В соответствии с пп. 15 и 16 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № .3 «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства» при рассмотрении дел о принудительном обмене жилых помещений в домах государственного жилищного фонда (ст. 76 ЖК) необходимо тщательно проверять, заслуживают ли внимания доводы и интересы членов семьи нанимателя, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
Под заслуживающими внимания доводами и интересами членов семьи, которые должны учитываться судами по таким делам, следует понимать наличие обстоятельств, препятствующих им в силу возраста, состояния здоровья и тому подобного пользоваться предоставляемым в порядке обмена жилым помещением.
Если спор об обмене жилых помещений возник между членами семьи, занимающими отдельную квартиру, то отсутствие согласия одного или нескольких из них переехать в изолированную комнату в квартире, где проживают несколько нанимателей, не является основанием для отказа в удовлетворении иска о принудительном обмене, поскольку при распаде семьи, повлекшем необходимость обмена, эти лица уже не пользуются отдельной квартирой.
В случае, когда бывшими членами семьи нанимателя произведен раздел занимаемого ими жилого помещения, принудительный обмен этого помещения допускается лишь при доказанности невозможности совместного проживания в одной квартире из-за систематического нарушения правил пользования жилым помещением.
Обмен жилого помещения в доме государственного жилищного фонда на жилое помещение частного жилищного фонда без согласия нанимателя и членов его семьи не допускается, за исключением принудительного обмена по основаниям, предусмотренным ст. 39 ЖК.
Признание обмена жилых помещений недействительным
Обмен жилых помещений может быть признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных законодательством.
Условия, при которых обмен жилых помещений не допускается, определены ст. 33 ЖК. Обмен жилого помещения не допускается, если:
к нанимателю предъявлен иск о расторжении или об изменении договора найма жилого помещения либо о признании его недействительным;
в отношении члена организации граждан-застройщиков рассматривается вопрос об исключении его из организации;
дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, является аварийным, подлежит сносу, переоборудованию в нежилой, грозит обвалом, передается для государственных нужд;
дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, подлежит капитальному ремонту с перепланировкой обмениваемого жилого помещения;
обмен носит корыстный или фиктивный характер; жилое помещение является служебным, находится в специальном доме или относится к жилым помещениям социального пользования;
в связи с обменом в квартиру, в которой проживают два или более нанимателя (члена организации граждан-застройщиков), вселяется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
на жилое помещение в соответствии с законодательством Республики Беларусь наложен арест или запрет на отчуждение.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3 «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства» обмен может быть признан судом недействительным и по иным основаниям, предусмотренным законодательством для признания сделок недействительными (например, под влиянием заблуждения, обмана). Применительно к жилой площади заблуждением признается неправильное представление о таких существенных недостатках жилого помещения, которые на момент совершения сделки не могли быть выявлены, а обнаружены впоследствии, и эти недостатки препятствуют проживанию в жилом помещении.
Признание обмена недействительным производится в судебном порядке по требованию лиц, участвующих в обмене, наймодателя или прокурора. В случае признания обмена жилого помещения недейтвительным стороны подлежат переселению в жилые помещения, которые они занимали ранее.