Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к проведению итоговой государственной аттестации выпускников факультета по направлениям подготовки 031001 Филология и 031300 Журналистика (структура, содержание и порядок про (стр. 4 из 33)

11. Драматургия А. Н. Островского. Быт и нравы Замоскворечья в пьесах Островского. Персонажи пьес Островского в контексте литературно-
общественной ситуации 1850-1880-х годов. Пьесы Островского в русской критике. Женские образы в пьесах Островского. Поэтика драм Островского.
Островский в истории русского театра.

12. Творчество И. С. Тургенева. Черты «натуральной школы» в произведениях писателя. «Записки охотника»: народный характер и исторические судьбы России. Романы Тургенева. Русская действительность и социально культурные типы в романах писателя. Рудин, Лаврецкий, Инсаров и Базаров как типы литературных героев. Романы Тургенева в русской критике. Жанровые особенности романов Тургенева.

13. Романы И. Л. Гончарова. Герои и сюжеты романов. Психологическая характеристика литературных героев в романах Гончарова. Роман
«Обломов» и его значение для русской литературы. Система образов и национальное начало в романе. Обломов и Штольц. Полемика о романе в русской критике.

14. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и его место в русском литературном процессе. Проблематика и система образов романа. Судьба романа в сознании русских читателей.

15. Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Гоголевские традиции и сатирические принципы Салтыкова-Щедрина («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы»,
«Сказки»). Сюжет, персонажи, словесно-образная ткань произведений. Реальное и фантастическое, гротеск и сатирическая типизация, пародия и стилизация, трагическое и комическое в щедринской сатире. Эзопов язык. Обобщающее значение образов щедринской сатиры.

16. Поэтика прозы Н. С.Лескова. Критика нигилизма в романе Лескова «Некуда». Изображение русского национального характера в повестях
Лескова. Творческие возможности и судьба русского человека («Сказ о тульском Левше и стальной блохе», «Тупейный художник» и др. произведения). Особенности сказовой манеры: речевая стихия, речь и поведение повествователя и персонажей, авторское начало.

17. Творчество Ф.М.Достоевского. Психологическое мастерство Достоевского. Социальное и психологическое в романах Достоевского. Особенности повествовательной манеры Достоевского. «Полифония полноценных голосов» (М.М. Бахтин) в прозе Достоевского. Психологический анализ в романе «Преступление и наказание». Романы «Идиот» и «Братья Карамазовы». Петербург Достоевского.

18. Эволюция творчества Л. Н. Толстого.

«Севастопольские рассказы» и их место в творчестве писателя. Изображение становления человеческой личности в автобиографической трилогии. Нравственно-философские искания героев романа-эпопеи «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов. Трагедия Анны Карениной. Нравственные искания Левина. Социальное и нравственное в романе «Воскресение». «Диалектика души» (Н.Г.Чернышевский) в художественной системе
Толстого.

19. Художественное мастерство Чехова-прозаика и драматурга.

Комическое и трагическое в ранних рассказах Чехова. «Маленький человек» в творческой концепции Чехова. Проблематика и поэтика рассказов и повестей Чехова. Драматургические принципы Чехова. «Подводные течения» в драматургии и прозе Чехова. Чехов и театр XX века.

20. Судьбы русского реализма конца XIX -начала XX века. И. Бунин, В.Короленко, Л.Андреев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Шмелев и др. (имена и произведения по выбору). Мировоззренческие основы, пути и методы углубления реализма. Взаимообогащение романтизма и модернизма. Синтез реализма и романтизма, экспрессионизма, импрессионизма, символизма. Влияние поэтического языка на язык художественной прозы. Перестройка жанровой системы русской прозы начала XX века. Новое в трактовке традиционных тем: судьбы России («Деревня», «Суходол» Бунина), «маленького человека» («Поединок» Куприна, «Человек из ресторана» Шмелева). Катастрофическое состояние мира и трагическая концепция жизни в произведениях Л. Андреева и А. Ремизова. Экзистенциальная проблематика русской прозы
рубежа веков.

21. Творческий путь И. Бунина. Лирическая проза писателя и ее жанрово-стилевые особенности. Роль детали. Бунин о человеческом существовании и о судьбе мировой цивилизации. Трагизм его мироощущения. Творческий путь Бунина в эмиграции. Воздействие Бунина на русскую прозу XX века.

22. Русский модернизм конца XIX- начала XX века: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. Эстетические программы и художественная
практика (имена и произведения по выбору). Религиозно-философские, гносеологические и эстетические корни русского модернизма. Семантическая
природа символа. Иррациональный характер поэтического творчества. «Старшие» и «младшие» символисты: символизм как литературная школа и
символизм как миропонимание. Поэзия русского символизма (Брюсов, Бальмонт, Иванов, Белый). «Трилогия вочеловечения» А. Блока. Феномен символистского романа (Брюсов, Белый, Сологуб). «Кризис символизма» и его «преодоление» в теории и художественной практике акмеизма. Художественные миры Городецкого, Гумилева, Мандельштама, Ахматовой. Русский футуризм в культурном пространстве эпохи. Установка на тотальное обновление мира, человека, языка, искусства. Футуристические группы и творческие индивидуальности: Северянин, Хлебников, Маяковский, Крученых, Пастернак.

23.Творческая судьба М. Горького. Художественный опыт Горького-прозаика и драматурга (произведения по выбору). Проза Горького 1890-
1900-х годов. Социальные мотивы и романтическая образность ранних произведений Горького. Размышления о человеке. «На дне» как социально-фи-
лософская драма. Спор о правде в пьесе «На дне». Драматургические открытия Горького (пьесы по выбору). Горький и октябрьские события 1917 года. Заметки Горького «Несвоевременные мысли». Послеоктябрьское творчество М. Горького.

24. Русская поэзия XX века (имена и произведения по выбору). Индивидуальные поэтические системы А. Блока, С. Есенина, В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, А. Твардовского, А. Тарковского, И. Бродского. Особенности миросозерцания и идиостиля поэтов XX века, их влияние на развитие языка поэзии. Размытость жанровых границ поэзии XX века. Изменение статуса поэзии в культурном поле эпохи. Поэзия 1990-2000-х годов.

25. Русская драматургия XX века: конфликты и характеры (имена и произведения по выбору). Роль Чехова и Горького в развитии русской драматургии XX века. Традиционное и новаторское в пьесах М. Булгакова. Особенности драматургии Н.Эрдмана. Конфликты и характеры в русской драме второй половины XX века: А. Арбузов, В. Розов, А. Вампилов. Черты современной российской драматургии.

26. Русская проза первой половины XX века: М. Булгаков, А. Платонов, Б.Пастернак, М.Шолохов и др. (имена и произведения по выбору). Проблемы, герои, поэтика. Проза русского модернизма как исток жанрово-стилевого многообразия русской прозы 1920-1930-х годов (Пильняк,
Олеша, Бабель). Утопия и антиутопия как способы осмысления глобальных исторических катаклизмов (Замятин, Платонов). Сатирическая проза Булгакова, Ильфа и Петрова, Зощенко. «Мистический реализм» Булгакова. Жанровый синтез в романах Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
Человек в потоке истории: трансформация жанра романа-эпопеи в литературе первой половины XX века: Горький («Жизнь Клима Самгина»), Шолохов («Тихий Дон»), А. Толстой («Хождение по мукам»), Пастернак («Доктор Живаго»).

27. Русская проза второй половины XXвека: Ф.Абрамов, В.Распутин, Ю.Трифонов, В.Шукшин и др. (имена и произведения по выбору): проблемы, герои, жанрово-стилевые особенности. Нравственные искания в русской прозе второй половины XX века. Своеобразие «деревенской прозы». «Дом» и «малая родина» в прозе Ф. Абрамова и В. Распутина. Сюжеты и характеры в рассказах В. Шукшина. «Военная» проза в общественно-литературной ситуации 1960-1980-х годов. Жанрово-стилевые особенности романов и повестей Ю. Трифонова.

28. Творческий путь А. И. Солженицына.

Своеобразие художественного мышления: жанры, проблемы, герои (произведения по выбору). «Один день Ивана Денисовича» в контексте литературной и общественной жизни 1960-х годов. Новизна проблематики и особенности характера главного героя. Социальное и нравственное в романах «В круге первом» и «Раковый корпус». Жанровое своеобразие исторической романистики Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ» как документально-
публицистическое исследование.

29. Литература русского зарубежья: история, творческие судьбы, проблематика, жанры (имена и произведения по выбору). Социокультурный феномен литературы русского зарубежья. Три волны русской эмиграции, их религиозно-философская, политическая, эстетическая неоднородность. Литература эмиграции о «русской идее» и судьбе России. Христианские мотивы в творчестве Зайцева и Шмелева. Концепция истории в романах Мережковского, Алданова, Солженицына, Максимова. Феномен прозы Набокова. Экзистенциальные мотивы в поэзии Цветаевой, Г. Иванова, Ходасевича, Елагина, Бродского. Стилевые искания в прозе «третьей волны» эмиграции (Аксенов, Гладилин, Войнович, Владимов).

30. Развитие русской прозы в 1990-2000-е годы: основные течения, группы, имена.