Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история» (стр. 3 из 38)

Борьба против агрессии с Запада. В начале XIII в. северо-западные русские земли подверглись агрессии немецких и датских феодалов. К этому времени они уже захватили земли между Эльбой (Лабой) и Одером, на которых проживали полабские и поморские славяне. С начала XIII в. они начали вторжение на земли других народов При­балтики — латов, эстов и др. В 1238 г. немецкие и датские феодалы заключили между собой договор, к которому присоединилась Шве­ция, целью которого был совместный поход против Руси. Укрепле­нию союза немецких, шведских и датских феодалов в значительной степени способствовало резкое ослабление Северо-Западной Руси в результате монголо-татарского нашествия.

Летом 1240 г. корабли шведов вторглись в Неву, дошли до устья р. Ижоры и разбили военный лагерь. Новгородский князь Александр Ярославич, собрав свою дружину и новгородское ополчение, двинул­ся к стоянке шведов. Скрытно подойдя к шведскому лагерю, русские воины внезапно напали на врага, отрезав корабли противника. Не­ожиданность нападения и героизм способствовали победе русских войск.

Однако в 1241 г. начался поход немецких рыцарей на Псковские и Новгородские земли. 5 апреля 1242 г. состоялось сражение на берегу Чудского озера (Ледовое побоище). В соответствии с тактикой немецко­го войска, строящего свой боевой порядок тупым клином («свинь­ей»), центр которого составляли закованные в броню, тяжеловоору­женные рыцари, русское войско, используя условия местности, было значительно усилено на флангах. Прорвав центр русских войск, немцы уже были уверены в победе. Однако русские внезапно нанесли фланговые удары, смяли строй рыцарей. Немцы повернули на лед, где были окончательно разгромлены. Разгром немецких и шведских феодалов приостановил их продвижение на восток. Успехи новгород­цев не изменили общей ситуации на Руси: Батый, вернувшись из Венгрии, наложил дань.

Итоги и последствия нашествия монголо-татар. Нашествие при­вело к длительному упадку в экономическом, политическом и куль­турном развитии русских земель. Многие тысячи русских людей были уничтожены и угнаны в рабство, сожжена и разграблена большая часть городов, поселков, деревень, вывезены ценные ремесленные изделия. Опустошенная и разграбленная Русь утратила былое могу­щество, потеряла прежние свои позиции в Прибалтике, Поволжье. Прервались связи с народами Средней Азии и Закавказья. В Северо-Восточной Руси усилились распри между князьями (за ярлык на великое княжение), которые поддерживались ордынскими ханами.

Разоренная Русь попала в экономическую и политическую зависи­мость от ордынских ханов. Монголо-татарское владычество отрица­тельно сказалось на экономическом развитии русских земель. Русь восприняла традиции политической системы «восточной деспотии» (из политической жизни Руси ушли вечевые порядки, усилилось кня­жеское единовластие). Были пресечены контакты с Западом, нача­лось отставание России от европейских стран. Владычество оказало определенное влияние на национальный характер русского народа, его коллективную психологию и менталитет. В период, когда земля была опустошена, а города разрушены, зарождаются такие качества, как долготерпение, политическая пассивность, фатализм.

5. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV-XV вв. Противостояние Орде

Возвышение Московского княжества. Наиболее сильными из кня­жеств на рубеже XIII—XIV вв. были Тверское и Рязанское. Самой бо­гатой была Новгородская земля, которая, отстаивая свою независи­мость, также претендовала на решающую роль в общерусской полити­ке. На протяжении XIV—XV вв. все более усиливается незначительное поначалу Московское княжество, начинающее «собирать» вокруг себя русские земли. Московские князья стремились к усилению власти. В XIV в. им удалось расправиться со всеми конкурентами и захватить лидирующее положение в Северо-Восточной Руси.

Политика Москвы получила поддержку и со стороны церкви. Ду­ховенство выступало против усобиц, наносивших значительный ущерб церковно-монастырской собственности, и нуждалось в под­держке государства для того, чтобы успешно противостоять наступле­нию католичества (в 1439 г. была заключена уния между римским па­пой и константинопольским патриархом, которую, однако, на Руси не признали), а потом и мусульманства (в 1453 г. Византия пала под ударами турок-османов, и Русь оказалась единственным защитником православия).

Деятельность московских князей по «собиранию земель» получила поддержку большинства средних и мелких феодалов, чьи мечты о ти­тулах и власти, об увеличении земельных владений могли быть реали­зованы лишь при условии создания обширного и мощного государст­ва. Население городов страдало от усобиц, прекратить которые мог только правитель единой державы. Купцы были заинтересованы в бо­лее благоприятных условиях для торговли. В XIII—XV вв. их обирали не только разбойники, но и многочисленные таможенные заставы на границах княжеств и внутри них. При этом русским «торговым людям» было очень сложно конкурировать с иноземными «гостями», которым правители Орды зачастую даровали право беспошлинной торговли на всей территории Руси. Таким образом, свержение монгольского владычества и объединение русских земель сулило местным купцам большие выгоды.

Крестьяне (прежде всего лично свободные и подчиненные главе государства) в лице «государя всея Руси» надеялись обрести управу на феодалов, которые частенько силой захватывали крестьянские земли. На сторону великих князей московских переходили и наиболее даль­новидные бояре из различных княжеств. Служба в Москве сулила им доходные должности, многочисленные награды и земельные пожало­вания. Совокупность всех перечисленных выше причин и привела к тому, что к концу первой четверти XVI в. на территории Восточно-Европейской равнины сложилось Московское княжество. Ряд исто­риков (например, А. Горский, А. Смирнов, М. Кром) считают, что ре­шающим фактором в возвышении Москвы явился военный фактор (приток служилых людей в Московское княжество, усиление военной мощи). Сложившаяся ситуация способствовала расширению территории Московского княжества.

В начале XIV в. Московское княжество было одним из самых незначительных на Руси. В него входили только земли, непосредственно примыкавшие к Москве, с двумя городами: самой Москвой и Зве­нигородом. С внука Александра Невского, князя Ивана Калиты (1325—1340 гг.), начинается возвышение Москвы. Князь вел компро­миссную политику по отношению к Орде, добился ярлыка на великое княжение, сам собирал дань (в течение 40 лет Московское княжество не видело баскаков), подавил восстание в Твери против ордынского баскака (1327 г.), присоединил к Московскому княжеству большую часть Владимирского княжества (Владимир, Боголюбово, Переславль-Залесский, Нижний Новгород, купил Белозерск, Галич и Уг­лич), в 1326 г. в Москву из Владимира была перенесена резиденция митрополита (Москва стала религиозным центром всей Руси). Иван Калита первым из русских князей стал именовать себя правителем «всея Руси», в XIV в. он получил имя «собирателя Русской земли».

Наследник Ивана Калиты Симеон Гордый (1341—1353 гг.) сумел обеспечить перевес Москвы над Тверью. Решающий шаг в утвержде­нии Москвы в качестве законной главы русских земель был сделан при князе Дмитрии Донском (1363—1389 гг.), внуке Ивана Калиты. Внутренняя политика князя была направлена на единодержавие. Продолжительная борьба с Литвой и Тверью (1368—1375 гг.), кон­фликты с рязанским князем (1371 г.) закончились подписанием мира и признанием власти Москвы. Дмитрий стал проводить независимую политику по отношению к Орде (размер выплачиваемой в Орду дани сократился). В 1378 г. на реке Воже московское войско разбило большой татар­ский отряд. В 1380 г. татарский темник (военачальник) Мамай захва­тил власть в Орде и заключил с великим князем литовским Ягайло союз против Дмитрия. Помощь Мамаю обещал рязанский князь Олег, заинтересованный в военном разгроме Москвы и разделе соб­ранных ею земель. 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Русское войско, одержало крупную победу. Историческое значение битвы заключалось в том, что она стала символом единения русских земель. Хотя тверские и суздальские князья, а также Новгород держа­ли нейтралитет, тверские и суздальские ратники воевали на Кулико­вом поле. Несмотря на то что в 1382 г. хан Тохтамыш сжег Москву и Русь снова должна была выплачивать дань, Дмитрий передал ярлык на великое княжение сыну Василию без разрешения Орды. Был сни­жен размер дани. Сражение продемонстрировало возможность воен­ной победы над Ордой.

При Иване Ш (1462—1505 гг.) было завершено формирование Рус­ского государства. Территория его была увеличена более чем вдвое: присоединены Ярославское (1463 г.), Ростовское (1474 г.), Тверское княжества (1485 г.), Вятская земля (1489 г.), в 1478 г. была ликвидиро­вана независимость Новгородской республики. В его правление про­изошло освобождение Руси от власти Орды («Великое стояние на реке Угре» в 1480 г.). Итогом войн с Великим Литовским княжеством (1487—1494 гг., 1500—1503 гг.) явилось присоединение к Русскому го­сударству Северной земли, а также городов Чернигов, Брянск и Го­мель. В 1478 г. Иван III стал называть себя «государем всея Руси». При нем вступил в действие новый Судебник (1497 г.), в котором по­явились статьи, защищавшие государство и прикреплявшие крестьян к земле (введение Юрьева дня и платы за пожилое).

Великий князь раздавал поместья во временное пользование служи­лым людям, являвшимся опорой князя в противостоянии с боярством. Помещики не могли конкурировать с крупными феодалами, когда речь шла о доходах и о переманивании крестьян. Уровень эксплуата­ции на поместных землях был, как правило, выше, чем на вотчинных, и крестьяне уходили туда, где нормы оброка и повинностей были более легкими — на земли бояр, князей и монастырей. Кроме того, крестья­не уходили и в другие княжества, а также на окраины страны. Сама жизнь заставляла помещиков добиваться закрепощения крестьян.