Смекни!
smekni.com

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» Т. Ф. Капитан история печати дона и северного кавказа ХХ века (учебно-метод (стр. 10 из 11)

Ссылка не остудила революционных настроений, и в 1890 г., вернувшись на Дон, он вел пропаганду в среде рабочих, входя в состав местной народовольческой группы.

В эти годы он сотрудничает с провинциальными изданиями «Донская Речь» и «Приазовский край», зарабатывает на жизнь уроками. Впечатление от ссылки нашли отражение в первых рассказах, здесь опубликованных, которые обратили на себя внимание В. Г. Короленко и Г. И. Успенского.

Уже в ранних очерках и рассказах (до 1905 г.) определяются тенденции творчества публициста – широта и разнообразие тематики: отражение жизни различных социальных слоев, особенно бедных и разорившихся людей, жизнь которых полна мрачной безнадежности и нужды. Одной из центральных тем всего творчества оставалась тема человека – крестьян и шахтеров, которых уродовал тяжелый труд. В продолжение, рисовались картины обнищания деревни, от которого люди бежали в город, где коммерсанты, высосав за бесценок последние силы, предоставляли людей самим себе. Описывалась животная бессмысленная жизнь мещанина уездной России.

В противовес возникали революционные, свойственные времени и молодости, темы и мотивы, дающие надежду на обновление жизни, изменение к лучшему. Проявился устойчивый интерес к вопросам эстетики и социальной функции печатного слова. Многие из очерков и рассказов были опубликованы гораздо позже написания.

В 1890-е-1900-е гг. создан целый цикл рассказов и очерков: «Инвалид», фрагменты под названием «Газета», «Около газеты», «Истинное происшествие», «Дьявол», «Разговор по душе», «Как создается газета», «Заметки», «Заметки» («Шаляпин»), «Бьют корреспондента», «Доверчивый читатель», «Брачные вагоны», «Скандал в благородном собрании», «Суворины сыны», «Зеленое поле», «На дне», «Выставка и балаган», «Литературные картежники», «Братья-газетчики», «Бойкое перо», «Тяжелое ремесло», «Преступление». Эти произведения стали отражением опыта работы в ростовских изданиях «Донская Речь» и «Приазовский край» и в московской газете «Курьер» (с 1902 г.).

В 1890-е гг. возникли и новые темы. Серафимович осознал противоречие между либерально-буржуазной и революционно-демократической публицистикой и журналистикой. Его занимала проблема взаимоотношений писателя и читателя, которая отразилась в статьях «Разговор по душам» и «Доверчивый читатель», опубликованных в «Донской Речи» в 1898 г. Эта тема сохранилась в его творчестве до конца.

За десять лет жизни в Донской Области, Серафимович написал более трех десятков рассказов и очерков, и огромное количество фельетонов, заметок, бытовых зарисовок, черпая живые факты из жизни донских городов.

Этот «провинциальный» период творчества Серафимовича называют характерным для литератора и публициста, становление которого приходится на бурные революционные времена при смене двух экономико-социально-политических эпох.

В 1930-е гг. XX в. Серафимович опубликовал серию очерков о коллективизации – «По донским степям», воплотивших впечатления автора разных лет.

Аллегоричное произведение «Капля» стала творческой декларацией литератора и публициста. Публицистические произведения Серафимовича были остросовременны, он жил по принципу «у газеты есть только сегодня». Но сиюминутность ежедневных новостей должна быть объединена позицией автора, и в таком случае «капля точит камень не силой, но частым падением».

Константин Андреевич Тренев (1876 – 1945) – писатель, драматург

К. Тренев родился на хуторе Ромашово Харьковской губернии в семье бывшего крепостного крестьянина. Через 5 лет после его рождения в поисках лучшей доли семья переехала в донские степи, на хутор, недалеко от станции Миллерово.

Одновременно учился и закончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 г. – еще и агрономический факультет Таврического университета.

Первое произведение – очерк «На ярмарку» – был опубликован в 1898 г. в газете «Донская Речь», когда К. Тренев был еще учеником окружного училища. Затем появились другие рассказы и очерки: «Помирились», «Черт на хуторе», «Сватание», «Травосеяние» и др. В 1903 г. К. Тренев начинает публиковаться в столичной прессе. Но основная его литературно-публицистическая деятельность в эти годы связана с газетами «Донская Речь» (Ростов-на-Дону) и «Донская жизнь» (Новочеркасск).

В этих произведениях обозначилась тематика, свойственная всему дооктябрьскому периоду творчества: деревенская тема и социальная неустроенность. И вместе с тем авторский стиль: юмористическая тональность и народно-поэтическая стилистика рассказов и очерков, отражающих события и ситуации весьма грустного содержания.

К. Тренев интенсивно сотрудничает с «Донской Речью». Становится постоянным ведущим разделов «Фельетон» и «Темы дня». Под псевдонимом «К. Харьковский» он писал о социальных и общественных язвах, о многообразных формах проявления зла и насилия.

Харьковский доставлял много беспокойства местным властям. Под влиянием Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина оттачивал он мастерство сатирика. Рассказы, фельетоны, «сценки с натуры» описывают косную действительность, создавая образы ограниченного пристава, везде желающего порядка и соблюдения субординации, злоупотребляющего своими полномочиями (памфлет «С натуры», «Донская речь», 1900); интеллигентов как любителей пышных громких пустых фраз (фельетон «Современная душа в аду» («Донская речь», 1902 г.); дворян-филантропов, «радеющих» о народе; служителях культа с «изнаночной стороны» и мн. др.

В 1903 – 1904 гг. К. Тренев становится во главе «Донской Речи». В это же время сотрудничает он и со столичной прессой. Как верный сын своего времени, К. Тренев не избежал влияния революции 1905 г. Что отразилось в тематике и проблематике «Донской Речи» и его собственной публицистике: резкие обличения и гневные отповеди – характерные сюжетные и стилевые особенности этого периода.

В период преследований «вольнодумцев», после поражения первой русской революции, К. Тренев не только не изменил взглядов и не разочаровался, но «заострил свое литературно-публицистическое перо». Его статьи и фельетоны в «Донской речи» полны резкой критики администрации и духовенства – «отбросов человечества», которые «с национальными знаменами, царским портретом и церковными хоругвями в руках» творили чудовищные злодеяния и расправы («Донская речь», 1905, №89, №200). За это Тренев был сослан в г. Волчанск.

По творческой направленности К. Тренев был близок к бытописателям крестьянства из лагеря демократических литераторов, которым было свойственно хорошее знание объектов и предметов описания, которые давали правдивые и красноречивые зарисовки бедственного положения крестьянства – нищеты, голода, ограниченности. Хотя К. Тренев и не был последователем толстовской теории, но время и социально-политическая почва оказали влияние, и в творчестве находятся черты толстовства.

Кроме социально-политической тематики, К. Тренева всегда интересовала театральная действительность. В газетах «Донская Речь» и «Донская жизнь» он часто выступает с рецензиями.

После закрытия в декабре 1905 г. «Донской Речи» деятельность К. Тренева перемещается в новочеркасскую «Донскую жизнь». В газете поднимается земельный вопрос «отчуждения помещичьих земель» по кадетскому проекту. С этой проблемой связано «Сатирическое сказание о грешной и праведной земле», где в аллегорической форме идет речь о крестьянской и помещичьей земле, о разгоне Государственной думы, деятельность которой К. Треневым расценивалась направленной на защиту интересов крестьянства.

Значительное место в фельетонах отведено критике правительственной политики и действий. К. Тренев обличительно критикует подавление народного движения, провокации в донских станицах (секретные циркуляры, рассылаемые с информацией о том, что тысячи революционеров идут грабить и жечь станицы), стравливание казачьей части населения с иногородними. За эту публицистику Тренев подвергся репрессиям. В ссылке он для новогоднего номера «Донской жизни» написал статью «Кровавый призрак», образно выразив ужас ушедшего года в кровавой реке.

После революции 1917 г. главной темой К. Тренева стала революция. От публицистики автор все дальше уходил в советскую драматургию. Стал автором многих советских идейно-выдержанных пьес, которые на почве «правильной идеологии» показывали весьма драматические жизненные ситуации, свидетелем которых был сам К. Тренев.

Проектные задания к модулю 3

Подготовить доклады (реферативные сообщения) на предложенные темы.

Темы рефератов:

1. Личностные качества предпринимателя как гарантия успешности

предприятия (на примере деятельности донского издателя – Н. Е. Парамонова).

2. Приемы рекламы в издательстве «Донская Речь».

3. Просветительская и пропагандистская роль издательства «Донская

Речь».

4. Основные темы публицистики К. Хетагурова.

5. Особенности авторского стиля Хетагурова-публициста

6. Публицистическое наследие Я. Абрамова, А. Серафимовича, К. Тренева (по выбору студента).

Критерии оценки. Грамотное раскрытие темы обеспечивает 10 баллов.

Задания рубежного контроля к модулю 3

Критерии оценки. Рубежный контроль к модулю 3 включает вопросы для самопроверки. Для завершения модуля 3 необходимо набрать в общей сумме не менее 40 баллов.

Вопросы для самопроверки к модулю 3

1. Как называлось и когда было создано издательство Н. Е. Парамонова? Какие цели преследовало?

2. Назовите виды и основную тематику печатной продукции издательства Н. Е. Парамонова.

3. Под действием каких социально-политических событий сформировалось мировоззрение донского издателя Н. Е. Парамонова?

4. Определите целевую аудиторию издательства Н. Е. Парамонова?