Понятием свободы проникнута и другая приоритетная тема автора – тема единения людей, их разума и трудовых усилий в одно процветающее общество без учета национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, уровня нравственного и исторического развития (статьи «Наши муллы», «Письма из Владикавказа» и др., стихотворения «На Пасху», «Не упрекай меня, что я забросил лиру…» и др.). Хетагуров одинаково страстно выступал в защиту осетин, русских, украинцев, кабардинцев, ингушей, грузин. Он страстно отзывался и на международные события, такие как «дело Дрейфуса» и англо-бурская война (статья «Письмо в редакцию газеты «Юг», стих. «Вите» и др.).
В некоторых аспектах понятие свободы преломляется и соотносится не с личной свободой каждого, а с раскрепощением целого народа и независимостью от гнета поработителей. Жизнь человека находится в связи с судьбой народа и принадлежит ей. Высшее достоинство личности заключается в жертвенном служении высшим идеалам. Отсюда, проявление высшей константы каждого человека, вставшего на борьбу с угнетателями, – жертвенность и необходимость выбора. Этой вынужденной жертвенности, возвышающей личность, преодолевающую притяжение обыденных удовольствий, ради великой идеи освобождения, подчинена вся активная жизнь и творчество самого Хетагурова.
Участь и положение женщины находят отклик и в поэтическом (поэма «Фатима», стихотворение «На смерть горянки», «Мать сирот» и мн. др.), и в публицистическом творчестве («Женское образование в Осетии», «Владикавказские письма (Маленькая история)» и др.).
Однако, современные исследователи, в противовес исследователям советского времени, утверждают, что идеи Хетагурова не были революционными, поскольку своей целью имели исключительно общечеловеческие ценности. Публицисту не была свойственна революционная радикальность, характерная народниками. И его демократические идеи, которые он излагал на страницах периодических изданий и облекал в поэзию, не были призывом к революции. Они, скорее, ближе к идеалам эпохи Просвещения – «свободе», «равенству», «братству», и являются борьбой за справедливость с помощью литературной деятельности (статьи «Неурядицы Северного Кавказа», «Владикавказские письма», «Избави Бог и нас от этаких судей» и мн. др.).
Просветительская деятельность Коста Хетагурова ускорила процессы образования в Терской области, послужила его проникновению во все социальные слои. Он писал о необходимости учреждения новых средних и высших учебных заведений. Выступал в защиту конкретных школ, ратовал за школы для девочек, что имело революционное звучание, с учетом общего бесправного положения женщины. Публицист отлично осознавал значение просвещения. Из его шестидесяти статей и заметок вопросы просвещения и образования поднимаются в четырнадцати случаях. Образованные люди, по мысли Хетагурова, переставали быть объектом легкой манипуляции и эксплуатации со стороны представителей царизма и становились участниками развития края.
Хетагуров стоял во главе передовой осетинской интеллигенции, которую вовлекал в продвижение многих выше изложенных идей.
В технологическом аспекте публикации Коста Хетагурова называют образцом газетного стиля. Идиоматичность, присущая стилю Хетагурова, наделяет его публикации живым и этноколоритным стилем. Запоминаемость его текстов достигается разными приемами: в публикациях есть и беглые, но запоминающиеся характеристики, откровенные выпады критического и сатирического характера, и развернутые картины, и развернутая логическая аргументация, завершающая каждую статью, художественность и изобразительность. Чтобы избежать цензурных правок, Хетагуров нередко прибегал к эзопову языку. Он мастерски использовал эпитеты, сравнения, метафоры, метонимию, градацию, для усиления выразительности и экспрессии. В воссоздании картин жизни пользовался приемами детализации и жанром зарисовки.
Для выражения иронии и сарказма автор использовал ряд приемов создания художественной образности. Хетагуров прибегал к стилизации (древнерусского фольклора, сказочного повествования). Что выражалось и грамматическим строем предложения, и лексикой (см.: «Тартарен», «Чичиков», «Впечатления бытия» и др.). Хетагуров виртуозно владел словом, облекая в форму необходимые для выражения мысли.
Таким образом, тематика произведений талантливого публициста была разноплановой, соответствующей целям, которые ставил перед собой автор. В связи с этим трансформировался язык: его произведения по стилю приближались то к научным, то к художественно-беллетристическим. Автор добивался блестящих результатов. Многогранный талант – поэта, прозаика, художника – делал слово весомым и действенным, что является главным достоинством публицистики.
Заслуги Коста Хетагурова перед осетинским народом столь велики, что он до сих пор является его символом. Но и как российский публицист этот автор занимает видное место. И многие его идеи очень актуальны для нашего времени.
Тема 3. Публицистическая деятельность Я. Абрамова, А. Серафимовича, К. Тренева.
Я. В. Абрамов (псевдоним – Федосеевец) (1858 – 1906) – публицист, литератор, журналист, исследователь народной жизни.
Имя Якова Васильевича Абрамова известно, в основном, в связи с «Теорией малых дел». Остальное его творчество, связанное с публикациями в изданиях донского и северо-кавказского региона, или «провинциальной печатью», изучено не достаточно.
Яков Абрамов родился на Северном Кавказе, в г. Ставрополе-Кавказском, в мещанской семье. Поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, откуда в 1878 г. был отчислен, привлечен по «делу о распространении книг преступного содержания», выслан из Петербурга. Но уже в 1881 г. вернулся в Петербург и начал неутомимо и плодовито печататься в столичных (постоянный сотрудник «Отечественных записок») и провинциальных (в частности донских – например, «Приазовский край») изданиях. В 1885 г. работает в «Северном вестнике»; ведет отдел «Из провинциальной печати». Региональная проблематика – главное направление его публицистики.
Примерно тогда же, с середины 80-х гг. XIX в ., считающегося «самым реакционным» временем столетия, Абрамов сотрудничает с «Неделей» и становится во главе течения, названного по его имени «абрамовщиной». Общественные ожидания, возникшие в ответ на обнадеживающие реформы 1860-х гг., оказались беспочвенными, и активная часть общества перестала надеяться на их реализацию. Развитие получили сразу три заметные социально-политические концепции, разделившие прогрессивно мыслящих энергичных людей на три течения: «теория больших дел», или революции; «история непротивления злу» Л. Толстого и «теория малых дел» Абрамова.
«Теория малых дел» противопоставлялась теории революционных свершений. Абрамов призывал и столичную и провинциальную интеллигенцию к народничеству, к сосредоточению внимания и энергии на «малых делах», на «тихой культурной работе» – нужно идти «в народ», в земские врачи, в учителя и т.п.
В противовес активизации идейно-полярных общественных сил и их бурной пропаганде и агитации начинают действовать новые цензурные законы. Что служит образованию Союза в защиту свободы слова. Деятели провинциальной прессы, выступающие против дискриминации местной периодики, поднимают новую волну обсуждений правового вопроса. В 1901 г. в газете «Приазовский край» появилась серия статей Я. В. Абрамова о положении провинциальной печати.
Автор описывал неравноправное положение столичных и провинциальных изданий. Столичные издания выходили без предварительной цензуры, в отличие от местных, кроме особенно преданных правительству «Южного края», «Киевлянина», «Виленского вестника». Столичные газеты могли быть приостановлены цензурой на срок не более 6 месяцев после получения трех уведомительных предупреждений, местные газеты закрывались сроком до 8 месяцев. Абрамов отмечал, что большая часть приостановленных цензурой провинциальных газет, закрывается именно на максимальное количество месяцев, что обычно влечет полную потерю подписчиков и прекращение самого издания.
Еще одной губительной предпосылкой для свободы слова и существования местных газет являлась специфика цензуры: в губернских городах, в отличие от столиц, цензуру осуществляли губернаторы. Местные чиновники действовали с крайним субъективизмом, бесконтрольно. В статье «Кому нужно молчание провинциальных газет?» Я. В. Абрамов пишет, что их безгласие нужно не государству, а тем, кто боится гласности, что весь опыт цензуры местных периодических изданий, ее жалкое положение являются основанием отмены предварительной цензуры.
В начале 1890-х гг. общественно-политическая ситуация изменилась, общество склонилось в сторону кардинальных преобразований, и «теория малых дел» перестала быть популярной. Абрамов погружается в проблемы народного просвещения и образования, издавая просветительские книги «Популярная юридическая библиотека», «Новейшие успехи знания», биографии Колумба, Франклина, Фарадея, Песталоцци и др. – в «Биографической Библиотеке» Ф.Ф. Павленкова. Постепенно отходит от публицистики.
Александр Серафимович Серафимович (настоящая фамилия – Попов) (1863 – 1949) – писатель, публицист.
Родился в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские впечатления связаны с пребыванием в казачьих полках в Польше, а с 1873 г. – до 1883 г. – с Доном, станицей Усть-Медведицкой, где окончил классическую гимназию. Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но у будущего литератора хватило мужества и сил, закончив гимназию, поступить на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Здесь он жадно учится, посещая дополнительные лекции юридического и естественного факультета, штудируя общественно-политические науки. В это время молодой человек не мог не подпасть под влияние революционно настроенных студенческих кругов. В 1887 г. был привлечен к дознанию по делу А. Ульянова и сослан в Архангельскую губернию.