Смекни!
smekni.com

Рекомендации по созданию управленческих механизмов, способствующих интенсификации возвращения интеллектуальной элиты с. 86-116 (стр. 2 из 30)

Кластеры для исследования выделены в соответствии со статистикой и после предварительных консультаций с экспертами по российской эмиграции. Именно в этих регионах (городах) сосредоточено наибольшее число россиян – интеллектуалов, выехавших на продолжительное время для работы и проживания за границу в результате так называемой «утечки мозгов». Кроме того, значительное число вернувшихся в Россию, также работали и/или обучались в данных регионах.

В исследовании приняли участие россияне, работавшие и/или обучавшиеся за рубежом, а также россияне, проживающие в настоящее время за границей в связи с работой и/или обучением. Общее число участников интервьюирования – 95 человек.

В экспертных и фокусированных интервью приняли участие 61 россиянин, живущий (работающий и/или обучающийся) в настоящее время за рубежом.

Из их числа большинство – мужчины (65,6%); женщины составили 34,4%.

Респонденты в возрасте до 25 лет составили 3,3%;

от 25 до 35 лет - 36,1%;

от 35 до 45 лет - 18,0%;

от 45 до 55 лет - 26,2%;

старше 55 лет - 16,4%.

В зависимости от семейного статуса распределение респондентов выглядит следующим образом:

женаты (замужем) - 77,1%;

холосты (не замужем - 16,4%;

разведены - 5,5%.

По стажу пребывания за границей можно выделить следующие группы:

от 1 до 3-х лет - 4,9%;

от 3 до 5 лет - 18,0%;

от 5 до 10 лет - 24,6%;

более 10 лет - 52,5%.

Из числа опрошенных большинство (77,1%) соответствуют статусу реэмигранта.

В числе стран, наиболее предпочтительных для россиян в качестве места обучения, работы и/или проживания, следует отметить следующие: США (42,6%); Германия (18,0%); Израиль (18,0%); Великобритания (14,8%); Финляндия (11,5%); Венгрия (6,5%); Канада (4,9%); Голландия (3,3%); Франция (3,3%), Бельгия (1,6%); Дания (1,6%); Чехия (1,6%); Япония (1,6%). Необходимо отметить, что указаны, во-первых, наиболее часто встречающиеся страны; во-вторых, некоторые респонденты обучались (работали, проживали) в нескольких странах.

Среди участников интервьюирования все имеют высшее образование, чаще всего, не только российское, но и зарубежное, а большинство – ученую степень (российскую и/или зарубежную). В том числе,

докторами наук (российская степень) являются 6,6%;

кандидатами наук (российская степень) - 26,2%;

имеют зарубежную ученую степень (PhD – доктор наук, МА, LLM) - 49,2%.

В экспертных и фокусированных интервью приняли участие 34 россиянина, вернувшихся после обучения (работы и/или проживания) из-за границы.

Из их числа более половины – мужчины (58,8%); женщины составили 41,2%.

Респонденты в возрасте до 25 лет составили 5,9%;

от 25 до 35 лет - 55,9%;

от 35 до 45 лет - 23,5%;

от 45 до 55 лет - 11,8%;

старше 55 лет - 2,9%.

В зависимости от семейного статуса распределение респондентов выглядит следующим образом:

женаты (замужем) - 55,9%;

холосты (не замужем - 32,3%;

разведены - 11,8%.

По стажу пребывания за границей можно выделить следующие группы:

от 1 до 3-х лет - 38,2%;

от 3 до 5 лет - 32,4%;

от 5 до 10 лет - 26,5%;

более 10 лет - 2,9%.

Из числа опрошенных примерно третья часть (29,4%) соответствуют статусу реэмигранта.

В числе стран, бывших наиболее предпочтительными для «возвращенцев» в качестве места обучения, работы и/или проживания, следует отметить следующие: США (41,2%); Германия (32,4%); Венгрия (20,4%); Голландия (17,6%); Франция (14,7%); Великобритания (8,8%); Италия (8,8%); Швейцария (5,9%); Польша (5,9%); Австрия (2,9%); Бельгия (2,9%); Дания (2,9%); Испания (2,9%); Канада (2,9%); Финляндия (2,9%); Чехия (2,9%); Япония (2,9%). Необходимо отметить, что указаны, во-первых, наиболее часто встречающиеся страны; во-вторых, некоторые респонденты обучались (работали, проживали) в нескольких странах.

Среди участников интервьюирования все имеют высшее образование, чаще всего, не только российское, но и зарубежное, а абсолютное большинство имеют ученую степень (российскую и/или зарубежную). В том числе,

докторами наук (российская степень) являются 11,8%;

кандидатами наук (российская степень) - 23,5%;

имеют зарубежную ученую степень (PhD – доктор наук, МА, MBA, LLM) - 79,4%.

Кроме того, один эксперт имеет звание академика РАМН.

Структура аналитического отчета определена в соответствии с задачами исследования.

Авторский коллектив: Меркушев В.Н. (научный руководитель), Казанцев А.А., Кожевникова Т.Н., Моисеев С.В., Старцев Э.Ю.


1. Проблема «утечки мозгов»

для России в сравнительном глобальном контексте

Проблема «утечки мозгов» является глобальной по своему характеру. Ослабление негативных последствий этого процесса для России невозможно без концептуального анализа глобального характера проблемы, учета международного опыта и усиления сотрудничества с международными институтами.

За последние десятилетия сложились три ключевые тенденции в глобальных процессах «утечки мозгов».

1. Одной из основных глобальных тенденций в области «утечки мозгов» является отъезд специалистов из развивающихся стран в развитые. Это замедляет развитие стран «третьего мира» и приводит к тому, что они, фактически, финансируют научно-технический прогресс западных стран. По недавним подсчетам американских социологов, подготовка одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля в самих западных странах стоит около 800 тыс. долларов.[2] При этом специалисты, прибывшие из других стран, вообще ничего не стоят.

Многие из развитых стран осознанно опираются в развитии целых сфер своей экономики на специалистов, подготовленных в странах «третьего мира». Так, например, медицинское обслуживание в Великобритании в существенной мере зависит от притока специалистов из бывших колоний (стран Африки, Карибского бассейна, Южной Азии). Медицинские учебные заведения в Великобритании просто не готовят достаточного количества врачей и младшего медицинского персонала.

Согласно исследованию «Насколько велика «утечка мозгов»[3], проведенному по заказу МВФ, отъезд высококвалифицированных специалистов из стран «третьего мира» в страны с развитой рыночной экономикой является чрезвычайно серьезной глобальной тенденцией. Так, например, из Ямайки, где положение с «утечкой мозгов» особенно серьезное, уехали 77% всех лиц, получивших высшее образование (в основном, в Великобританию). Для Ганы соответствующий показатель составляет 26%, для Ирана – 25% и т.д.

2. Второй глобальной тенденцией проблемы «утечки мозгов» является отъезд высококвалифицированных научных кадров из Европы и Канады в США. В настоящее время в США работают 400 тысяч лиц с высшим образованием из Европы, причем исследование, проведенное Европейской Комиссией, показало, что только 13% из них хотят вернуться домой[4]. Каждый второй европеец, который отправляется на учебу в США, не возвращается обратно[5].

В странах ЕС подготавливается большее, чем в США, количество ученых со степенью доктора наук, однако в Европе значительно меньше число исследователей, во-многом благодаря и тому, что американские университеты и исследовательские центры проводят целенаправленную агрессивную политику по привлечению зарубежных ученых. В странах ЕС на тысячу работающих граждан приходится 5,36 ученых, в то время как в США эта цифра возрастает до 8,66, а в Японии - до 9,72. В США на душу населения приходится на 78%патентов в области высоких технологий больше, чем в Европе.

3. Отток «мозгов» из России, прилегающих к ней постсоветских государств и ряда других бывших социалистических стран в США и Западную Европу является третьей глобальной тенденцией. Россию и ряд других стран Восточной Европы, (интеллектуальных доноров) пока нельзя отнести к развивающимся странам, по крайней мере, в том, что касается их уровня развития высшего образования и науки, но, несмотря на это, в целом в последние 20 лет этот поток по масштабам и структуре частично стал сопоставим с потоками, направляющимися из развивающихся стран в развитые (первая тенденция) и из Европы в США (вторая тенденция). Однако он специфичен в том плане, что на внешнюю миграцию накладывается и серьезная, и даже более масштабная, «внутренняя утечка мозгов» (когда интеллектуалы уходят из науки и образования в другие сферы (прежде всего, в бизнес) внутри страны[6]. Высококвалифицированные интеллектуалы из России мигрируют как в Западную Европу, так и в США (вплоть до начала 2000-х гг. с небольшим численным перевесом в пользу Соединенных Штатов), но в контексте второй глобальной тенденции миграция интеллектуалов в Западную Европу частично является замещающей для наиболее богатых стран ЕС (теряющая «мозги» в пользу США Западная Европа, таким образом, частично возмещает свои потери за счет россиян, других бывших граждан СССР и коллег из бывших соцстран Восточной Европы).

Для того, чтобы понять, какая стратегия развития науки и интеллектуального инновационного бизнеса сможет способствовать изменению тенденции развития России как развивающейся страны-донора интеллектуалов (стратегии, которая, в конечном итоге, приведет к возвращению части интеллектуальной элиты), необходимо проанализировать две точки континуума развития науки с точки зрения научной мобильности среди наиболее развитых постиндустриальных стран. В этих странах сформировались две крайние модели.

1. Закрытая, японская модель: специалисты не «экспортируются» и не «импортируются» в больших масштабах, хотя существует высокая степень встроенности в мировую науку.

Япония в силу изолированности ее культуры и из-за наличия серьезной цивилизационной специфики по отношению к западным странам сохраняет достаточно слабую мобильность научных кадров. В целом, специалисты из Японии работают в своей собственной стране, а не переезжают работать в другие страны мира. При этом они в случае необходимости имеют возможность получать образование и стажироваться за границей. Они также широко публикуются в престижных англоязычных журналах. Япония не привлекает много специалистов из-за рубежа.