Творческое воображение - воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:
новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей;
новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.
Пассивное воображение - воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Преднамеренное воображение - воображение, создающее образы (грезы), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.
Непреднамеренное воображение - воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Формы воображения
В психологии также, кроме видов воображения, различают формы воображения. К формам воображения относятся:
мечта;
фантазия;
грезы;
сновидения;
галлюцинации. (См. дополнительный иллюстративный материал)
Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании.
Мечта - создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.
Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Фантазия - форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.
Фантазии возникают при падении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред). Согласно взглядам Зигмунда Фрейда (1856-1939), фантазия - так называемые сны наяву - это бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не переживаемых галлюцинаторно. Форма выражения конституциональных свойств личности, ее вытесненных стремлений, влечений и желаний, посредством которой человек с помощью воображения сглаживает недостатки реального мира и собственные неудачи. В общем, фантазии-желания воплощаются либо опосредованно - путем художественного и научного творчества, либо ведут к неврозу. Наряду с путем от реальности к фантазии, как формы удовлетворения, существует и путь от фантазии к реальности, примером которому служит искусство.
Галлюцинация - форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции. Патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств. С точки зрения материализма - продукт внутреннего мира, проекция представлений в реальное пространство. Возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих, спонтанно возникших в сознании, образов как объективной реальности.
Образы воображения также различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В этой связи выделяют:
реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события;
фантастическое воображение, которое "отлетает" от действительности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Механизмы воображения
Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, которые выступают в качестве основных механизмов воображения:
агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
гиперболизация, или акцентирование, - увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей;
заострение - подчеркивание каких-либо признаков;
схематизация - сглаживание различий и умаление черт сходства между ними;
типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения:
1. Психологические особенности воображения и его связь с другими познавательными процессами.
2. Основные виды воображения и их характеристика.
3. Основные формы воображения и их характеристика.
4. Характеристика основных механизмов воображения.
7.6. Общее понятие о языке и речи
Сущность и признаки языка и речи
Функции речи
Формы и виды речи
Типы речи
Свойства речи
Сущность и признаки языка и речи
В процессе мышления человек использует различного рода средства:
практические действия;
образы и представления;
модели;
схемы;
символы;
знаки;
язык. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Опора на эти культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность. Наиболее важным средством опосредования мышления является речь и язык. Человеческое мышление - это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Выделяются следующие признаки языка:
исторически сложившееся средство общения;
развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;
отражает психологию народа;
система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Выделяются следующие признаки речи:
выражает психологические особенности отдельно взятого человека;
наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Функции речи
Речь выполняет определенные функции:
воздействия;
сообщения;
выражения;
обозначения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.