Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Рекомендовано редакционно-издательским советом Академии управления при Президенте Республики Беларусь Минск 2006 (стр. 26 из 28)

Компьютерное имитационное моделирование по мнению многих – это средство, к которому прибегают лишь в самых крайних случаях, т.е. когда другие методы беспомощны. Поскольку имитационная модель описывает реальные явления лишь приближенно, ее следует оценивать по возможности проведения на ее основе анализа принятых управляющих решений, представляющих собой предмет конкретного исследования.

Главное, что имитационная модель позволяет разобраться в существе имитируемого процесса и тенденции его поведения. Поэтому каждая модель требует специальной проработки.

В последнее десятилетие управленческая деятельность все больше смещается в сторону демократизации и партнерских отношений, то есть все больше приближается к самоуправлению и удаляется от авторитарного управления. Руководители предприятий и специалистов все больше используют коммуникацию на основе глубокой аналитики конкретной ситуации с учетом общей стратегии развития объекта управления. Наступило время менеджеров – аналитиков с хорошим системным мышлением.

В основе принятия решения лежит получение и обработка информации с помощью функционирующей на предприятии автоматизированной системы.

Развитие и стабилизация творческого потенциала будущего менеджера является главной задачей тренинговых систем в виде деловых игр, построенных на базе имитационной моделей. Учебная игра обеспечивает реализацию трех факторов обучения: моделирование будущей профессиональной деятельности, получение исследовательских навыков по решению конкретных проблем, умение работать в группе. Эти факторы выдвигают определенные требования к деловым играм. Деловая игра, как правило, предполагает участие группы обучаемых, от которой требуется выработка общей стратегии развития, ранжирование ресурсов в соответствии с их ценностью по отношению к поставленной цели, обеспечение взаимодействия и взаимоорганизации при определении стратегии игры и принятию решений по достижению намеченной цели.

Наиболее типичным представителем деловых компьютерных игр является "Дельта" в которой учтены вышеизложенные принципы. Деловая игра "Дельта" представляет собой командную деловую игру на персональном компьютере, направленную на практическое изучение всех аспектов управления промышленным предприятием. Игра предполагает конкурентную борьбу виртуальных предприятий, управляемых командами студентов в количестве 3-5 человек. Каждая команда работает за компьютером, обмен информации между предприятиями происходит по локальной сети или с помощью дискет. В результате такой сложной деятельности должны были повышаться общий уровень управленческой культуры менеджеров, формироваться "команды" руководителей, способные решать сложные не рутинные проблемы и создавать стратегии развития своих организаций. Программы инновационной игры стали прикладной разработкой в рамках многих исследовательских проектов

Инновационная деловая игра как метод исследования и

как социальная технология

В целях дальнейшего анализа необходимо выявить статус инновационной игры как метода исследования и развития организации. Инновационная игра должна строиться с учетом этой двойной функции ее как научно организованного средства деятельности. В качестве метода развития организации инновационная игра может рассматриваться как специфический вид социальной технологии, "в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности", или предварительно определенного ряда операций, направленных на достижение некоторой цели или решение задачи. Специфика социальной технологии, в отличие от науки, состоит в смещении акцента с вопроса "почему?" на вопрос "как?", то есть, социальная технология направлена на решение проблем, а не только на их исследование.

Игра ориентирована на объединение людей для выработки инновационных (новых для данной организации, отрасли, промышленности) решений. Участники обучаются здесь новым способам деятельности и мышления: групповой работе, постановке проблем, аналитическим процедурам, критике и т. д., обучаются умению ориентироваться в нестандартных (инновационных) ситуациях, овладевают соответствующими средствами и умением их использовать. Всеми формами работы участники ориентируются на развитие своих средств, способов деятельности, мышления, видения и анализа ситуации. Ориентация на развитие ‑ это ориентация на непрерывное обновление всего своего деятельностного арсенала и своих умений, на использование всех своих способностей.

Участники инновационной игры должны ориентироваться на развитие организации, в которой они работают. В результате игры они начинают понимать необходимость перестройки условии ее жизнедеятельности, что может позволить впоследствии снять значительное число проблем, решить их еще до их возникновения. Инновационная игра является в организации нововведением, за счет которого эта организация может продвинуться в решении многих проблем. Статус инновационной игры как нововведения позволяет использовать в ее осуществлении весь наработанный в инноватике арсенал средств решения проблем, возникающих в ходе этого осуществления.

Итак, инновационная игра позволяет посредством исследовательских процедур определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством же рабочего процесса (групповой работы) ‑ вырабатывать наиболее перспективные стратегии этого развития и осуществлять начальные фазы реализации этих стратегий через развитие участников как носителей деятельности управления и через развитие самой этой деятельности. Деловая игра, будучи созданной, может использоваться многократно, однако для достаточно узкого класса задач. Решения, как правило, в такой игре предопределены. Она может дополняться новыми данными, корректироваться, использоваться для сходных задач, в других сферах, однако для развития такая игра закрыта в силу жесткости ее конструкции.

Обучающая функция игры реализуется путем выработки навыков действий в стандартных ситуациях, которые могут, по мнению авторов игр, появляться в производственной жизни. Расчет на стандартность практических ситуаций не всегда оправдан.

В России была впервые реализована еще одна оригинальная модель игры ‑ организационно-деятельностная игра, которая была осуществлена под руководством Г.П. Щедровицкого как часть совещания по организационно-управленческой деятельности. По ряду параметров этот тип игр существенно отличается от обычных деловых. Рабочий процесс строится здесь исходя не из ролевых предписаний, а на основе позиционной самоопределенности участников. Главное назначение игр этого типа ‑ выработка и апробирование средств организации и осуществления коллективной мыследеятельности, в том числе средств методологических ‑ мыслительных, средств понимания, коммуникации и т. д. Одна из первых игр была посвящена проблемам организации комплексных прикладных исследований и разработок в области организации, руководства и управления. Ее целью было исследование в условиях коллективной игровой деятельности способности представителей традиционных научных дисциплин к самоорганизации и кооперации в процессе решения комплексных задач. Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых, имитационных игр и приближающийся но ряду параметров к оргдеятельностной игре.

Главный эффект игры ‑ не только и не столько в вырабатываемых решениях, сколько в перестройке видения ситуации и получении средств для саморазвития. Инновационная игра является на сегодняшний день наиболее развитой формой социальной технологии и должна постепенно входить в арсенал социологов-практиков и руководителей промышленных предприятий, способствуя повышению общего уровня управленческой культуры и создавая условия, необходимые для развития как руководителей, так и предприятий в целом.

9.4. Методика проведения деловых игр предприятий

В методологическом и содержательном плане перспективным является разработка и применение в образовательном процессе переподготовки многоуровневых деловых игр на основе междисциплинарного подхода, позволяющего развивать инновационное мышление и познавательную активность слушателей. На примере деловой игры "Инвестиционная стратегия венчурного предприятия", разработанной автором для слушателей переподготовки по специализации "Инновационный менеджмент", рассмотрим инновационные аспекты, структуру построения и содержание комплексных практических занятий.

Деловая игра "Инвестиционная стратегия венчурного предприятия" может быть включена в учебно-тематический план дисциплин "Инновационная деятельность предприятия" или "Управление инновациями". К данному моменту слушатели освоили комплекс экономических дисциплин, дисциплины менеджмента и маркетинга, экономики.