Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история» (стр. 8 из 38)

Все более насущной становилась потребность организованного обучения. Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-гре­ко-латинской академии (первоначально — училища). Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников госу­дарственной службы. С 1621 г. для царя стала изготовляться рукопис­ная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных ино­странных известий. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лав­ка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Развитие ремесла и торговли, рост связей с западноевропейскими странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний, которые носили преиму­щественно прикладной характер.

Изменения в общественной жизни ознаменовали новый этап в развитии литературы — формировалось светское направление. Важ­ным шагом в развитии литературы, свидетельствовавшим о разрыве со средневековыми традициями, явился переход от исторических ли­тературных героев к вымышленным. Не подвиги «угодников Божиих», а жизнь и дела простых людей все чаще привлекали внимание читате­ля. Отличительной чертой литературы этого времени стала многожанровость. В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие из­менения. Широко стали применяться новые виды строительных ма­териалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Архитекторы все чаще отходят от средневековой строгости и простоты, наблюдается стремление к внешней нарядности и живо­писности. В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Церкви стали похожими на светские хоромы с характерной для них асимметричностью форм. Церковь во главе с патриархом Ни­коном пыталась воспрепятствовать «обмирщению» зодчества, однако ее попытки остались безуспешными.

В живописи в большей степени сохранились установившиеся тра­диции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы. Тем не менее в рамках религиозной живописи появляются портретный и бытовой жанры. Парсуны писались по западному об­разцу — масляной краской на холсте (портреты князя Б. Репнина, Л. Нарышкина и др.). Новым явлением в культурной жизни при дворе стал театр.

11. Социальные движения в России в XVII в. Церковный раскол

Причины народного движения. В XVII в. (названном «бунташным» веком) произошел ряд народных выступлений, вызванных в первую очередь процессом закрепощения крестьян (1497 г. — введение Юрьева дня и платы за «пожилое»; 1550 г. — увеличение платы за пожилое; 1581 г. — указ о «заповедных годах», запрещавший крестьянский выход на территориях, пострадавших от бедствий, до специального ука­за; 1592 г. — указ Бориса Годунова, запрещавший выход крестьян по­всеместно; 1597 г. — указ об «урочных годах», вводивший 5-летний срок сыска беглых крестьян; 1649 г. — бессрочный сыск беглых по Соборному уложению). Увеличение податей с тяглых людей (деньги на выкуп пленных, стрелецкие, ямские деньги, на корм воеводам, в подмогу подьячим, сторожам, палачам, целовальникам, на строение воеводских дворов, губных изб и тюрем, в приказную избу на свечи, бумагу, чернила, дрова, порубные деньги (за прорубь), обязанность чинить и строить мосты). За недоимки их имущество забирали и от­писывали в казну. Крестьяне убегали от владельцев, уходили дальше за Урал, в Сибирь. Посадские, основные налогоплательщики, посто­янно били царю челом, чтобы он заставил все категории свободных людей платить с ними одинаковые налоги. К возмущениям приводи­ли злоупотребления со стороны воевод. Потрясение испытали верую­щие от церковной реформы патриарха Никона.

«Соляной бунт» произошел в Москве летом 1648 г. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами 1 июня 1648 г. делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол при­казных чиновников (одним из пунктов челобитной была просьба об отмене недавно введенного налога на соль). Новый налог не столько укреплял бюджет, сколько разорял тяглое население. Начались по­громы дворов влиятельных сановников. В восстании участвовала «чернь», торговые посадские люди, стрельцы, промышлявшие на по­саде мелкой торговлей и ремеслом. Все непопулярные меры припи­сывались боярам, а царю ставилась в вину лишь его молодость. Вос­ставшие громили «боярские и окольничьи и дьячие дворы», в том числе и царских приближенных. Подобные выступления произошли в Козлове, Курске, Соли Вычегодской и других городах. Царь вынуж­ден был пойти на уступки: было отменено взыскание недоимок.

«Медный бунт» произошел в Москве летом 1662 г. и был вызван за­тянувшейся русско-польской войной и разразившимся в стране фи­нансовым кризисом. Правительство пошло на чрезвычайную меру: в 1654 г. начало выпуск медных денег, что привело к их обесцениванию. Это прежде всего отразилось на ремесленниках и мелких торговцах, а также солдатах и стрельцах, получавших денежное жалованье. 25 ию­ля 1662 г. восставшие двинулись в Коломенское, где в то время нахо­дился царь, а в Москве начали громить дома богачей. Восстание было подавлено верными правительству стрелецкими полками.

Восстание под предводительством С. Разина (1670-1671 гг.). По­пытки властей усилить контроль над казацкой вольницей вызвали но­вое восстание, в котором приняли участие казаки, крепостные кресть­яне, посадское население, мелкие служилые люди, работные люди. Требования восставших выражены в так называемых «прелестных пись­мах» (в них содержался призыв уничтожать бояр-изменников, обеща­ние «истребить рабство», освободить от ига бояр или дворян. Разин не призывал к свержению царя Алексея Михайловича, утверждал, что идет с войском «постоять» за великого государя против бояр).

Основные события восстания: восставшие взяли Царицын (весной 1670 г.), Астрахань (лето 1670 г.), Саратов, Самару, осадили Сим­бирск, но войскам Разина в октябре 1670 г. было нанесено поражение (осада Симбирска была снята). Тяжело раненного атамана вывезли на Дон, но домовитые казаки выдали его властям. Разин был пленен и предан мучительной казни (четвертованию) в Москве. Однако вос­стание продолжалось до 1671 г., отдельные отряды выступали во мно­гих городах Поволжья, Галицкого уезда, в Соловецком монастыре. Основные причины поражения заключались в слабой организованно­сти, при отсутствии четких целей и программы действий, в недоста­точном вооружении, противоречии между разными социальными группами в среде восставших, в наивном монархизме. В результате восстание никак не облегчило жизнь крестьян, а казачество в 1671 г. было приведено к присяге на верность царю.

Церковный раскол. В царствование Михаила Федоровича Романова участие патриарха и церкви в государственных делах приняло особый характер (государственные документы подписывались совместно сы­ном и отцом). Подобное единение светской и духовной власти сыгра­ло свою роль в стабилизации внутренней обстановки в стране после Смуты. В результате складывается особое положение патриарха в го­сударстве — как «великого государя». Такое положение сохранилось и при Алексее Михайловиче. Патриарх Никон носил титул «великого государя». Самостоятельность Никона росла: царь отказался от вме­шательства в действия патриарха, затрагивавшие церковно-обрядовую сферу, в порядок назначения на церковно-монастырские долж­ности. При активном участии Никона была разработана церковная реформа, проведение которой началось в 1653 г.

Никон указывал на то, что русские чины и обряды отличались от первоначальных константинопольских и являются «новинами». Те­перь же нужно было привести в соответствие московские богослужеб­ные книги греческим. Решения об изменениях в обрядах были утвер­ждены церковными соборами 1655 и 1656 гг., в работе которых участ­вовали и представители константинопольской и антиохийской патриархий. В соответствии с новыми требованиями все верующие должны были креститься не двоеперстием, а троеперстием, восьми­конечный крест был заменен на четырехконечный, во время обряда крещения хождение осуществлялось не по солнцу, а против солнца и др. Произошло некоторое сокращение текста при совершении служб. Все это было призвано способствовать укорочению служб, утвержде­нию «единогласия». Параллельно исправлению обрядов изменяли бо­гослужебные книги. Эта реформа привела к церковному расколу на новообрядцев и старообрядцев (лидер Аввакум).

Царь стал тяготиться чрезмерной опекой Никона, который стре­мился активно, и даже с помощью прямых угроз, участвовать в реше­нии государственных вопросов. Последовало открытое столкновение между патриархом и царем. Как писал В.О. Ключевский, «друзья рас­сорились, вследствие чего Никон в 1658 г. самовольно покинул патри­арший престол, надеясь, что царь униженной мольбой воротит его, а царь этого не сделал». Никон более всего был недоволен учрежден­ным в 1649 г. Монастырским приказом, который судил духовенство по не духовным делам и заведовал обширными церковными вотчинами.

Оставление Никоном патриаршей кафедры осложнило положение России на международной арене, так как Никон пользовался под­держкой константинопольского патриарха, глав ряда зарубежных церквей, имел влияние на Украине, где осложнилась ситуация в связи с изменой гетмана И. Выговского. В 1660 г. был проведен собор, на котором была признана вина Никона в самовольном оставлении пат­риаршего поста и обязанностей. Окончательно вопрос был разрешен на соборе декабря 1666 — января 1667 г., в работе которого приняли участие антиохийский и александрийский патриархи. Главным обви­нителем на соборе выступил царь. Собор лишил Никона сана и от­правил его в Ферапонтов монастырь. На соборе остро стоял вопрос о соотношении церковной и светской властей. По настоянию Алексея Михайловича было принято решение о том, что царская власть выше церковной, царь — наместник Бога на земле и ему обязаны подчи­няться все подданные, включая высших церковных сановников. В 1668 г. вспыхнуло Соловецкое восстание, в котором приняли уча­стие монахи, не желавшие мириться с церковной реформой Никона, потребовавшего ввести новые обряды и исправить богослужебные книги согласно греческим образцам.