Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для руководителей и инструкоров военно-спортивных клубов «патриот» (стр. 22 из 36)

ОПАСНО транспортировать пострадавшего, находящегося без сознания, в состоянии шока, при сильных кровотечениях, откры­тых переломах до оказания первой меди­цинской помощи.

При транспортировке следует придать постра­давшему позу (а при необходимости зафиксиро­вать), рекомендованную при тех или иных бо­лезнях (рис. 814):

а) лежа на спине — находящимся в сознании, с ранениями головы, позвоночника и конечно­стей;

б) лежа на животе — с ранениями позвоночни­ка, когда пострадавший находится без сознания;

в) лежа на спине с согнутыми в коленях нога­ми — при открытых ранениях брюшной поло­сти, при переломе костей таза;

г) лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями и опущенной вниз головой — ра­неным со значительной кровопотерей и при шоке;

д) в положении на боку — раненым, находя­щимся в бессознательном состоянии, если нет другого выхода;

е) полусидя с вытянутыми ногами — при ра­нениях шеи, при значительных ранениях верх­них конечностей;

ж) полусидя с согнутыми коленями (под коле­ни уложить валик-опору) — с ранениями мочепо­ловых органов, кишечной непроходимостью и дру­гих внезапных заболеваниях брюшных органов и травмах полости при ранении грудной клетки.

10.5 Способы ориентирования на местности.

Потеря ориентировки — одна из самых рас­пространенных причин происшествий. Обычно подобная «авария» исчерпывается в течение не­скольких десятков минут, но если установить свое местоположение не удается в течение несколь­ких часов, тем более дней, то дальнейшее разви­тие событий может приобрести трагический ха­рактер.

Самое первое и главное, что должны сде­лать люди, потерявшие ориентировку- остановиться. Недопустимо продолжать дви­жение, надеясь на то, что через минуту-другую или за следующим поворотом картина сама собой прояснится. Может случиться так, что каждый новый шаг будет лишь усугублять положение потерпевшей группы, окончательно запутывая и без того расте­рявшихся штурманов. Проще и, как показывает опыт, быстрее всего определить свое местонахождение можно, вернув­шись по собственным следам назад, до места га­рантированного ориентирования, и уже оттуда продолжить прокладку маршрута. Попытки сэкономить время и силы путем срезания углов, пересечения перпендикулярным курсом нитки маршрута или достижения контрольного ориентира путем приблизительного счисления чаще всего к успеху не приводят. Путешественники«наматывают» лишние бессмысленные километры, запутываются еще больше и в итоге уже не могут вернуться назад, даже если захотят.

Попытки свободного поиска опасны еще и тем, что люди в подобном положении склонны прини­мать желаемое за действительное. Например, лю­бую встретившуюся речку, тропу, просеку и т. п. они принимают за свою, маршрутную. Желая поскорее избавиться от гнетущего чувства не­определенности или, что тоже часто бывает, стре­мясь реабилитироваться перед товарищами, люди, отвечающие за прокладку маршрута, сами того не замечая, начинают подгонять результат наблю­дений под заранее известный результат: «нахо­дят» подтверждающие их правоту ориентиры, а любые незначительные несовпадения попросту отбрасывают. В итоге после многочасового пере­хода выясняется, что это не «та» река, тропа и пр. и что группа на многие километры отклони­лась от маршрута. В лучшем случае будет сломан график движения, в худшем — путешественники окажутся в положении потерпевших бедствие. При наличии у заблудившейся группы карты и компаса можно порекомендовать: поднявшись на возвышенную, с хорошим обзором, точку рель­ефа (в крайнем случае, влезть на высокое дере­во), оглядеться по сторонам, выделить заметные ориентиры (реки, озера, горные хребты, холмы, скалы, просеки, речные долины и т. п.) и, оценив их взаимное расположение, характеристики (высо­ту, площадь и т. п.), расстояние между ними, по­ложение относительно сторон света и пр., идентифицировать местность с картой. При отсутствии карты следует на куске бума­ги, картона, в крайнем случае, обрывке ткани, одежде, бересте, просто на земле попытаться вы­чертить план-схему окружающей местности. На­нести по памяти, с соблюдением масштаба, наи­более крупные ориентиры (горные хребты, реки, дороги, населенные пункты, просеки и пр.). По­ставить точку последних верных координат. Да­лее совместными усилиями всех участников похо­да возможно более подробно вспомнить свой даль­нейший путь. Какой курс выдерживали в послед­ние часы? С какой стороны светило солнце или дул ветер (если компас потерян)? Как долго шли и с какой примерно скоростью? Сколько было остановок и какая была их продолжительность? Какие препятствия и заметные ориентиры встре­тились на пути?

Установив приблизительно свое местоположе­ние, нужно наметить маршрут дальнейшего дви­жения. Лучше всего, как уже говорилось, вер­нуться назад. Можно также попытаться выйти к «вечным» ориентирам, которые перепутать не­возможно, — большой реке, крупному горному хребту и т. п.

В последнем случае для выхода предпочтитель­нее линейные и площадные ориентиры: реки, по­бережья морей, крупные озера, просеки, желез­ные и автомобильные дороги и пр. В ситуациях, когда у потерявших ориентировку людей нет с собой компаса, нет карты и, главное, нет опы­та аварийного ориентирования, это единственная возможность стопроцентно выйти к людям. То­чечные ориентиры — лесные кордоны, небольшие поселки, становища пастухов и пр. — можно ми­новать не заметив.

При работе с картой, равно как при составле­нии примитивной карты-схемы местности, потер­певшим нужно твердо знать некоторые топогра­фические знаки.

Вот на эти четыре категории я и разбил топографические знаки:

— знаки водоисточников;

знаки искусственных сооружений и где наиболее вероятна встреча с людьми

— знаки морской и речной гидрографии.

— знаки, обозначающие качество местности

Эти четыре категории составляют ту область картографии, которая необходима большинству людей, потерпевших бедствие. Прежде чем отправляться в путь, карту нарисованную, примитивную карту-схему местности необходимо сориентировать по сторонам горизонта. Проще говоря, надо узнать, где находится север.

ориентиры (реки, озера, горные хребты, холмы, скалы, просеки, речные долины и т. п.) и, оценив их взаимное расположение, характеристики (высо­ту, площадь и т. п.), расстояние между ними, по­ложение относительно сторон света и пр., иденти­фицировать местность с картой.

При отсутствии карты следует на куске бума­ги, картона, в крайнем случае, обрывке ткани, одежде, бересте, просто на земле попытаться вы­чертить план-схему окружающей местности. На­нести по памяти, с соблюдением масштаба, наи­более крупные ориентиры (горные хребты, реки, дороги, населенные пункты, просеки и пр.). По­ставить точку последних верных координат.

Да­лее совместными усилиями всех участников похо­да возможно более подробно вспомнить свой даль­нейший путь. Какой курс выдерживали в послед­ние часы? С какой стороны светило солнце или дул ветер (если компас потерян)? Как долго шли и с какой примерно скоростью? Сколько было остановок и какая была их продолжительность? Какие препятствия и заметные ориентиры встре­тились на пути? Всю информа­цию следует перевести на язык топографии и на полученной карте-схеме восстановить нитку пред­полагаемого маршрута.

Установив приблизительно свое местоположе­ние, нужно наметить маршрут дальнейшего дви­жения. Лучше всего, как уже говорилось, вер­нуться назад. Можно также попытаться выйти к «вечным» ориентирам, которые перепутать не­возможно,— большой реке, крупному горному хребту и т. п.

В ситуации, когда сроки прохождения мар­шрута безнадежно сорваны, когда произошел значительный перерасход продуктов питания, когда путешественники не уверены в своих си­лах и возможностях, и особенно когда выйти на первоначальную нитку маршрута не удалось, лучше прервать поход и постараться в кратчай­шие сроки выбраться к людям.

В последнем случае для выхода предпочтитель­нее линейные и площадные ориентиры: реки, по­бережья морей, крупные озера, просеки, желез­ные и автомобильные дороги и пр.

При работе с картой, равно как при составле­нии примитивной карты-схемы местности, потер­певшим нужно твердо знать некоторые топогра­фические знаки. Во-первых, чтобы не принять болото за пески, а глубокую впадину за верши-

ну горы, чтобы иметь возможность выбрать наи­более безопасный и удобный маршрут, идущий в обход трудно проходимых участков местно­сти. Во-вторых, чтобы уметь определять места наиболее безопасных переправ через водные пре­грады и самые безопасные участки морских по­бережий. В-третьих, чтобы, верно расшифровав топографические значки троп, дорог, лесничеств, пасек, огородов, узнать, где встреча с людьми будет наиболее вероятна. И, наконец, в-четвер­тых, чтобы в местах с засушливым климатом быстро отыскать водоисточник.

Категории то­пографических знаков:

— знаки водоисточников;

— знаки искусственных сооружений и мест, где наиболее вероятна встреча с людьми;

знаки морской и речной гидрографии;

знаки, обозначающие качество местности.

Прежде чем отправляться в путь, карту либо нарисованную примитивную карту-схему местно­сти необходимо сориентировать по сторонам света. Проще говоря, надо узнать, где находится север.

Определение сторон света

Компас. Быстрее и надежней всего устано­вить направление на север и вычислить свой мар­шрут можно с помощью компаса. На север ука­жет магнитный, помеченный красной, синей, либо флуоресцентной краской, конец стрелки. Градус­ная шкала поможет перевести на язык цифр и зафиксировать выбранное направление. Шкала обычного компаса разбита на 360 делений-градусов. Отсчет начинается с 0°, обознача­ющего на компасе север.