Монтаж начинается с размещения и укрепления стендов, витрин подиумов, т.е. всего экспозиционного оборудования. Затем производится раскладка материалов у соответствующих стендов. Эта своеобразная проверка позволит улучшить экспозицию, внести необходимые дополнения, прежде чем размещать и укреплять сами экспонаты.
Размещая экспонаты и монтируя всю экспозицию, необходимо предусмотреть условия обеспечивающие сохранность предметов: нельзя укреплять экспонаты проволокой, прикалывать кнопками и булавками, применять липкую ленту, прибивать гвоздями к полу или стене.
При монтаже различных видов экспозиционных материалов следует соблюдать определенные условия.
Вещевые предметы обычно располагаются в геометрических витринах, под колпаками. Крупногабаритные можно ставить на пол только так, чтобы они не загромождали проход и были доступны для обозрения.
Знамена и вымпелы располагаются так, чтобы текст и изображение находились в вертикальной плоскости.
Предметы одежды подвешиваются на плечиках, концы которых обматываются ватой и обшиваются холстом во избежание прорыва ткани.
Ветхие и тонкие ткани экспонируются только в горизонтальных витринах.
Документы и фото, располагаемые в витринах, можно прижимать стеклом, чтобы они не сдвигались и не коробились.
Рукописи, листовки, газеты экспонируются в открытом виде. При необходимости можно поместить рядом с документом увеличенную часть текста.
В открытом виде можно располагать крупные предметы, устойчивые от влияния света, температурных колебаний.
Мелкие по размеру экспонаты укрепляются на подставках, стержневых держателях, подвесках.
Разместив экспонаты нужно составить этикетаж – Пояснительные тексты к каждому экспонату или группе экспонатов.
В этикетке дается название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. Несмотря на краткость, этикетка должна содержать основную информацию об экспонате.
Если в витрине много мелких вещей, около них помещается номер, соответствующий записи в аннотации (помещать этикетку около каждого мелкого предмета не рекомендуется).
При монтаже необходимо обеспечить хорошую освещенность экспонатов. Источники света должны быть скрыты от глаз за внутренними стенами витрин.
3. Основные правила размещения экспозиционных материалов.
Каждый музей индивидуален. Однако имеется ряд единых требований и рекомендаций построения экспозиции.
А) Экспозиционный пояс.
Экспонаты размещаются в залах музея в так называемом экспозиционном поясе, в пространстве удобном для обозрения, верхняя граница которого на уровне 2,5 метра от пола, нижняя не ниже 0,8 – 1 метра то пола. Расстояние между экспонатами должно быть не менее 10-15 см.
В) Оптимальное расстояние экспонатов от посетителей.
Крупные экспонаты: фотографии, рисунки, схемы располагаются выше (или ниже) уровня глаз, а мелкие - на уровне глаз. В витрине крупные вещи располагаются в глубине, о мелкие (или с мелким шрифтом) – на переднем плане. Документальные памятники должны располагаться на плоскости витрин под углом 25-30 градусов. Для этого применяются наклонные витрины.
Изобразительные материалы, располагающиеся выше уровня глаз, подвешиваются с наклоном к зрителю под тем же углом зрения
Г) Выделение ведущих экспонатов
- ведущему экспонату отводится центральное место;
- он располагается на подставке или на подвесках;
- используется подсвет;
- если экспонат блеклый, его помещают на ярком фоне;
- увеличение детали или фрагмента экспоната (увеличить текст документа, расшифровать текст на печати, монете)
Д) Принцип равновесия. Нельзя допускать расположения в одной части зала объемных предметов, а в других плоскостных
Экспонаты одной половины стенда должны соответствовать по типу и оформлению экспонатам другой половины. Не допускается размещение на одной половине окантованных изображений, на другой – в рамках, на одной – текстов и диаграмм, на другой картин и документов
Подбирая рамки, окантовку паспорту можно уравновесить различные по величине экспонаты.
Нужно избегать таких явлений, как сплошные фоторяды, большие тексты с мелким шрифтом.
Важно выделение художественными средствами наиболее значимых ведущих тем экспозиции.
4. Ориентирование в музее.
Экспозицию в музее в музее целесообразно разместить таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, которые можно разделить на следующие виды: оглавительные тексты, ведущие, объяснительные, этикетаж. Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача дать « путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить ее тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.
Ж) При оформлении экспозиции следует учесть, что осмотр осуществляется слева направо, по часовой стрелке.
Разновидностью оглавительных текстов считаются и текстовые указатели осмотра экспозиции («начало осмотра». «продолжение осмотра», и.т.п.)
Каждый раздел экспозиции предваряют заголовком. Название раздела принято размещать над экспозиционным комплексом, относящимся к данному разделу экспозиции.
Заголовок должен быть лаконичным и отражать сущность экспозиционного комплекса.
Каждый экспонат экспозиции, подлинный или копийный, снабжают этикеткой (аннотацией). Этикетаж позволяет посетителям музея как бы самостоятельно «читать экспозицию» без помощи экскурсовода. Этикетаж может выполняться как на отдельных этикетках, так и на самих экспозиционных площадках: стендах, подиумах и.т.д. Желательно только, чтобы во всей экспозиции или экспозиционном комплексе этикетки выполнялись в одном стиле: цвет бумаги, размер и цвет шрифта.
Иногда непосредственно рядом с экспонатом этикетки разместить невозможно или нецелесообразно. В таком случае экспонаты нумеруют (рядом с экспонатом наносят его порядковый номер), и в каком-то удобном месте экспозиционного комплекса располагается этикетаж в соответствии с порядковыми номерами экспонатов.
Следует учесть при составлении этикетажа, что текст этикетки состоит из двух частей: название экспоната и аннотации к нему.
При этом название экспоната сохраняется в соответствии с его описанием в инвентарной книге, а аннотация может изменяться в зависимости от целей его использования в экспозиционном комплексе.
Обеспечение сохранности экспонатов.
В целях обеспечения сохранности музейных предметов, выставленных на экспозициях и выставках, составляется топографическая опись залов экспозиции или выставки. Топографическая опись включает в себя перечень всех экспонатов и места их размещения на экспозиции. Опись экспонатов составляется по часовой стрелке, начиная со входа. Стены обозначаются заглавными буквами: Стена А, стена Б, угол стен В и Г. Витрины, стенды нумеруются: Витрина 1, стенд 3. можно привести примерную топографическую опись:
Место нахождения | № по КП | Наименование предмета | Сохранность | Результаты сверки |
Стена А Витрина 1. Верхняя полка | ШМ-258/1 | Горн пионерский | Без видимых повреждений | (указываются все перемещения экспоната и причины по которой экспонат демонтирован). |
При замене экспоната топографическая опись переделывается с указанием новых музейных предметов, помещенных на экспозиции или выставке.
Сверка наличия и состояния сохранности должна проводиться ежедневно в присутствии дежурного сотрудника музея и смотрителя, ответственного за зал.
При размещении в залах музея особенно ценных или мелких предметов учитывается возможность покушения на кражу, поэтому витрины должны монтироваться с учетом недоступности музейных предметов. При необходимости в витринах монтируется сигнализация, срабатывающая на проникновение, разбитие стекла и т.д.
Тема 8. Просветительская деятельность музеев. 5 часов.
Методика подготовки и проведения экскурсии.
Понятие экскурсии: Коллективный осмотр музея, проводимый по определенной теме и специальному маршруту специалистом экскурсоводом. Это определение включает два взаимно связанных понятия: Экскурсия – группа людей пришедших для осмотра музея, и экскурсия вид научно- педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа музейной экспозиции, выставки, памятников истории и культуры города. Особенностью экскурсии является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия .
Требования, предъявляемые к экскурсии: идейность, научность, профессионализм.
Идейность - воспитание любви и уважения к родному краю; повышение образованности и культуры, воспитание чувства патриотизма.
Научность - правильность и достоверность излагаемых научных фактов, использование новейших данных в области науки и краеведения
Профессионализм - ознакомление с группой и ее запросами, логичность, последовательность в изложении материала и построения всей экскурсии, правильное сочетание показа и рассказа, эмоциональность, популярность, доходчивость, занимательность в изложении, высокая культура речи, активизация группы.
Можно выделить следующие этапы подготовки экскурсии:
1. Выбор темы экскурсии, название экскурсии, определение ее цели.
2. Подбор литературы, ее изучение.
3. Отбор объектов показа, и их изучение.
4. Разработка маршрута экскурсии.
5. Работа над тезисным текстом.
6. Устная отработка экскурсии.
7. Проведение экскурсии.
В процессе подготовки экскурсии работа должна идти одновременно по двум направлениям: изучение литературы, различных источников по теме экскурсии и изучение непосредственно самих объектов показа.