Важное условие (и показатель) переплавки взглядов в убеждения - возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.
Виды и социально-исторические типы мировоззрений
Мировоззрение - сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В мировоззрении реально различимы - по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов - также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.
Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны - по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям - его носители. Отсюда широта диапазона "жизненной философии" - от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и др.
Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.
Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.
Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла.
Однако рассмотренная нами градация "обыденное - теоретическое" недостаточна для понимания своеобразия мировоззрения. Философы выделяют и другие социально-исторические типы мировоззрения.
Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов - в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая мифология отражена в произведениях литературы и искусства. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти - коренные вопросы всякого мировоззрения.
Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия. В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути.
Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - "земной", естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - "небесный", сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного (теоретического, художественного или другого) "мира", в отличие от мира реального, жизненного, предметного черта всех форм его духовного освоения людьми. Говорят: "мир научной теории", "мир сказки", "мир музыки", "мир религии" - одной из форм мировоззрения.
Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил (например, в Бога или духов предков) и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозно-этическое отношение к божеству нередко придает вере светлый, радостный характер, способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие.
Можно выделить в особый тип мировоззрения и науку. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно человеку относиться к ним. Научное мировоззрение основывается на допущении, что мир природы не есть арена действия произвольных, одухотворенных сил, поступающих по своему желанию, а потому непредсказуемых. Воспринимать природу как совокупность естественных событий и процессов, причинно обусловленных, не зависящих от человека, протекающих без участия в них сил или существ, не поддающихся математической формализации - значит относиться к природе как к объекту науки.
Различные картины мира
В соответствии с выделенными формами мировоззрения (религиозным, научным, философским) можно говорить и о трех разных картинах мира:
религиозной,
философской,
научной.
Картина мира, понятие очень близкое к философскому понятию мировоззрения, помогает человеку обрести чувство близости к миру, делает его жизнь более осмысленной.
И хотя в картине мира каждого человека присутствуют представления обыденного, религиозного, философского и эстетического сознания, благодаря чему возникает полифонический образ мира, каждый из людей старается увидеть свой, особый фундаментальный вселенский образ, который в большей степени соответствует его потребностям в смысле жизни. Для верующего мир - воплощение божественной гармонии, для ученого - система логически взаимосвязанных законов, для философа - первосущее.
Особенно значимой картиной мира является научная картина мира, в основу которой положено научное мировоззрение. Формирование научного мировоззрения у подрастающего поколения представляется многим педагогам одной из важнейших задач воспитания и образования.
Однако существует важная проблема соотношения рационального, понимаемого многими философами и учеными как научного, понятийного, на основе научных представлений, гипотез и теории, познания человеком мира и познания мира с помощью органов чувств, чувственного познания, частью которого является и эмоциональное познание окружающей действительности, нередко трактуемого как иррациональное познание.
О проблеме соотношения рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности и такой ее существенной части, как проблема соотношения знания и веры, речь пойдет в следующем разделе.
Проблемы для обсуждения:
1. Содержание понятия "мировоззрение", его составляющие: знания, убеждения, ценности.
2. Отличие обыденного мировоззрения от теоретического.
3. Религия как форма мировоззрения.
4. Отличие религиозного мировоззрения от научного.
1.3. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности
Разные виды веры.
Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях.
Разные виды веры
Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Куном, предложившим это понятие для анализа развития науки, как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного научного сообщества. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Так как реальность, изучаемая ученым, необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени и основанной на использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия.
Таких установок в их идеальном, предельном виде в философии выделяют две:
материалистическое понимание природы бытия,
идеалистическое понимание природы бытия.
Они находят свое конкретное выражение в оппозиции знания и веры, иррационального и рационального. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Если ученый должен познать истину, то способ постижения ее истины - научное (то есть основанное на некоторых принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельности выступает научный метод. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
При этом некоторой субъективной, иррациональной составляющей выступает уверенность исследователя, его вера в научность его способа познания истины. В данном контексте вера понимается как более широкое психологическое основание, чем это принято при философском определении веры как способа существования религиозного сознания.