Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история» (стр. 29 из 38)

В эти годы были подписаны мирные договоры с Эстонией, Лит­вой, Финляндией, Ираном, Афганистаном, Турцией, Великобрита­нией, Польшей (к ней отходили территории Западных Украины и Бе­лоруссии), Монголией. В 1922 г. состоялась Генуэзская конференция с участием РСФСР. Советская делегация под руководством Чичерина, Красина и Литвинова была готова признать долги русского правитель­ства (сделанные до Первой мировой войны), но только при условии предоставления крупных иностранных займов. Советы отказались от­менить декреты, по которым были национализированы иностранные предприятия, но на определенных условиях были согласны вернуть иностранным фирмам их предприятия в виде концессий. Однако пе­реговоры шли трудно. Дипломатической победой стало заключение 16 апреля 1922 г. Раппальских соглашений. РСФСР и Германия отказы­вались от финансовых претензий и установили дипломатические от­ношения. Германия стала первой крупной страной, признавшей Со­ветскую Россию.

В 1924—1925 гг. началась полоса признания Советского государст­ва — были установлены дипломатические отношения с Великобрита­нией, Италией, Францией, Японией. Однако в 1926 г. вспыхнул ди­пломатический конфликт с Великобританией, которая обвинила СССР в поддержке британских профсоюзов, объявивших 4 мая все­общую забастовку. В 1927 г. последовал разрыв дипломатических от­ношений с этой страной (восстановлены в июне 1929 г.). В 1929 г. про­изошел разрыв советско-китайских дипломатических отношений из-за конфликтов на КВЖД. Хотя СССР к концу 1920-х и смог «прорвать» дипломатическую изоляцию, к нему продолжали относиться насторо­женно и враждебно.

Начало 1930-х гг. ознаменовалось экономической блокадой СССР со стороны стран Запада, что было вызвано увеличением в 1930—1932 гг. экспорта советского хлеба по заниженным ценам с целью сохранения валютных поступлений в условиях мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Блокада была прекращена после отказа советского пра­вительства от экспорта на подобных условиях. В 1932 г. СССР заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Эстонией и Францией. В 1932 г. на Международной конференции в Женеве советская делегация выступила с предложе­нием о всеобщем и полном разоружении. В 1933 г. в условиях нарас­тания военной угрозы в Европе (после прихода в Германии к власти фашистов) и Азии (в связи с агрессией Японии против Китая) СССР выступил с предложением создания системы коллективной безопас­ности в Европе и Азии.

К середине 1930-х гг. были установлены дипломатические отноше­ния с большинством стран мира. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций, что свидетельствовало о его растущем авторитете на междуна­родной арене. В 1935 г. были заключены договоры о взаимопомощи в случае агрессии с Францией и Чехословакией. VIIконгресс Коминтер­на, состоявшийся в Москве, взял курс на создание антифашистских «народных фронтов», СССР осудил нападение Италии на Эфиопию (1935 г.), поддержал Испанскую Республику в борьбе против генерала Франко (1936 г.). В 1936 г. Германия и Япония подписали так назы­ваемый Антикоминтерновский пакт, к которому вскоре присоедини­лись Италия и Испания. Агрессия Германии развивалась: в 1938 г. со­стоялся «аншлюс» (присоединение) Австрии к Германии. Западные страны (прежде всего Англия, Франция) проводили политику «умиро­творения агрессора»: в сентябре 1938 г. в Мюнхене Англия и Франция согласились на передачу Германии Судетской области Чехословакии. В 1938 г. произошел вооруженный конфликт между СССР и Японией, союзницей Германии, на озере Хасан. Летом 1939 г. возник новый кон­фликт с Японией в районе р. Халхин-Гол в Монголии. В 1939 г. по инициативе СССР начались переговоры с Францией и Великобритани­ей о заключении трехстороннего пакта о взаимопомощи, которые с перерывом были продолжены в августе.

Англо-франко-советские переговоры о заключении договора о взаимопомощи перед лицом германской угрозы окончились безре­зультатно из-за нежелания сторон идти на взаимные уступки. По ре­шению Сталина 23 августа в Москве подписан советско-германский пакт о ненападении сроком на Шлет (Молотова — Риббентропа); сек­ретный протокол к пакту определял разграничение сфер интересов двух государств в Европе: в советскую сферу вошли часть Польши (Западная Украина и Западная Белоруссия), Прибалтика (Литва, Лат­вия, Эстония), Бессарабия, Финляндия. Подписав пакт, фашистская Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу. Англия и Франция, имея договоры о взаимопомощи с Польшей, объявили войну Герма­нии. Началась Вторая мировая война.

17 сентября 1939 г. Красная армия перешла границу Польши, За­падная Украина и Западная Белоруссия были включены в состав УССР и БССР. 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией был подписан договор о дружбе, который уточнял разграничение сфер влияния в Европе. В августе 1940 г. Эстония, Латвия и Литва были включены в состав СССР. В глазах мировой общественности СССР стал союзником фашистской Германии.

В течение осени 1939 г. СССР подписал договоры с Прибалтий­скими государствами о взаимопомощи. Эстония, Литва и Латвия обязывались предоставить военные базы на своей территории для Крас­ной армии. В 1940 г., обвинив Прибалтийские государства в наруше­нии этих договоров, советское правительство ввело на их территории свои войска. Там были созданы прокоммунистические правительства, которые обратились с просьбой принять Латвию, Литву и Эстонию в состав СССР. Также в июне 1940 г. в состав СССР были включены земли Бессарабии и Северной Буковины, ранее принадлежавшие Ру­мынии. Так реализовывались секретные протоколы. Советская про­паганда преподносила пакт 1939 г. как необходимый шаг в условиях развивающейся агрессии Германии, вступление СССР на территории Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики объяснялось заботой советского правительства о братских народах, ранее входивших в со­став Российского государства.

43. Культура в СССР в 1920—1930-е гг.

Главной задачей провозглашенной в 20-е гг. культурной революции стало формирование культуры, основанной на социалистической идео­логии. Старая российская интеллигенция отнеслась к Октябрьской рево­люции неоднозначно. Первоначально власти стремились привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству, создавая специалистам ес­тественного и технического направлений нормальные (по сравнению с основной массой населения) условия для работы. Многие ученые поддержали советскую власть: В.И. Ипатьев, И.П. Павлов, К.Э. Ци­олковский, Н.Е. Жуковский. Однако многие предпочли уехать за гра­ницу. В 1922 г. были арестованы и высланы из страны ученые, чьи имена составили золотой фонд не только отечественной, но и миро­вой науки (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, А.А. Кизеветтер, А. Боголепов, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков и др.). Из библиотек были изъяты их труды.

В эмиграции оказались музыканты и певцы (С.С. Прокофьев, СВ. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин, А.А. Вертинский), художники (И.Е. Репин, К.А. Коровин, Марк Шагал). Были расстреляны ученый-химик М. Тихвинский и известный поэт Н.С. Гумилев. Под особый контроль попали ученые-обществоведы. Их науч­ные изыскания сводились главным образом к обоснованию полити­ки партии. Инакомыслие каралось. Во вредительстве были обвине­ны Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, В.В. Челинцев. Погиб в лагере П.А. Флоренский. Репрессиям подверглись Н.И. Вавилов, С.П. Коро­лев, академики С.Ф. Платонов и Е.В. Тарле, был арестован Л.Д. Ландау (его спасло только смелое и решительное заступничество П.Л. Капицы и датского физика Н. Бора, имевшего мировую известность).

С целью формирования новой, идейно «подкованной» интеллигенции были созданы высшие учебные заведения: в 1918 г. Социали­стическая академия (в 1924 г. переименованная в Коммунистиче­скую в 1919 г. Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова, в 1921 г. Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Коммунистический уни­верситет национальных меньшинств Запада, Коммунистический уни­верситет трудящихся Востока, в 1923 г. Институт им. В.И. Ленина. В соответствии с Декретом 1918 г. преимущественным правом для поступления в вузы пользовались выходцы из рабочих и крестьян, из институтов изгонялись выходцы из бывших имущих сословий Рос­сийской империи.

В 1920-е гг. правительство выдвинуло лозунг «Все на борьбу с негра­мотностью!». За первые 5 лет было обучено 17 млн. человек. По пере­писи 1926 г. грамотных в стране насчитывалось 51,5%. К концу 20-х гг. была сформулирована новая директива: превратить районы сплошной коллективизации в районы сплошной грамотности. В 30-е гг. было введено всеобщее начальное образование и обязательное се­милетнее обучение. Стало увеличиваться количество техникумов, ву­зов. Была открыта сеть стационарных и передвижных библиотек, комплектовавшихся периодическими изданиями и брошюрами поли­тического содержания.

Декретом от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государ­ства, а школа — от церкви. В 1921 г. был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, начавший сбор средств. Однако этого показалось мало, и в 1922 г. был принят Декрет о на­сильственной конфискации церковных ценностей. Против выступил патриарх Тихон, за это он был арестован.

Наука. С конца 20-х гг. в стране были созданы новые научные цен­тры — ВАСХНИЛ (президент Н.И. Вавилов), Уральский, Дальнево­сточной и Закавказский филиалы АН СССР. Всего к 1937 г. действо­вали 867 научных центров, в которых работало свыше 37 тыс. ученых. Однако идеология все больше вмешивалась в науку. Непоправи­мый вред нанес Т. Лысенко науке генетике. Его демагогические вы­воды о том, что можно «перевоспитать наследственную информа­цию» растений, имели значение не только для попыток повысить урожайность, но и далеко идущие выводы о возможности социали­стического перевоспитания человека. 20-е гг. — время становления таких ученых, как Л.С. Выготский, П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе. 30-е гг. ознаменовались крупнейшими достижениями советских ученых: в 1933 г. П.А. Черенков обнаружил новый вид свечения жидкостей под воздействием гамма-лучей (впоследствии за этот «эффект» он был удостоен Нобелевской премии), в 1934 Г: И.В. Курчатов установил факт разветвления ядерных реакций. В 1933 г. была испытана первая реактивная ракета. Достижения в науке заложили фундамент технических разработок советского оружия.