Смекни!
smekni.com

Рекомендации по созданию управленческих механизмов, способствующих интенсификации возвращения интеллектуальной элиты с. 86-116 (стр. 11 из 30)

Зафиксировано, что у части экспертов, проживающих в настоящее время за рубежом, мотивы отъезда которых, будучи связанными с профессиональной самореализацией и желанием получить образование и освоить чужую культуру, вполне совместимы с желанием в дальнейшем вернуться на Родину. Эти люди вообще должны стать приоритетом государственной политики в области возвращения. При этом четко видно, что количество таких людей после 90-х гг. резко возросло. То есть, все большее количество уезжающих в случае получения ими в России достойных возможностей для профессиональной самореализации будет готово вернуться. Лишь очень небольшая группа опрошенных (среди которой доминирует проживающая в Германии молодежь), выезжающих по образовательным соображениям, затем обнаруживает, что образ жизни или культура Запада для них более предпочтительны, чем российские. Следовательно, большинство россиян полагают свою культуру и образ жизни, в конечном итоге, более привлекательными, чем на Западе. Видимо, такая поляризация связана с тем, что именно в Германии, в силу системы «социального государства» и относительно дружественного отношения к нашей стране, россиянам легче всего получить государственные стипендии на образование или проведение исследований. Часть россиян использует этот шанс для того, чтобы повысить свою квалификацию и вернуться на Родину, а часть – чтобы остаться на Западе.

Для отдельных участников опроса характерно отсутствие вообще какого бы ни было мотива для отъезда. Следовательно, этот отъезд легко можно было бы предотвратить, если бы на Родине имелись какие-то дополнительные притягательные материальные факторы.

Анализ результатов исследования позволил напрямую скоррелировать мотивацию отъезда с мотивами невозвращения части экспертов. Отсутствие возможности профессиональной самореализации в России, боязнь ухудшить положение семьи, устроенность личной жизни за рубежом доминируют и в качестве мотива отъезда, и в качестве мотива невозвращения. Очень редко встречаются культурные соображения, связанные с предпочтением западного образа жизни, а политические соображения практически не встречаются. Такие мотивы также, в принципе, поддаются воздействию в случае проведения целенаправленной государственной политики, направленной на возвращение, так как речь идет, преимущественно, о материальных факторах, работе и социальной обеспеченности.


4. Основные факторы и условия возвращения интеллектуалов в Россию

В конце сентября 2009г. сотни потенциальных «возвращенцев» с размахом праздновали в Силиконовой долине 50-летие Новосибирского государственного университета, который они окончили. Сколько же всего в одной только Северной Калифорнии наших людей – ведь большинство из них закончили другие университеты.

Возвращение даже части этих высокообразованных, получивших уникальный профессиональный опыт и знания людей было бы крайне выгодным для нашей страны. Безусловно, интеллектуалы возвращаются в Россию (в том числе, и из Северной Калифорнии), пусть пока и в меньших масштабах, чем хотелось бы. Что заставляет их делать это? Как возможно способствовать этому процессу и что ему препятствует? Проведенное исследование было призвано выявить основные факторы и условия возвращения.

Возвращение: желание и нежелание вернуться

Ключевым фактором для возвращения является, естественно, само субъективное желание вернуться. Среди опрошенных соотечественников, находящихся за рубежом, абсолютное большинство отметили, что хотели бы вернуться в Россию.

В качестве причин возвращения опрошенные чаще всего называли культурно-национальный фактор – стремление вернуться в родную культурную среду, любовь к Родине (неоднократно употреблялось слово «ностальгия») и патриотизм (упоминалось стремление принести пользу Родине, впрочем, меньшим числом опрошенных). На втором месте по частоте упоминаний находятся соображения профессионального плана (карьерный рост и его перспективы, «возможность заняться интересным делом», «профессиональная реализация»), однако только меньшая часть экспертов отметили, что в данный момент видят в России, в целом, больше возможностей реализовать себя. На третьем месте – личные причины – семья, родственники и близкие люди в России, на четвертом – соображения экономического плана (возможность получения больших доходов в России).

Абсолютное большинство нежелающих вернуться тем не менее, красноречиво и эмоционально говорили о желании помочь России, некоторые даже это практиковали (приезжали и проводили семинары, читали лекции, зачастую без оплаты, из альтруистических соображений), так что существует перспектива возвращения некоторых лиц и из этой категории. В частности, некоторые из нежелающих возвращаться для постоянного проживания в Россию допускают временную работу в ней или регулярные приезды для работы. Как отметил один из опрошенных, инженер, работающий в Израиле, в этом случае «вахтовый метод был бы подходящим вариантом». Предлагались и другие перспективные формы сотрудничества, например, философ из Израиля: «не обязательно возвращаться физически в Россию. Ведь Россия могла бы нанимать (специалистов) и создавать лаборатории на территории того же Израиля. Ведь создаются же заводы с наймом рабочих из данной страны. Можно покупать контракты и нанимать бывших "своих". Таким образом, я остаюсь на месте, не меняю образа жизни,…и помогаю России…Есть ведь и такое, паллиативное решение проблемы».

Представляется, что при применении гибкой политики в области возвращения, вернуться могли бы многие даже из тех, кто в данный момент не желает этого делать. Как отметил один из респондентов, ученый, специалист сфере экономической географии (Москва): «вот я возвращался «по частям». Вначале приехал на месяц, потом на полгода, потом на год, потом только принял окончательное решение вернуться. То есть, всегда возвращаться проще, когда тебе не нужно сразу принять решение, это огромный психологический барьер, через который тяжело переступить. Поэтому, если думать о практической политике возвращения, то вначале можно пригласить людей на summer school (летнюю школу) на 3 месяца. Потом можно предложить в каком-то хорошем университете, в тот же МГУ на семестр почитать лекции. А дальше человек сам примет решение. Это потому, что у людей, которые долго живут на Западе, возникает определенный психологический барьер, для того, чтобы его преодолеть, у человека должна быть возможность приехать,…посмотреть, увидеть, что здесь все не так страшно».

Значительная часть респондентов уже сейчас желают вернуться в Россию; меньшая, но весьма значимая часть дали неопределенный ответ и признают (с оговорками) такую возможность; некоторые из нежелающих возвращаться не исключают такой альтернативы в принципе, и допускают различные «смягченные» формы возвращения, при этом, гибкая политика и правильно поставленная работа с нежелающими в данный момент возвращаться может способствовать изменению их решения. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что потенциал возвращения оказывается весьма велик.

Что может способствовать возвращению в Россию? Мнение россиян, проживающих за рубежом

В числе факторов, определяющих процесс принятия решения о возвращении в Россию, опрошенными были названы как притягивающие - привлекательные стороны жизни в России, так и выталкивающие - те или иные негативные аспекты пребывания за рубежом, которые своим отрицательным посылом могут способствовать возвращению на Родину.

В числе выталкивающих факторов были названы неустроенность человека за рубежом: «сложное материальное положение», «некоторая асоциальность» (журналист, Финляндия), то, что уехавшие не смогли профессионально состояться в нынешней стране пребывания. В отношении таких людей мнения участников опроса разделились. Одни из них указывали на то, что профессионально несостоявшиеся люди не нужны России, другие – что надо различать «несостоявшихся» и «неудачников»: «люди, для которых препятствием к профессиональной реализации стала невозможность адаптироваться в другой культуре и даже невозможность овладеть иностранным языком так же, как родным. Такие люди могут для работы по специальности вернуться в Россию» (химик из Израиля). Одним из респондентов (руководитель в IT сфере, Израиль) была, на наш взгляд, справедливо указана перспективность для организации возвращения «учета факторов в каждом конкретном государстве, способных подтолкнуть человека к решению вернуться. Например, для возвращающихся из Израиля этим фактором может быть фактор отсутствия в Израиле военно-глобальной и внутренней безопасности», и наоборот, наличие фактора военной безопасности в России.

В целом, оценивая значительно более высоко материальное положение, общее качество жизни и возможности для профессиональной карьеры на Западе в сравнении с Россией, многие участники опроса, тем не менее, отмечали трудности и проблемы, с которыми сталкиваются за рубежом выходцы из России – носители интеллектуальных профессий. Подробный анализ проблем, связанных с длительным пребыванием за границей, на наш взгляд, также позволит выявить механизмы, способствующие возвращению интеллектуалов в Россию. Отсутствие подобных проблем на Родине может послужить достаточно мощным, а в ряде случаев решающим стимулом для принятия решения вернуться. Прежде всего, в ответах указывалось, что эмиграция для многих сама по себе достаточно тяжелый в социокультурном и профессиональном плане процесс. Например, юрист, Москва, «возвращенец»: «у меня нет ощущения…, что в Европе нас когда-то кто-то ждет. Человек тратит достаточно много времени и сил, чтобы устроить там свою жизнь. То есть, ты изначально тратишь 3-4 года, пока ты втягиваешься в их систему, приобретаешь опыт, учишься языку, на том уровне, который необходим, чтобы полноценно работать». И результаты этого процесса часто далеко не позитивны. Так, респондент, имевшая опыт проживания в Венгрии и США, отмечала: «я общалась с достаточным количеством эмигрантов, и очень редко первое поколении может устроиться в ту систему, где они живут»; экономист, Москва, «возвращенка»: «первому поколению эмигрантов в любом случае приходится очень плохо, и они как-то не реализуются в жизни».