Балашовский филиал
Саратовского государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского
В.В. Гриценко, В.В. Константинов
ТРЕНИНГ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ
ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ
Учебно-методическое пособие
Балашов 2004
УДК 159.9+316
ББК 88+60.5
Г82
Рецензенты:
Доктор психологических наук,
заведующая отделом этносоциологии и этнопсихологии
Института этнологии и антропологии РАН
Н.М. Лебедева;
Кандидат социологических наук, доцент
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского,
Н.Е. Шустова.
Гриценко, В. В.
Г82 Тренинг оптимизации процесса социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов: Учеб.-метод. пособие / В.В. Гриценко,
В.В. Константинов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004 — 56 с.
ISBN 5—94035—140—9
Учебно-методическое пособие посвящено актуальной проблеме — разработке практических программ, способствующих успешности процесса социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов в России. Пособие содержит программу тренинга, включающую в себя различные тренинговые упражнения, ролевые игры, мини-лекции, проективные методики, приёмы арт-терапии, музыка-терапии.
Данное учебно-методическое пособие может быть использовано практическими психологами, социальными работниками и другими специалистами, владеющими технологией проведения тренингов и работающими с вынужденными мигрантами.
УДК 159.9+316
ББК 88+60.5
ISBN 5—94035—140—9 ÓВ.В. Гриценко, В.В. Константинов
Содержание
Программа социально-психологического тренинга оптимизации процесса адаптации вынужденных мигрантов11
Шаг 2. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности 14
Шаг 3. Личностная тревожность. Выработка критериев собственного успеха 16
Шаг 1. Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения 18
Шаг 2. Обсуждение совместной работы.. 22
Шаг 2. Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор 24
Шаг 1. Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами. 25
Шаг 2. Типичные проблемы. Игровой тренинг. 26
Шаг 3. Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и недостатков 27
Шаг 1. Осознание проблем в отношениях с окружающими людьми. 28
Шаг 2. Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств 29
Шаг 3. Мотивы наших поступков. Обратная связь. 30
Шаг 4. "Я — реальный; идеальный; Я — глазами других". 30
Шаг 1. Мини-лекция "Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение". 31
Шаг 2. Отработка навыков уверенного поведения. 33
Шаг 3. Репетиция уверенного поведения. 35
Шаг 4. Развитие навыков уверенного поведения. 39
В истории человечества отсутствуют аналоги масштабов вынужденных миграций, подобных тем, что произошли и происходят в связи с развалом некогда единого государства и образованием на его обломках 15 новых суверенных и независимых государств. После распада СССР миллионы людей, родившихся и проживших не одно поколение на территории бывших братских республик, считавших их своей родиной, вдруг оказались в роли "этнического меньшинства", "изгоев", "людей второго сорта". В результате сложившейся ситуации представители так называемого "этнического меньшинства" вынуждены покидать вновь образованные государства и мигрировать на территорию тех государств, где они составляют этническое большинство.
В данном случае речь не идет о насильственной или принудительной миграции в прямом смысле этого слова. Справедливо отмечает Г.С.Витковская: "Под вынужденностью понимается, с одной стороны, отсутствие позитивной мотивации для переезда, с другой стороны — такое изменение ситуации, когда становится невозможным дальнейшее нормальное существование, возникает реальная угроза безопасности (физической, этнической, социальной) и отсутствует перспектива нормализации (в пределах жизни мигрантов или их детей). То есть люди переезжают не из нормальных условий, чтобы их улучшить (продвинуть свою карьеру, повысить образование, жить в более подходящем климате и т.д.), а из резко и безнадежно ухудшившихся в любые, имеющие перспективу нормализации" (Витковская Г.С., 1996).
В последнее десятилетие произошло увеличение миграционного прироста России, который был обеспечен за счет бывших республик СССР, в обмене с которыми Россия увеличила свое население на 4,5 млн. чел. (Тишков В.А., 2003). Подавляющее большинство мигрантов из этих республик — это русское или так называемое русскоязычное население.
Переселение в Россию в столь значительных масштабах порождает множество проблем, связанных не только с жильем, трудоустройством, акклиматизацией, но и с социально-психологической адаптацией иммигрантов пусть не в иноэтничной, но в новой и во многом непривычной для них социокультурной среде.
Эмпирические исследования, проведенные в различных регионах РФ многими учеными (в том числе и авторами данного пособия), позволили выявить ряд социально-психологических закономерностей адаптации вынужденных мигрантов, суть которых сводится к следующему:
1. В результате социально-политических изменений, произошедших после распада СССР, русские ближнего зарубежья переживают кризис социальной (этнической и гражданской) идентичности. Негативные симптомы этого кризиса проявляются в ощущении этнической дискриминации, переживании различных негативных чувств, связанных с принадлежностью к русскому этносу, сомнением в позитивности собственной социальной группы, потерей самоуважения. С целью реализовать свою базовую потребность в самоуважении, принадлежности к позитивно оцениваемой, имеющей высокий субъективный статус социальной группе, русские из ближнего зарубежья мигрируют на свою этническую Родину.
2. Возвращаясь на историческую родину и вступая во взаимодействие с этнически родственным им русским населением принимающих территорий РФ, русские переселенцы осознают себя "другими русскими" и испытывают так называемый "стресс аккультурации".
В основе термина "другие русские" лежат, во-первых, этнокультурные различия, являющиеся следствием длительных межэтнических контактов и этнокультурных заимствований групп русского населения, проживающих в отрыве от основного этнического массива; во—вторых, социокультурные различия, связанные с различием социальной структуры русского этноса в России и его локальных групп за ее пределами.
Основными составляющими "стресса аккультурации" являются осознание социокультурных различий и связанное с этим чувство некоторой изолированности, отчужденности от местного, этнически родственного им русского населения, психологическое самоощущение "чужих" на родной земле, среди людей своего этноса, напряжение вследствие усилий, необходимых для достижения социально-психологической адаптации в новой социокультурной среде.
3. Необходимость адаптации в новой социокультурной среде ставит перед переселенцами задачу выбора и реализации соответствующей адаптационной стратегии. Для большинства переселенцев наиболее успешной стратегией адаптации является стратегия интеграции, в процессе которой происходит как сохранение прежних этнокультурных особенностей, так и освоение новых норм, ценностей, образцов поведения новой культуры. Обретение переселенцами позитивной социальной идентичности в новой социокультурной среде идет по пути идентификации себя со своим (русским) этносом, сохранения позитивного отношения к представителям своей группы (мигранты из ближнего зарубежья) и формирования позитивного отношения к представителям принимающей группы (коренные жители России).
4. Кризис социальной идентичности выступает в качестве мощного стимула для актуализации индивидуально-личностного потенциала большинства вынужденных переселенцев. В условиях поиска своего места, встраивания в систему уже сложившихся социокультурных отношений именно актуализированный личностный потенциал определяет выбор и реализацию той или иной стратегии адаптации переселенцев: ассимиляции, сепарации или интеграции.
5. Выбор интеграции как наиболее успешного варианта адаптации на личностном уровне будет определяться актуализацией потребностей высшего уровня — потребностей в самоуважении и самоактуализации. Потребность в самоактуализации — это стремление к максимально полной реализации личностью своей социальной сущности, своей полезности обществу, максимально полному раскрытию и опредмечиванию своих способностей в многообразной социальной деятельности.