Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области (стр. 4 из 10)

Пример

Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/с. Передача файла через данное соединение заняла 3 мин. Определите размер файла в килобайтах.

Решение

Размер файла = скорость х время передачи. Выразим время в секундах, а скорость — в килобайтах в секунду.

Размер файла = 256 000/(8 • 1024) • 3 • 60 Кбайт.

Прежде чем выполнять действия, выделим в явном виде, там, где это очень просто, степени двойки.

Размер файла = 28 • 1000/(23 • 210) • 3 • 15 • 4 = 28 • 125 • 23/ (23 • 210) • • 45 • 22 = 213 • 125 • 45/213 = 125 • 45 = 5625 Кбайт. Ответ: 5625.

Пример

Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640х480 пикселей, при условии что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?

Решение

Поскольку на кодирование каждого пикселя приходится 3х8=24 бита, то общий объем передаваемой информации составляет 640х480х24 бита. Таким образом время передачи информации (в секундах) равно

640 х 480 х 24/28800 = 64 х 4 = 256 с.

Ответ: 256 с.

Важное замечание:

Практически во всех заданиях можно избежать громоздких вычислений, упростив выражения, как это показано выше. Та­кая техника вычислений обязательно должна быть отработана в процессе подготовки к экзамену, поскольку она обеспечивает существенную экономию времени и минимум досадных ариф­метических ошибок.

Основные трудности при выполнении заданий на выполнение действий над числами в разных системах счисления порождаются недостаточным усвоением математического со­держания понятия позиционной системы счисления. Для более глубокого понимания материала надо излагать алгоритмы пере­вода чисел из одной системы в другую с приведением доказа­тельств.

Кроме того, рекомендуется побуждать учащихся к решению тренировочных заданий различными способами, с обязательным сравнением результатов. Необходимо выполнять проверку по­лученных результатов путем обратного перевода чисел или вы­полнения действий в другой системе счисления.

Для быстрого и правильного решения заданий ЕГЭ, уча­щийся, помимо умения применять стандартные алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, должен знать:

- наизусть значения целых степеней числа 2 от 2° до 210,

- представление чисел от 0 до 16 в системах счисления с основаниями 2, 8, 10, 16,

- свойства систем счисления с основаниями вида Р = Q" ( в этом случае одной цифре в записи числа в системе с основанием Р соответствует п цифр в системе с основанием Q).

n 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2n 1 2 4 8 16 32 54 128 256 512 1024
Основание 10 2 8 16
0 0 0 0
1 1 1 1
2 10 2 2
3 11 3 3
4 100 4 4
5 101 5 5
6 110 6 6
7 111 7 7
8 1000 10 8
9 1001 11 9
10 1010 12 А
11 1011 13 В
12 1100 14 С
13 1101 15 D
14 1110 16 E
15 1111 17 F
16 10000 20 10

Пример

Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 126 равно:

1) 1 2) 2 3) 3 4) О

Решение

Способ 1

Преобразуем число 126 в двоичную систему с помощью из­вестного алгоритма деления «уголком» с выделением остатков:

126 2
0 63 2
1 31 2
1 15 2
1 7 2
1 3 2
1 1 2
1 0

Выписав остатки от деления, получим 12610=11111102. В дво­ичной записи один значащий нуль. Ответ: 1.

Способ 2

Заметим, что 126=128-2 = 100000002-102=11111102

Ответ: 1.

Пример

Укажите через запятую в порядке возрастания все числа, не превосходящие 25, запись которых в двоичной системе счисле­ния оканчивается на 101. Ответ запишите в десятичной системе счисления.

Решение

1012 = 58. Найдем числа, не превосходящие 25, запись которых в восьмеричной системе счисления оканчивается на 5. Посколь­ку, 25<82, такие числа должны иметь представление х =qx8+5, где q — цифра восьмеричной системы. Так как х

25, q
2.
Под­ставив допустимые значения q, получим искомые значения х:

q x =q x 8+5
0

5

1

13

2

21

Выполним проверку:

510=1012;

1310=11012;

2110=101012.

Ответ: 5, 13, 21.

БЛОК «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

Данный блок содержит самый объемный и сложный материал курса информатики, знания и умения по которому представлены на всех трех уровнях сложности.

На уровне воспроизведения знаний проверяется фундаментальный теоретический материал, такой как:

- понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

- основные алгоритмические конструкции;

- основные элементы программирования.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. По данному тематическому блоку это следующие умения:

- использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

- формально использовать алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во вторую и третью части работы. Это следующие сложные умения:

- анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

- реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Задания занимают следующие позиции в вариантах КИМ: А6, А7, А8, А20, В3, В6, С1-С4.

Проанализировав КИМ по информатике можно отметить, что знания и умения, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций, выявлялись как заданием на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования, так и заданиями на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

Приведем пример решения типичного задания на исполнение алгоритма, сформулированного на естественном языке.

Пример:

Цепочки символов (строки) создаются по следующему пра­вилу.

Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».

Каждая из последующих цепочек создается такими действия­ми: в очередную строку дважды записывается цепочка цифр из предыдущей строки (одна за другой, подряд), а в конец приписы­вается еще одно число — номер строки по порядку (на i-м шаге дописывается число «i»).

Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:

1)1 2)112 3)1121123 4)112112311211234

Какая цифра стоит в седьмой строке на 121-м месте (считая слева направо)?

Решение:

Найдем длину седьмой строки. По условию, длина каждой последующей строки увеличивается в 2 раза, по сравнению с предыдущей, плюс еще один символ — цифра, обозначающая порядковый номер самой строки.

Получается, что длина строк составит:

1) 1 элемент в строке;

2) 1x2 + 1 = 3 элемента в строке;

3) 3x2 + 1 = 7;

4) 7x2 + 1 = 15;

5) 15x2+1 = 31;

6) 31x2 + 1=63;

7) 63x2 + 1 = 127 элементов в строке.

Требуется найти 121-й элемент в строке длиной в 127 симво­лов. Это означает, что нам нужен седьмой элемент с конца. По­скольку в конец строки на каждом шаге добавляется его номер (совпадающий с номером формируемой строки), то последние семь символов 7-й строки будут 1234567. Таким образом, седьмой символ с конца — единица.

Ответ: 1.

Для быстрого и успешного выполнения рассмотренного зада­ния важно было не механически выполнить алгоритм, а понять закономерность, которую он выражает, и, воспользовавшись ей, найти решение.

Важное замечание:

Практически во всех заданиях на исполнение алгоритмов можно избежать большого объема рутинной работы, выявив закономерность, реализуемую алгоритмом.

Высоким уровнем сложности обладают задания, в которых требуется построить дерево игры по заданному алгоритму и обо­сновать выигрышную стратегию. При выполнении таких заданий надо не только верно ука­зать выигрывающего игрока и его стратегию, но и дать ей стро­гое обоснование, перебрав все варианты ходов обоих игроков, возможные при реализации одним из них своей выигрышной стратегии.

Пример:

Два игрока играют в следующую игру. Имеются три кучки камней, содержащих соответственно 2, 3, 4 камня. За один ход разрешается или удвоить количество камней в какой-нибудь кучке, или добавить по два камня в каж­дую из трех куч. Предполагается, что у каждого игрока имеется неограниченный запас камней. Выигрывает тот игрок, после чьего хода в какой-нибудь кучке становится не менее 15 камней или во всех трех кучках суммарно ста­новится не менее 25 камней. Игроки ходят по очереди. Выясните, кто выигрывает при пра­вильной игре, — первый или второй игрок.