Художественная культура. В 1920-1930-е гг. был выдвинут принцип классовости в искусстве. В начале 1920-х гг. под влиянием революционных событий многих художников захлестнула волна энтузиазма. Стали возникать различные творческие союзы, члены которых находились в поисках новых форм. 1930-е гг. изобилуют картинами, изображающими государственную миссию вождей (например, «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» А.М. Герасимова). Появлялись произведения, посвященные другим темам (например, «Новая Москва» Ю. Пименова, эскизы П. Корина к картине «Русь уходящая», портретная живопись М. Нестерова, П. Кончаловского). Революция стала темой творчества М. Грекова («Тачанка», ряд полотен о Конной армии), А. Дейнеки («Оборона Петрограда»), К. С. Петрова-Водкина. В 1934 г. создан Союз советских художников. Соцреализм был несовместим с авангардизмом. В 1932 г. состоялась последняя выставка работ Малевича и Филонова. Пафосом социалистического строительства было проникнуто творчество скульпторов (В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»).
Архитектура 1930-х гг. отличалась монументальностью (станции метро, Мавзолей, Дом Совета министров СССР, гостиница «Москва»), призванной демонстрировать достижения социализма.
В литературе развернулась борьба между двумя обществами — Российской ассоциацией пролетарских писателей (РАПП, 1925— 1932 гг.) и «Перевал» (1922—1932 гг.). Первое выступало за «пролетарскую чистоту» (Пролеткульт) в искусстве и развернуло кампанию против так называемых писателей-попутчиков (к ним отнесли М. Горького, С. Есенина, А. Толстого). Второе считало, что задача литературы развиваться на основе мировой классической культуры и идей гуманизма.
В 1920-е гг. начали свой творческий путь писатели А.А. Фадеев, А.С. Серафимович, И.Э. Бабель, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, Р.А. Ильф и Е. Петров. Основные темы в литературе — революция и социалистическое строительство. Несмотря на сужение творческих рамок и идеологический контроль, в эти годы появились интересные произведения: «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Время, вперед!» В. Катаева.
Уже в 1920-е гг. усиливается контроль за творческой интеллигенцией. Для ужесточения цензуры были образованы: в 1922 г. Главлит и в 1923 г. Главрепертком (должен был контролировать репертуары театров). В 1934 г. был создан Союз писателей СССР и дано теоретическое обоснование партийного метода в литературе — социалистического реализма. В 20-е гг. шел процесс становления отечественного кинематографа. Кинофильмы «Броненосец Потемкин» СМ. Эйзенштейна, «Земля» А.П. Довженко, «Мать» В.И. Пудовкина стали классикой советского кино. Установление тоталитарного режима отразилось на кинематографе. Событием стали картины «Путевка в жизнь» Н. Экка, «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Депутат Балтики» И. Хейфеца и А. Зархи, «Трилогии о Максиме» Г. Козинцева и Л. Трауберга. Появились и партийно-классовые картины с четко выдержанной идеологической подоплекой: «Великий гражданин» Н. Эрмлера, «Оборона Царицына» братьев Васильевых, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. Ромма.
Бурно развивалось самодеятельное театральное искусство. Наряду с МХТ появились экспериментальные театры В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. Советская музыка должна была прославлять советский образ жизни и поднимать энтузиазм строителей социализма. Композиторы И. Дунаевский, М. Блантер, Т. Хренников были награждены орденами за свое творчество. Непонятным с точки зрения официальной идеологии было творчество Д. Шостаковича. Особенно пострадали в 1930-е гг. памятники старины, церкви, монастыри. Только в Москве погибли до 700 тыс. памятников архитектуры. Рассматривался вопрос о сносе собора Василия Блаженного. В поисках финансовых источников для индустриализации власть начала распродажу государственных ценностей и реликвий. Тоталитарная система оказала непосредственное влияние на культуру 1930-х гг.
44. СССР в конце 1930-х годов: внутреннее развитие, внешняя политика
Внутреннее состояние. В середине 30-х гг. в СССР был сформирован военно-промышленный комплекс. В годы пятилеток на Урале, в Сибири и Поволжье форсированными темпами шло сооружение так называемых предприятий-дублеров (аналогичных предприятиям, расположенным в европейской части страны). Начало Второй мировой войны повлияло на внутреннюю политику. В 1940 г. был ужесточен режим работы промышленных предприятий, ограничены права рабочих и служащих (рабочий день был продлен с 7 до 8 часов, рабочая неделя стала семидневной), включая право смены работы. Фактически многие отрасли промышленности переводились на полувоенные рельсы. Создана сеть школ трудовых резервов (ежегодно проводились «мобилизации» молодежи для обучения в ремесленных училищах). За годы индустриализации и коллективизации изменился социальный состав населения: увеличилось количество горожан и сократилась численность крестьян.
В 1930-е гг. тоталитарное государство укрепилось. Командная система, основанная на страхе потерять работу и жизнь, приводила к формированию особого типа руководящих работников, постоянно оглядывающихся на вышестоящее начальство, безынициативных, боящихся брать ответственность на себя, безоговорочно преданных вождю.
Ф.Ф. Раскольников в открытом письме Сталину (1939 г.) написал: «Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста. Никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин ж полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза — все в равной мере подвержены ударам вашего бича, все кружатся в дьявольской кровавой карусели... Вы непогрешимы, как папа! Вы никогда не ошибаетесь!.. Вы объявили социализм построенным до конца. И рабочие с недоумением, шепотом спрашивали друг друга: «Если это социализм, то за что боролись, товарищи?»
В то же время, как отмечает современный ученый А.Киселев, «общественная атмосфера 1930-х гг. была окрашена не только в мрачные тона, но и пронизана пафосом свершений, здоровым мироощущением людей, занятых в большинстве своем созидательным трудом».
Проблема обороноспособности СССР. Репрессии в армии привели к снижению численности кадрового военного состава. В конце 30 начале 40-х гг. был предпринят ряд мер, направленных на повышение обороноспособности армии: была расширена сеть военно-учебных заведений. Однако образовательный уровень офицеров оставался низким (около 25% имели ускоренное военное образование, а 12% вообще не имели его). 1 сентября 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности», что позволило увеличить численность Красной армии. Однако уже в ходе советско-финляндской войны вскрылись недостатки в боевой подготовленности Красной армии.
Правительство увеличило ассигнования на оборону, ускоренным! темпами развивалась оборонная промышленность: были созданы новые танки «Т-34» и тяжелый танк «КВ» («Клим Ворошилов»), сконструированы новые самолеты (штурмовик «Ил-2», истребители «ЛаГТ-3», «МиГ-3», «Як-3», бомбардировщики «Пе-2», «Ил-4»), созданы более «И вершенные образцы стрелкового оружия — автоматы «ППШ» и «ППС». Однако к началу войны с Германией полностью перевооружить Красную армию не удалось: по количеству самолетов и танков Красная армия превосходила немецкую, но по качеству значительно уступала.
Сам И.В. Сталин считал, что если СССР будет четко выполнять условия договоров 1939 г., то Германия не нападет. Многочисленные нарушения советско-германской границы, концентрация немецко-фашистских военных сил в непосредственной близости к границе не расценивались как подготовка Германии к войне. Советское командование в соответствии с идеологическими установками считало, что в случае войны Красная армия будет наступать, а не обороняться. В подобном духе составлен документ «Соображения по плану стратегического развертывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками» (май 1941 г.), в котором указывалось, что при необходимости СССР возьмет на себя инициативу первого удара, а затем будет окончательно добивать противника на его территории. Возможности Красной армии явно преувеличивались.
Международное положение и внешняя политика. С целью обеспечения безопасности границ вблизи Ленинграда советское правительство начало переговоры с Финляндией о передаче части Карельского перешейка СССР взамен на территории в Карелии. Переговоры ни к чему не привели, и осенью 1939 г. СССР начал военные действия против Финляндии. В ходе тяжелых боев части Красной армии прорвали хорошо укрепленную оборонительную «линию Маннергейма».
14 декабря СССР был исключен из Лиги Наций как страна-агрессор за войну с Финляндией. Весной 1940 г. был заключен договор, по которому к СССР были присоединены Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе и некоторые территории в Карелии, Финляндия передавала СССР в аренду полуостров Ханко в Балтийском море. В июне 1940 г. правительство СССР потребовало от Румынии возвращения Бессарабии и Северной Буковины. Румынские власти вынуждены были удовлетворить эти требования. Германия тем временем, оккупировав почти все страны Европы, усиленно готовилась к нападению на СССР.