Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история» (стр. 30 из 38)

Художественная культура. В 1920-1930-е гг. был выдвинут принцип классовости в искусстве. В начале 1920-х гг. под влиянием революционных событий многих художников захлестнула волна энтузиазма. Ста­ли возникать различные творческие союзы, члены которых находи­лись в поисках новых форм. 1930-е гг. изобилуют картинами, изобра­жающими государственную миссию вождей (например, «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» А.М. Герасимова). Появлялись произве­дения, посвященные другим темам (например, «Новая Москва» Ю. Пименова, эскизы П. Корина к картине «Русь уходящая», портретная живопись М. Нестерова, П. Кончаловского). Революция стала те­мой творчества М. Грекова («Тачанка», ряд полотен о Конной армии), А. Дейнеки («Оборона Петрограда»), К. С. Петрова-Водкина. В 1934 г. создан Союз советских художников. Соцреализм был несовместим с авангардизмом. В 1932 г. состоялась последняя выставка работ Мале­вича и Филонова. Пафосом социалистического строительства было проникнуто творчество скульпторов (В.И. Мухина «Рабочий и колхоз­ница»).

Архитектура 1930-х гг. отличалась монументальностью (станции мет­ро, Мавзолей, Дом Совета министров СССР, гостиница «Москва»), призванной демонстрировать достижения социализма.

В литературе развернулась борьба между двумя обществами — Российской ассоциацией пролетарских писателей (РАПП, 1925— 1932 гг.) и «Перевал» (1922—1932 гг.). Первое выступало за «пролетар­скую чистоту» (Пролеткульт) в искусстве и развернуло кампанию против так называемых писателей-попутчиков (к ним отнесли М. Горького, С. Есенина, А. Толстого). Второе считало, что задача лите­ратуры развиваться на основе мировой классической культуры и идей гуманизма.

В 1920-е гг. начали свой творческий путь писатели А.А. Фадеев, А.С. Серафимович, И.Э. Бабель, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, Р.А. Ильф и Е. Петров. Основные темы в литературе — революция и социалистическое строительство. Несмотря на сужение творческих рамок и идеологический контроль, в эти годы появились интересные произведения: «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Время, вперед!» В. Катаева.

Уже в 1920-е гг. усиливается контроль за творческой интеллигенци­ей. Для ужесточения цензуры были образованы: в 1922 г. Главлит и в 1923 г. Главрепертком (должен был контролировать репертуары театров). В 1934 г. был создан Союз писателей СССР и дано теоретиче­ское обоснование партийного метода в литературе — социалистиче­ского реализма. В 20-е гг. шел процесс становления отечественного кинематогра­фа. Кинофильмы «Броненосец Потемкин» СМ. Эйзенштейна, «Зем­ля» А.П. Довженко, «Мать» В.И. Пудовкина стали классикой совет­ского кино. Установление тоталитарного режима отразилось на кине­матографе. Событием стали картины «Путевка в жизнь» Н. Экка, «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Депутат Балтики» И. Хейфеца и А. Зархи, «Трилогии о Максиме» Г. Козинцева и Л. Трауберга. Появились и партийно-классовые кар­тины с четко выдержанной идеологической подоплекой: «Великий гражданин» Н. Эрмлера, «Оборона Царицына» братьев Васильевых, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. Ромма.

Бурно развивалось самодеятельное театральное искусство. Наряду с МХТ появились экспериментальные театры В. Мейерхольда, Е. Вах­тангова. Советская музыка должна была прославлять советский образ жизни и поднимать энтузиазм строителей социализма. Композиторы И. Дунаевский, М. Блантер, Т. Хренников были награждены орденами за свое творчество. Непонятным с точки зрения официальной идео­логии было творчество Д. Шостаковича. Особенно пострадали в 1930-е гг. памятники старины, церкви, монастыри. Только в Москве погибли до 700 тыс. памятников архитектуры. Рассматривался вопрос о сносе собора Василия Блаженного. В поисках финансовых источников для индустриализации власть начала распродажу государственных ценностей и реликвий. Тоталитарная система оказала непосредственное влияние на культуру 1930-х гг.

44. СССР в конце 1930-х годов: внутреннее развитие, внешняя политика

Внутреннее состояние. В середине 30-х гг. в СССР был сформиро­ван военно-промышленный комплекс. В годы пятилеток на Урале, в Си­бири и Поволжье форсированными темпами шло сооружение так на­зываемых предприятий-дублеров (аналогичных предприятиям, распо­ложенным в европейской части страны). Начало Второй мировой войны повлияло на внутреннюю политику. В 1940 г. был ужесточен режим работы промышленных предприятий, ограничены права рабо­чих и служащих (рабочий день был продлен с 7 до 8 часов, рабочая неделя стала семидневной), включая право смены работы. Фактиче­ски многие отрасли промышленности переводились на полувоенные рельсы. Создана сеть школ трудовых резервов (ежегодно проводились «мобилизации» молодежи для обучения в ремесленных училищах). За годы индустриализации и коллективизации изменился социальный состав населения: увеличилось количество горожан и сократилась численность крестьян.

В 1930-е гг. тоталитарное государство укрепилось. Командная систе­ма, основанная на страхе потерять работу и жизнь, приводила к фор­мированию особого типа руководящих работников, постоянно огля­дывающихся на вышестоящее начальство, безынициативных, боящих­ся брать ответственность на себя, безоговорочно преданных вождю.

Ф.Ф. Раскольников в открытом письме Сталину (1939 г.) написал: «Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста. Никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг рево­люции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин ж полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Со­ветского Союза — все в равной мере подвержены ударам вашего бича, все кружатся в дьявольской кровавой карусели... Вы непогрешимы, как папа! Вы никогда не ошибаетесь!.. Вы объявили социализм построенным до конца. И рабочие с недоумением, шепотом спрашива­ли друг друга: «Если это социализм, то за что боролись, товарищи?»

В то же время, как отмечает современный ученый А.Киселев, «общественная атмосфера 1930-х гг. была окрашена не только в мрачные то­на, но и пронизана пафосом свершений, здоровым мироощущением людей, занятых в большинстве своем созидательным трудом».

Проблема обороноспособности СССР. Репрессии в армии привели к снижению численности кадрового военного состава. В конце 30 начале 40-х гг. был предпринят ряд мер, направленных на повышение обороноспособности армии: была расширена сеть военно-учебных заведений. Однако образовательный уровень офицеров оставался низ­ким (около 25% имели ускоренное военное образование, а 12% вооб­ще не имели его). 1 сентября 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности», что позволило увеличить численность Крас­ной армии. Однако уже в ходе советско-финляндской войны вскры­лись недостатки в боевой подготовленности Красной армии.

Правительство увеличило ассигнования на оборону, ускоренным! темпами развивалась оборонная промышленность: были созданы новые танки «Т-34» и тяжелый танк «КВ» («Клим Ворошилов»), сконструиро­ваны новые самолеты (штурмовик «Ил-2», истребители «ЛаГТ-3», «МиГ-3», «Як-3», бомбардировщики «Пе-2», «Ил-4»), созданы более «И вершенные образцы стрелкового оружия — автоматы «ППШ» и «ППС». Однако к началу войны с Германией полностью перевооружить Крас­ную армию не удалось: по количеству самолетов и танков Красная ар­мия превосходила немецкую, но по качеству значительно уступала.

Сам И.В. Сталин считал, что если СССР будет четко выполнять ус­ловия договоров 1939 г., то Германия не нападет. Многочисленные нарушения советско-германской границы, концентрация немецко-фашистских военных сил в непосредственной близости к границе не расценивались как подготовка Германии к войне. Советское коман­дование в соответствии с идеологическими установками считало, что в случае войны Красная армия будет наступать, а не обороняться. В подобном духе составлен документ «Соображения по плану страте­гического развертывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками» (май 1941 г.), в котором указывалось, что при необходимости СССР возьмет на себя инициативу первого удара, а затем будет окончательно добивать противника на его терри­тории. Возможности Красной армии явно преувеличивались.

Международное положение и внешняя политика. С целью обеспече­ния безопасности границ вблизи Ленинграда советское правительст­во начало переговоры с Финляндией о передаче части Карельского перешейка СССР взамен на территории в Карелии. Переговоры ни к чему не привели, и осенью 1939 г. СССР начал военные действия про­тив Финляндии. В ходе тяжелых боев части Красной армии прорвали хорошо укрепленную оборонительную «линию Маннергейма».

14 декабря СССР был исключен из Лиги Наций как страна-агрессор за войну с Финляндией. Весной 1940 г. был заключен договор, по ко­торому к СССР были присоединены Карельский перешеек, ряд ост­ровов в Финском заливе и некоторые территории в Карелии, Фин­ляндия передавала СССР в аренду полуостров Ханко в Балтийском море. В июне 1940 г. правительство СССР потребовало от Румынии возвращения Бессарабии и Северной Буковины. Румынские власти вынуждены были удовлетворить эти требования. Германия тем вре­менем, оккупировав почти все страны Европы, усиленно готовилась к нападению на СССР.