5.3. Рекомендации по проведению защиты выпускной квалификационной работы
Темы ВКР бакалавра и ВКР специалиста утверждается в установленные сроки деканом (советом) факультета по представлению выпускающих кафедр в деканат (очная форма обучения до 1 декабря, заочная форма до 1 марта текущего учебного года) для дальнейшего утверждения приказом ректора (проректора) университета. Научный руководитель и рецензент утверждается кафедрой. Тема магистерской диссертации утверждается ученым советом факультета по представлению выпускающих кафедр. Руководитель и рецензент магистерской диссертации утверждаются деканом факультета. Рецензенты назначаются из числа научно-педагогических сотрудников или
высококвалифицированных специалистов образовательных, производственных и других учреждений и организаций. При защите магистерской диссертации обязательно наличие рецензента с ученой степенью, не являющегося штатным сотрудником выпускающей кафедры.
5.4. Порядок защиты ВКР, устанавливаемый Ученым советом факультета.
• устное сообщение автора ВКР (10-15 минут);
• вопросы членов ГАК и присутствующих на защите;
• отзыв научного руководителя ВКР в письменной форме;
• отзыв рецензента ВКР в письменной форме;
• ответ автора ВКР на вопросы и замечания;
• дискуссия;
• заключительное слово автора ВКР.
Оценка за ВКР выставляется ГАК с учетом предложений рецензента и мнения научного руководителя. При оценке ВКР учитываются:
• содержание работы;
• ее оформление;
• характер защиты.
Отзыв научного руководителя ВКР
Руководитель ВКР в отзыве должен:
- определить степень самостоятельности студента в выборе темы, поисках материала, методики его анализа;
- оценить полноту раскрытия темы студентом;
- установить уровень подготовки выпускника, освоение им комплекса теоретических и практических умений (компетенций), знаний, широту научного кругозора студента;
- сделать вывод о возможной защите данной ВКР в ГАК.
Рецензия на ВКР
Рецензент в отзыве на ВКР оценивает:
- степень актуальности и новизны работы;
- четкость формулировок цели и задач исследования;
- степень полноты обзора научной литературы;
- структуру работы и правомерность такой подачи материала;
- надежность материала исследования - его аутентичность, достаточный объем;
- научный аппарат работы и используемые в ней методы;
- теоретическую и практическую значимость результатов исследования;
- владение стилем научного изложения;
Отзыв завершает вывод о соответствии работы основным требованиям, предъявляемым к ВКР данного уровня, и рекомендуемая ее оценка.
5.5. Критерии оценки ВКР специалиста и магистра
«отлично»:
- репрезентативность собранного материала, умение анализировать лингвистические /литературоведческие/журналистские концепции, направления (с возможным выходом в практику, методику преподавания);
- знание основных лингвистических /литературоведческих/ журналистских категорий и понятий, умение оперировать ими;
- владение методологией и методикой лингвистического / литературоведческого/журналистского анализа;
- умение представить работу в научном контексте;
- владение научным стилем речи;
- аргументированная защита основных положений работы.
«хорошо»:
- репрезентативность собранного материала, умение анализировать лингвистические /литературоведческие/журналистские концепции, направления (с возможным выходом в практику, в методику преподавания);
- знание основных лингвистических /литературоведческих/ журналистских категорий и понятий, умение оперировать ими;
- владение методикой анализа и представление о разных типах анализа;
- единичные (негрубые) стилистические и речевые погрешности;
- умение защитить основные положения своей работы.
«удовлетворительно»:
- компилятивность теоретической части работы;
- недостаточно глубокий анализ материала;
- стилистические и речевые ошибки;
- посредственная защита основных положений работы.
«неудовлетворительно»:
- компилятивность работы;
- несамостоятельность анализа;
- грубые стилистические и речевые ошибки;
- неумение защитить основные положения работы.
Критерии оценки ВКР бакалавра
«отлично»:
- глубокое знание научной литературы по теме и умение изложить историю изучения проблемы;
- умение реферировать научную литературу;
- свободное владение методикой лингвистического/ литературоведческого/журналистского анализа и умение самостоятельно анализировать фактический материал;
- владение научным стилем речи;
- умение защитить основные положения и результаты работы.
«хорошо»:
- знание научной литературы по теме и умение изложить основные этапы изучения проблемы;
- умение реферировать научную литературу и самостоятельно анализировать фактический материал;
- единичные (негрубые) стилистические и речевые погрешности;
- умение защитить основные результаты работы.
«удовлетворительно»":
- недостаточно глубокое знание научной литературы по теме;
- недостаточное умение реферировать научную литературу и анализировать фактический материал;
- стилистические и речевые ошибки;
- посредственная защита основных положений работы.
«неудовлетворительно»:
- незнание научной литературы по теме;
- недостаточное умение реферировать научную литературу и анализировать фактический материал;
- грубые стилистические и речевые ошибки;
- неумение защитить основные положения работы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Программы итогового государственного экзамена
бакалавриат, специалитет
1. Программа ИГЭ по русской литературе
2. Программа ИГЭ по русскому языку
3. Программа ИГЭ по первому иностранному языку
4. Программа ИГЭ по второму иностранному языку (*только для выпускников специалитета 2011-2015 гг.)
5. Программа междисциплинарного ИГЭ по методикам преподавания русского языка и литературы в средней школе
6. Программа междисциплинарного ИГЭ по журналистике
ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1. Взаимодействие литературы и фольклора. Фольклорные образы, мотивы и сюжеты в творчестве русских писателей.
2. «Слово о полку Игореве». Время создания «Слова». Эпическое и лирическое в «Слове». Исторический и нравственный потенциал «Слова».
Сюжет и композиция. Изображение русских князей и идея «Слова». Эпичность и историзм. Авторские отступления и лирическая интонация. Книжное и фольклорное начала в «Слове».
3. XVIII век в истории русской литературы. Основные направления русской литературы (классицизм, Просвещение, сентиментализм), их
своеобразие. Система жанров. Значение литературы XVIII века для русской литературы XVIII - XIX веков.
4. Русская литература XIX века. Взаимодействие романтизма и реализма в литературе. Общественно-литературная полемика и литературная
критика. Литературные журналы. Проблема народности литературы. Периодизация русской литературы.
5. Пьеса Л. С. Грибоедова «Горе от ума».
Грибоедов в истории отечественной культуры. Драматургическое новаторство и судьба пьесы. Жанр и основные конфликты пьесы. Традиции русской комедии и образ Чацкого в пьесе. Чацкий и его ровесники. Молчалин как антагонист Чацкого. Язык и стих комедии Грибоедова. А. С. Пушкин о
«Горе от ума». Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний». «Горе от ума» на русской сцене.
6. Эволюция творчества Л. С. Пушкина.
Лицейский период. Литературные учителя Пушкина: Державин, Жуковский, Батюшков. Петербург в творческой судьбе Пушкина. Мотивы пушкинской лирики. Поэмы и стихи периода Южной ссылки. Пушкин в Михайловском. Трагедия «Борис Годунов». «Евгений Онегин»: автор и герои, жанровые черты «романа в стихах», онегинская строфа. «Повести Белкина» и «Капитанская дочка»: черты пушкинской прозы. Роль исторических и фольклорных источников в произведениях Пушкина. Белинский о Пушкине. «Всемирная отзывчивость» (Достоевский) Пушкина. Пушкинская традиция в
русской литературе Х1Х-ХХ веков. Пушкин и русская культура. Пушкинское начало в русской культуре.
7. Эволюция творчества М. Ю. Лермонтова. Основные мотивы и жанры лирики Лермонтова. Поэмы Лермонтова. «Герой нашего времени» в контексте творчества Лермонтова. Жанровое и композиционное своеобразие романа. Проблема личности и ее предназначения в художественном сознании Лермонтова. Печорин и его окружение. «Лермонтовский герой» как тип литературного героя. Эпоха 1830-1840-х годов в поэтических и прозаических произведениях Лермонтова.
8. Эволюция творчества Н. В. Гоголя.
Стилевая манера Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». «Поэзия реальная» и «поэзия идеальная» (Белинский) в сборнике «Миргород». Фантастическое и реальное в «Петербургских повестях». Понятие о «петербургском тексте» русской литературы. Драматургия Гоголя. Сатира и юмор Гоголя. Смысл заглавия и жанровые особенности поэмы «Мертвые души». Духовная проза Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями». Традиции писателя в творчестве прозаиков XIX-XX веков.
9. «Натуральная школа» в истории русской литературы XIX века. «Натуральная школа» в контексте социальных и художественных проблем 1840-х годов. Гоголевское начало в прозе писателей «натуральной школы». Белинский о принципах «натуральной школы». Основные жанры: рассказы, повести, физиологические очерки. Человек и среда в произведениях писателей «натуральной школы».
10. Русская поэзия второй половины XIX века (Некрасов, Тютчев, Фет). Социальная поэзия и поэзия «чистого искусства». Народно-поэтическая и гражданская темы в творчестве Некрасова. Сатирическая направленность творчества Некрасова. Лирика и поэмы Некрасова. «Кому на
Руси жить хорошо». Философская лирика Тютчева. Основные мотивы и образный строй тютчевской поэзии. Лирика Фета: импрессионистичность стихотворений, роль художественной детали, музыкальность. Гражданственность и энергия отрицания в некрасовском творчестве. Тема народа в лирике
Некрасова.