Летописи. В период складывания единого Русского государства с центром в Москве возросла роль летописания. В конце XIII— XIV вв. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вести в Москве. В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись). Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов (первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом).
В первой четверти XVI в. возникло «Сказание о князьях владимирских», которое, в отличие от «Повести временных лет», выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа. Легенда была призвана укрепить авторитет власти московских князей на Руси, обосновать стремление возвратить древнерусские земли, находящиеся под властью Польши и Литвы. Игумен псковского монастыря Филофей (около 1510 г.) выдвинул идею «Москва — третий Рим». По его мнению, в истории сменилась власть трех мировых царств. Первые два Рима (Рим и Константинополь) погибли за измену православию. Теперь их место заняла Москва. Если же и Москва впадет в грехи, ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше православного государства. Автором делался упор на необходимость объединения всех русских земель и на ответственность Российского государства перед миром. Так, Никоновская летопись показывала историю Московского царства как историю мировой державы.
Идеологию феодальной монархии протопоп Сильвестр применил к частной жизни в знаменитом произведении «Домострой», в котором содержались советы, как разумно устроить домашнее хозяйство и семейную жизнь. Другим крупным сочинением стала «Книга степенная царского родословия». В отличие от летописей, где изложение ведется по годам, Степенная книга располагает повествование по «степеням», каждой из которых (а их всего 17) соответствует правление князя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Тем самым подчеркивалась идея единства царской и церковной власти.
Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, о конкретных исторических фактах и событиях. Широкое распространение до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», содержавшая рассказ о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата, повести об Александре Невском и др. Победе русских дружин на Куликовом поле в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» Софония Рязанца).
Появляется «житийная» литература (Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, и Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами). Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси. Тверской купец Афанасий Никитин создал «Хождение за три моря» (описание Индии). Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания. В 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга «Апостол». Во второй половине XVI в. работали типографии в Москве и в Александровской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые — тиражами до тысячи экземпляров.
Архитектура. Ранее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возвели десятки небольших по размерам храмов, например, церкви Федора Стратилата (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде. Новгородские строители перешли к кладке из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов и частично кирпича, что усиливало впечатление силы и мощи. И. Э. Грабарь писал: «Идеал новгородца — сила, и его красота — красота силы».
Применение кирпича, впервые упомянутого в исторических источниках в 1450 г., увеличивало масштабы строительных работ в Московском княжестве. Начинается гражданское каменное строительство. Белокаменный Кремль был возведен при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. В конце XV — начале XVI в. был создан новый ансамбль Московского Кремля. В 1475—1479 гг. на его территории был сооружен Успенский собор под руководством Аристотеля Фиораванти. В соборе венчали на царство, собирались Земские соборы, объявляли важнейшие государственные решения. В 1484—1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор (домовую церковь московских государей).
В 1505—1509 гг. под руководством итальянца Алевиза Нового был сооружен Архангельский собор (усыпальница московских великих князей). В 1487—1491 гг. была построена Грановитая палата (архитекторы — Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари) и получившая такое название из-за «граней», украсивших наружные стены. Московский Кремль с грандиозными постройками символизировал мощь великих князей. При Иване IV в честь взятия Казани Барма и Постник выстроили Покровский собор (1555—1561 гг.). Второе название собор получил по имени юродивого Василия Блаженного, который был погребен около стен храма. По замыслу создателей, храм должен был олицетворять красоту, силу и славу Руси.
Живопись. В XIV в. в Новгороде и Москве работал Феофан Грек, приехавший из Византии (фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине отличаются экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа). Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством Андрея Рублева (фрески Успенского собора в Звенигороде, икона «Троица» для иконостаса Троицкого собора). Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем в живописи Феофана Грека. Представителем «рублевского направления» в живописи был Дионисий (87 образов для Иосифо-Волоколамского монастыря, роспись собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря). В условиях усиления власти великого князя иконы Дионисия были торжественны и величавы.
В XVI в. церковь, опасаясь еретического вольномыслия, стремилась к регламентации живописи. По решению Стоглавого собора живописцы обязаны были строго придерживаться греческих образцов и иконописи Андрея Рублева. Однако новые веяния пробивали себе дорогу: шел процесс накопления элементов нового направления в живописи, которые отчетливо проявились в XVII в.
9. Россия в конце XVI—начале XVII в. Смутное время и его последствия
Россия в конце XVI в. В 1598 г. после смерти царя Федора Земский собор избирает царем Бориса Годунова. В своей политике новый царь отказался от террора Ивана IV. Пытаясь восстановить разрушенное хозяйство, Борис продолжил закрепощение крестьян (в 1592—1593 гг. вышел указ о запрещении переходов крестьян по всей стране навсегда; I) 1597 г. был введен 5-летний срок розыска бежавших от своих хозяев крестьян; люди, служившие по вольному найму, через полгода становились холопами и т.д.), облегчил положение посадских людей (ликвидировались «белые слободы», и все, кто занимался торговлей и промыслами, теперь должны были платить государственные подати). Дворяне в своих поместьях усиливали эксплуатацию крестьян. Положение народа было бедственным. В начале XVII в. сельское хозяйство пришло в упадок (стали сказываться последствия опричнины), к этому добавились стихийные бедствия (в 1601 г. разразился голод вследствие неурожая, вызванного засухой). Иностранцы, побывавшие в России в то время, отмечали «всеобщий ропот и ненависть населения».
Причины Смуты: глубокий политический кризис, связанный с прекращением династии московских князей и борьбой различных группировок посадить на трон своего ставленника; экономический кризис, связанный с подрывом хозяйства в годы правления Ивана IV, закрепощением страны, а также разорением крестьян и посадских людей. Обостряли обстановку противоречия между крупными и мелкими феодалами (богатые вотчинники принимали беглых крестьян из дворянских поместий), казачество было недовольно политикой царя, пытавшегося подчинить «казацкую вольницу». Катализатором послужили разразившиеся в течение нескольких лет засуха, неурожай и последовавший за ними голод. Ослаблением внутреннего положения в России решили воспользоваться соседи, в первую очередь Польша и Швеция.
Основные события. Первый этап (1604—1606 гг.): в 1604 г. войска Лжедмитрия I при поддержке Польши вступили в Россию и стали продвигаться к Москве. Внезапная смерть Бориса Годунова и убийство его сына Федора в 1605 г. открыли самозванцу путь к престолу. Его политика по отношению к москвичам и полякам, которые «наводнили» столицу, привела к свержению и убийству 17 мая 1606 г. Лжедмитрия I.
Второй этап (1606 — лето 1607 гг.). Царем был провозглашен боярин Василий Шуйский. Началось движение под руководством И. Болотникова. В рядах восставших против Шуйского были крестьяне, казаки, мелкие феодалы. Нанеся поражение царским войскам, армия Болотникова осадила Москву, однако в решающий момент отряды под командованием дворян Ляпунова и Пашкова перешли на сторону Шуйского. Болотников отступил к Калуге, потом — к Туле.
Третий этап (лето1607 — 1611 гг.). На юге страны объявился новый самозванец — Лжедмитрий II. Его поддержали польские отряды. В сентябре 1607 г. Болотников, спасавшийся от царских войск в Туле, сдался, а остатки его армии присоединились к Лжедмитрию. Самозванец расположился лагерем в Тушине. Его войска и отряды поляков грабили близлежащие земли. Для борьбы с врагом Шуйский решил в 1609 г. подписать договор о помощи со Швецией. Русско-шведские войска под командованием М.В. Скопина-Шуйского нанесли ряд поражений противнику.