сверху спускали разнарядки на определенное количество семей, которых требовалось выселить и конфисковать имущество. Если по факту в селе не было столько за­житочных хозяйств, начинали раскулачивать середняков (тех, кто не хотел вступать в колхозы). По различным подсчетам исследователей, ссылкам и расстрелам подверглось от 10 до 15 млн крестьян.

Обобществлять стали не только инвентарь, крупный рогатый скот, но и мелкую птицу, содержимое подсобного хозяйства. Кре­стьяне сопротивлялись насильственной коллективизации (поджоги, уничтожение скота, в некоторых районах начались вооруженные выступления). К концу февраля 1930 г. крестьянские мятежи грози­ли превратиться во всеобщее антисоветское восстание. В этих усло­виях 2 марта 1930 г. была опубликована статья Сталина «Головокру­жение от успехов», в которой указывалось, что в деревне допущены серьезные ошибки (например, не соблюдался принцип добровольно­сти вступления в колхозы, не учитывалась специфика регионов). Вся вина была возложена на местных исполнителей. На время темпы кол­лективизации снизились (разрешен свободный выход из колхозов), но уже к осени 1930 г. притеснение крестьян возобновилось. Едино­личников сгоняли на неудобные земли, увеличивали их налоговое об­ложение. Появилась практика так называемых «черных досок» (спи­ски, в которые заносились селения, где крестьяне не желали вступать в колхозы). К таким деревням, окруженным войсками, прекращался подвоз товаров, крестьяне не имели права выехать за пределы села.

Результаты. К концу первой пятилетки в СССР было коллективи­зировано 61,5%, а к концу второй пятилетки — 93% крестьянских хо­зяйств. Коллективизация позволила увеличить объем принудитель­ных заготовок продовольствия и сырья. В то же время она разорила сельское хозяйство и привела к голоду (1932—1933 гг.) в районах Се­верного Кавказа, Поволжья, Украины, Западной Сибири и Казахста­на. По различным оценкам историков, от голода умерли от 3 до 7 млн. человек. По некоторым показателям сельскохозяйственное производ­ство достигло уровня 1928 г. только в середине 50-х гг.

Современный ученый Н.А. Ивницкий считает, что «раскулачивание и насильственная коллективизация привели к резкому обострению политического положения не только в деревне, но и в стране вообще, вызвали решительное сопротивление крестьянства, вылившееся в массовое антиколхозное движение. Страна была поставлена на грань гражданской войны... Не решила эта акция и экономических про­блем, в частности зерновой, скорее наоборот: привела к разрушению производительных сил в деревне, падению сельскохозяйственного производства...»

Во второй половине 1930-х гг. положение в сельском хозяйстве стало стабилизироваться. В 1935 г. была отменена карточная система, на­чался рост производительности труда (население деревни сократи­лось, а выкачка средств и продукции увеличилась) за счет снижения уровня жизни.

42. Внешняя политика СССР в 1920—1930-е гг.

1920-е гг. Завершение Гражданской войны и интервенции не означа­ло окончание внешнеполитической изоляции РСФСР. Главными за­дачами советского правительства стало установить дипломатические отношения и экономические связи с западными государствами (тем самым заставить их признать РСФСР), урегулировать проблему цар­ских долгов. Главное противоречие внешней политики состояло в том, что, с одной стороны, РСФСР была крайне заинтересована в со­трудничестве с западными государствами, с другой — всячески под­держивала рабочее движение в этих государствах (с этой целью была создана организация Коминтерн). Наркомату иностран­ных дел (Г.В. Чичерин, 1923—1930 гг.) пришлось, по словам В.И. Ле­нина, постоянно «маневрировать в нашей внешней политике».