Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению курса Программа курса (стр. 82 из 125)

социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

Педагогика имеет тесные связи и со многими другими отраслями научного знания:

анатомией и физиологией человека;

этнографией;

математикой;

кибернетикой и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны, это:

заимствование научных идей (например кибернетической идеи управления);

использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о работоспособности учащихся) и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Параллельно с развитием педагогики и в тесной связи с ней (особенно с теорией обучения и образования) развивались и вычленялись в отдельную отрасль педагогических знаний методики преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе, а в последующем - в средней специальной и высшей школе.

Важнейшая задача методики преподавания предметов:

разработка содержания форм и методов изучения этих предметов;

изучение и обобщение, популяризация передового педагогического опыта работы лучших педагогов;

повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся;

использование методов, терминов и понятий других наук (например, математических методов, понятия об обратной связи, заимствованное из кибернетики). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Проблемы для обсуждения:

1. Каково буквальное значение слова "педагогика" (его этимология)?

2. Что означает термин "воспитание" в узком и широком смысле?

3. Дайте определение предмета педагогики как науки.

4. Перечислите основные исследовательские методы, используемые в педагогической науке.

12.2. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем)

Понятие педагогической системы, ее источники и составные элементы Философские основания различных педагогических систем и технологий

Типы педагогических технологий и основания их классификации

Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика

Понятие педагогической системы, ее источники и составные элементы

Психологической и педагогической науками разработано немало теорий, концепций и систем обучения и воспитания, каждая из которых опирается на определенные закономерности познавательной деятельности человека и предполагает специфическую организацию учебных занятий и воспитательной работы. Почти каждая современная педагогическая система представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Источниками и составными элементами современной педагогической системы являются:

социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

наука - педагогическая, психологическая, общественные науки;

передовой педагогический опыт;

опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

народная педагогика (этнопедагогика). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Философские основания различных педагогических систем и технологий

Любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознанном или неосознанном) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии. Наиболее ясно обнаруживается философский фундамент в технологиях, в которых его формирование входит в систему целей (например, религиозное воспитание, гуманистическая педагогика и т.д.).

В современном обществознании существует множество философских направлений, школ, течений, которые в той или иной степени находят отражение в образовательном процессе. Дать классификацию педагогических технологий на основе всего этого множества не представляется возможным.

Можно выделить лишь несколько альтернативных философских основ, наиболее ясно выступающих в концепциях педагогических технологий:

материализм и идеализм;

диалектика и метафизика;

сциентизм и природосообразность;

гуманизм и антигуманизм;

антропософия и теософия;

прагматизм и экзистенциализм. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

1. В России, так исторически сложилось, прежде всего, превалирует диалектико-материалистическая (марксистско-ленинская) философская основа, в которой основными системообразующими принципами понимания действительности являются:

принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;

принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

2. Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе.

К философии гуманизма примыкают такие направления, как:

антропософия;

педоцентризм;

свободное воспитание;

природосообразность;

неопозитивизм;

позитивный экзистенциализм. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Идеи гуманизма лежат в основе всех религиозных систем.

3. Теософия является содержательным фундаментом школ религиозного направления. Теософская гуманистическая парадигма имеет глубокие корни в народной педагогике, достаточно правильно формирует у молодежи представления о добре и зле, добродетельном поведении. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

4. Для антропософии важнее не божественная, а человеческая мудрость. Антропософия ничего общего не имеет ни с фанатическими построениями, ни с сектантством, она преследует цель строго ориентированного миросозерцания, направленного на исследование не материальных, а духовных ценностей, дает ответы на вопросы о смысле, о целях жизни. Близка к антропософии философия педоцентризма. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

5. Педоцентризм - направление в философии воспитания, которое исходит из приоритета интересов и потребностей ребенка, видит основную задачу педагогики в создании условий для развития детей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

6. Философская концепция экзистенциализма исходит из тезиса "человек есть то, что он сам из себя делает". Представители классического экзистенциализма сводили суть экзистенции, ее нравственный аспект к чувствам и настроениям, имеющим негативный характер (страх, вина, отчаяние), а неоэкзистенциалисты берут на вооружение некоторые гуманистические идеи, наделяя экзистенцию такими добродетелями, как чувство приподнятости, хладнокровие, доверие, надежда и вера в лучшее будущее. Благодаря этим добродетелям, считают они, моральный выбор человека становится сознательным и ясным, выступая важным условием его активного отношения к миру. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

7. Концепция прагматизма, к которой примыкают и философские течения неопозитивизма, неофрейдизма, исходит из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано, прежде всего, с индивидуальным опытом человека. Отсюда задачу образования представители прагматизма видят не в формировании определенных моральных качеств, принципов, ценностной ориентации личности, а лишь в количественном росте данных ей от природы способностей, качеств и ее индивидуального опыта как главного условия самореализации. Ставя достижение успеха главной целью жизни человека, сторонники прагматической концепции воспитания ограничивают успех лишь индивидуальными рамками жизни человека, освобождая его от необходимости ставить перед собой высокие цели, стремиться к общественному идеалу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

8. Альтернативой гуманистическому направлению являются сциентистско-технократические концепции, рационализм, откровенно антигуманные теории (расовые, националистические и др.). Сциентизм как мировоззренческая ориентация проявляет себя в абсолютизации роли науки и техники в системе культуры человеческого общества. Абсолютизируются стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются в качестве парадигмы, образца научного знания вообще. Сциентистские установки выражаются во внешнем подражании точным и техническим наукам: в искусственном применении математической символики, схематизации, теоретизировании, технологизации и технизации.

9. Альтернативой сциентизму является природосообразность, природосообразие - мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)