Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению курса Программа курса (стр. 37 из 125)

Коммуникативные процессы

Третьим "блоком" психических процессов являются коммуникативные процессы, обеспечивающие общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. До недавнего времени психологи, вслед за Ф. де Соссюром, противопоставляли речь и язык, считая, что предметом психологии является речевое поведение. Однако сегодня более обоснована точка зрения о единстве речи и языка, так как люди говорят только на основе языка, будучи его носителями. Коммуникативный подход к психологии речи и языка сводится к представлению, что речь и язык обеспечивают взаимодействие людей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Язык - это система знаков (акустических образов), соотнесенная с системой значений (понятий). Языковой знак (например слово) представляет собой единство означенного и означающего. Субъективные значения называются смыслами. Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми.

Особо выделяется невербальное общение - передача информации с помощью поз, мимики, пантомимики и т.д. Психологи выделяют также невербальные составляющие речевого поведения, которые обеспечивают выражение эмоций в речи и понимание эмоционального состояния говорящего, а также субъективного смысла сказанного:

тембр голоса;

высоту голоса;

интонацию голоса;

громкость голоса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения:

1. Роль психических познавательных процессов в формировании картины мира.

2. Вербальное и невербальное общение.

3. Принятие решения как выбор варианта действия.

5.4. Сознание и бессознательное

Феном сознания, его типы

Соотношение сознания и бессознательного

Состояния сознания

Феном сознания, его типы

Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. По замечанию Д. Деннетта, человеческое сознание - одна из последних тайн.

Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой в целом; Рене Декартом (1596-1650) оно трактовалось как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые (конец XIX века) собственно психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей (Уильям Джемс (1842-1910), Эдвард Титченер (1867-1927)), а также метод его изучения - систематическое самонаблюдение (интроспекцию), направленное на выделение элементов сознания - ощущений, образов и аффектов.

Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). В XIX веке бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Густав Теодор Фехнер (1801-1887), Вильгельм Вундт (1832-1920)). Новый стимул для его изучения дали работы 3. Фрейда в области психопатологии в конце XIX века. Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на последнее значительное влияние. Таким образом, к началу XX века сложилось представление о двух уровнях психического, сознательном и бессознательном, а их изучение получило различное развитие в отдельных направлениях психологии.

В советской психологии сознание являлось одним из ключевых понятий. В теории С.Л. Рубинштейна в становлении сознания субъекта наряду со взаимодействием с природной реальностью акцентировалась роль социального взаимодействия, прежде всего общения. В теории деятельности А.Н. Леонтьева порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной деятельности субъекта.

В западной психологической науке с начала XX века и на протяжении многих десятилетий сознание и бессознательное исследовались в рамках двух различных методологических подходов, сформулированных Вильгельмом Дильтеем (1833-1911), понимающей и объяснительной психологии. Парадигмальное разнообразие сохраняется и в современной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как феноменальная данность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия; их целостность обусловлена имманентно присущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненными впечатлениями. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В современной психологии, несмотря на разделяемое всеми понимание феномена сознания, определения типов сознания расходятся. Так, Э. Тулвинг различает:

простое осознание внешних раздражителей;

осознание символических репрезентаций окружающего;

осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Г.В. Фартинг предложил различать первичное сознание - простое перцептивное осознание внешних и внутренних раздражителей - и рефлексивное сознание - осмысление собственных сознательных переживаний. Разнообразие определений, скорее, способствует исследованию различных аспектов феномена сознания - как эпифеномена и как интенциональной и регулирующей действия ментальной структуры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Соотношение сознания и бессознательного

В рамках понимающей психологии бессознательное в настоящее время исследуется в психодинамических теориях личности. Оно трактуется как скрытые психические структуры - биологически (3игмунд Фрейд (1856-1939)) или социально (Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949)) обусловленные мотивы, мотивационные ожидания (Альфред Адлер (1870-1937), подавленные воспоминания и переживания, организованные в комплексы (Карл Густав Юнг (1875-1961)). Они являются источником психической энергии и, будучи зашифрованы для сознания, обнаруживают себя в поведении и содержании сновидений в семиотически переозначенной форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики; в современной терминологии их можно описать следующим образом:

бессознательное - принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;

подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;

досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;

сознание - рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Состояния сознания

В современной психологической науке выделяют различие состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупности поведенческих и психофизиологических показателей:

бессознательное состояние - экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции, проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют;

сон - состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;

бодрствование - состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознает - восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания - гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.).

В отличие от понимающей психологии, направленной на описание и толкование феноменов субъективных переживаний, современная когнитивная психология нацелена на объяснение причин и механизмов сознания и бессознательного. В ее рамках уровни строения психики представлены как уровни переработки информации. Такое переформулирование позволило поместить рассматриваемые феномены в контекст экспериментального исследования, где наряду с самонаблюдением в контролируемой ситуации используют объективные методы регистрации поведения и психофизиологических коррелятов. Это позволило приблизиться к пониманию структуры и механизмов действия бессознательного. Варьирование экспериментальных задач, в частности, позволило сделать первые шаги в реконструировании глубинных психических структур, таких, как установки, убеждения, мотивы, эмоциональные комплексы переживаний. Варьирование условий стимуляции сделало возможным изучение досознательного уровня, например, механизмов подпорогового восприятия и научения, структуры когнитивных репрезентаций, сценариев автоматических действий и условий преодоления ими порога бессознательного.

Сознание в последние десятилетия является предметом исследования когнитивной нейронауки, ставящей целью описание нейрональных механизмов его отдельных проявлений. Такому подходу способствовали разработка новых методов исследования активности мозга - функционального магнитного резонанса и магнитной энцефалографии, - а также привлечение методов нейропсихологического анализа частных случаев. Так, к пониманию нейрофизиологических основ состояний сознания позволило приблизиться изучение так называемых быстрых движений глаз во время сна. Наблюдения за пациентами с комиссуротомией (расщепленным мозгом) привели к представлению, что полушария мозга обеспечивают две независимые силы сознания при ведущей роли левого полушария для процессов познания. Наконец, изучение нейропсихологических феноменов одностороннего игнорирования пространства и "слепого видения", при котором пациенты с поражением задних отделов коры не способны к осознанному восприятию зрительных стимулов, но тем не менее угадывают их локализацию, обнаружили, что осознанное восприятие предполагает интеграцию двух кортикальных путей - дорсального ("где") и вентрального ("что"), - которая осуществляется префронтальной корой головного мозга. Интенсивно продолжающиеся исследования сознания в рамках нейронауки направлены на изучение механизмов, которые реализуют интегрирование восприятия и поведения в индивидуальную временную перспективу и в модель "Я".