Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза Нижний Новгород (стр. 7 из 8)

В свою очередь концепция информационного общества, если ее рассматривать в ограниченном смысле как глобальную систему генерирования, обработки, передачи и хранения информации с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, дает массу возможностей для мифопроизводства благодаря своей неопределенности (многовариантности векторов развития), вненаходимости (пребывании «везде и нигде»), вневременности (время, например, в Интернете, становится нелинейным, гибким (ускоряемо-замедляемым) и многослойным, а зачастую и вовсе отсутствующим). Кроме того, важно учитывать парадоксальную ситуацию, что данное «мифопроизводство» является производством мифов о будущем, а не о прошлом, как в случае с классическими мифами.

Несомненно, проблему мифологизации культуры информационного общества нужно рассматривать шире, чем просто мифологизацию киберпространства или Интернета, потому что сама концепция информационного общества включает в себя более широкий комплекс проблем, нежели просто проблему использования и развития телекоммуникационных технологий. В проблему мифологизации культуры информационного общества необходимо включить и проблему искусственного интеллекта, и роботизацию вместе с киборгизацией, т.е. проблемы, которые так или иначе прямо зависят от обработки информации, а не только ее передачи.

Виртуальное информационное пространство создает необходимые предпосылки для мифопроизводства и мифотворчества, так как позволяет человеку не только скрывать свою идентичность, но и изменять ее или создавать принципиально новую, часто не лишенную мифологических элементов. Элементы всемирных мифов о Создателе, земле обетованной, героях, чудовищах, вечной жизни трансформируются в их новейшие высокотехнологические аналоги в нарождающемся мире культуры информационного общества.

Современное информационное пространство и особенно электронное информационное пространство, несмотря на свою мозаичность и разнообразие, продолжает сохранять американо-английскую доминанту в силу своего происхождения. Это касается не только английского языка как первичной символьной основы, например, киберпространства, но и невербальных символов (образов), которые тиражируются и адаптируются другими национальными культурами с разной степенью успеха. В этом процессе формирования информационного пространства как символического целого можно выделить следующие универсалии, способствующие эффективной коммуникации «членов информационного общества»:

– использование общих графических символов (семитиконов, смайликов, клипарта и т.д.);

– формирование универсальной терминологии и сленга;

– использование стандартных темп-лейтов (структур) при создании вебстраниц или блогов в Интернете, которые символизируют принадлежность к какой-либо группе или сообществу и / или выражают идентичность владельца.

Одним из важных ограничений на пути формирования информационного общества как понятийного и символического целого является то, что современные компьютерные системы обмена и обработки информации в каждой стране во многом сформированы с помощью программного обеспечения, которое несет в себе определенные культурные и, в том числе, языковые и знаковые особенности отдельной страны. Официальные языки стран могут требовать различных версий программного обеспечения с различными возможностями и особенностями. Кроме того, важнейшая составляющая культурного слоя языка – идиомы и разговорные выражения – могут оказывать серьезное влияние на практики найма на работу, а также эффективность деловой коммуникации. В связи с этим дальнейшее исследование символико-смысловой насыщенности приобретает серьезное значение, особенно в условиях вневременности и дискретности на границах киберпространства и реальности, когда цепочка «восприятие – переживание – представление – формирование знаков – знаковое выражение» практически не подвергается осмысленному анализу по причине значительного превышения пороговых величин восприятия человеческого мозга. Символы сменяют друг друга с высокой скоростью, многократно реплицируются, образуя замкнутый цикл, стремясь к минималистской стандартизации, диктуемой законами высоких электронных технологий.

Становление информационного общества оказывает влияние на структурообразующие компоненты всей системы культуры. Аналогичных процессов в истории человеческого общества не существовало. Любые новые образования достаточно гармонично вписывались в систему культуры, постепенно адаптируясь к ней. Сегодня все как бы меняется местами, и мы наблюдаем скорее процесс необходимой адаптации всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству. Активность информационных процессов столь высока, что заставляет подчинять себе традиционные элементы культуры и прежде всего изменяет традиционную систему культурной коммуникации.

Фактически мы оказались втянутыми внутрь глобального коммуникационного пространства, которое резко меняет характер диалога между культурами. Сегодня коммуникация как таковая является самостоятельной силой, находящейся вне диалога культур, но оказывающей огромное влияние на диалог всех культур между собой. Она в буквальном смысле вынуждает вести диалог между культурами по своим законам и правилам. Культуры погружаются в иную внешнюю среду, которая пронизывает межкультурные диалоги, создавая предпосылку для замыкания его в среде глобального коммуникационного пространства.

В связи с этим остро встает вопрос о культуре человека в обществе информации. Понятно, что основной пласт этой культуры человека будет составлять его информированность – владение самыми разнообразными знаниями и способность использовать их по назначению. Однако для того, чтобы овладеть основами информационной культуры, необходимо не просто умение находить нужную информацию, но и умение ее обрабатывать, анализировать. А это значит, что надо приобрести навыки в выборе и постановке целей и формулировании задач в поиске самой информации и ее интерпретации. Необходимо уметь различать главное и второстепенное в информации, обладать навыками ее классификации и систематизации, видеть внутренние связи различных ее фрагментов, научиться переводить визуальную информацию в вербальную или в любую другую знаковую и наоборот. Только когда человек овладеет этими умениями и навыками, он сможет эффективно компоновать информацию и применять ее в практической жизни.

Важно подчеркнуть и то, что успешность овладения человеком информационной культурой в современном обществе все более зависит от его устойчивого интереса к той или иной информации еще до начала ее порождения. Вот почему можно сказать, что степень эффективной включенности человека в современное общество информации определяется его интеллектуальностью – широкими знаниями и глубоким пониманием процессов, которые эти знания отражают. Ведь компьютерные системы сами по себе не могут осуществлять интеллектуальную деятельность. Для такой деятельности в современном обществе требуется человек, способный заниматься этой деятельностью, а значит, человек, специально подготовленный, получивший соответствующее образование.

Однако неограниченные возможности накопления, совершенствования и использования информации, как казалось, позволяют безгранично расширять возможности человека в принятии правильных решений, а значит и соответствующей организации системы его практических действий. Действительно, процесс формирования информационных инфраструктур, доставляющих человеку нужную информацию в нужное время и в нужном месте, существенно повышает эффективность его действий, ускоряет принятие необходимых практических решений.

Однако наряду с информационной инфраструктурой действуют и общие механизмы информационного общества, подчиняющиеся принципу свободы распространения информации. Эти механизмы в своем самодвижении в возрастающих масштабах воспроизводят и духовные ошибки и суррогаты духовности.

Постмодернистская ментальность как массовая реальность, характеризующаяся эклектическим сочетанием культурных, философских, идеологических, нравственных и психологических представлений, является сколком той реальности, которая создается современными механизмами информационного общества.

Информационное общество характеризуется принципиальным совпадением информационной реальности и информационной культуры. Чем активнее деятельность механизмов информационного общества, тем сильнее воздействие на массовое сознание смысловой какофонии, которая разрушает единство традиционных культур, не создавая какого-либо нового духовного единства. Поскольку масса становится объектом все более активного влияния механизмов информационного общества, она все более утрачивает способности к координации нравственных ориентаций, поведения и действий огромных масс людей, что в свою очередь становится предпосылкой деструкции социальной жизни. Социум как система координируемых, взаимосвязанных действий, основанных на нравственной, социально-психологической идентичности включенных во взаимодействие субъектов, оказывается подверженным таким инфекциям, которые чреваты летальным исходом для современной цивилизации.

Заключение

Несмотря на то, что концепция информационного общества на сегодняшний день имеет более чем полувековую историю, ее культурные аспекты остаются слабо изученными. Культурологическая проблематика в исследованиях информационного общества имеет скорее дополняющий характер, дабы придать им системный характер. Краткий анализ различных культурных форм информационного общества показывает, что зарождающаяся культура информационного общества обладает высокой степенью преемственности по отношению к традиционным культурам. В этой культуре формируется своя ценностная система, характеризующаяся как более открытым пониманием традиционных демократических ценностей, так и введением новых трансгуманистических ценностей.