Смекни!
smekni.com

«Компьютерные преступления» (стр. 3 из 3)

· База данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Особенно удачным видится определение Компьютерной информации, которое дается Доцентом кафедры криминалистики МГУ им. М.В. Ломоносова В.Крыловым, предлагающим следующее криминалистическое определение компьютерной информации как специального объекта преступного посягательства.

Компьютерная информация есть сведения, знания или набор команд (программа), предназначенные для использования в ЭВМ или управления ею, находящиеся в ЭВМ или на машинных носителях - идентифицируемый элемент информационной системы, имеющей собственника, установившего правила ее использования.[2]

Таким образом, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом; родовым - общественная безопасность и общественный порядок; видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации; непосредственный объект трактуется, исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Необходимо различать, является ли компьютерная информация только лишь предметом преступлений такого вида или же она может выступать и их средством, когда электронно-вычислительная техника используется с целью совершения другого противоправного посягательства на иной объект. Последняя точка зрения высказывалась ранее некоторыми авторами[3].

Принятие ее означало бы излишнее расширение рамок понятия "компьютерное преступление" и затруднить работу не только законодателя, но прежде всего правоприменителя.

Разработчики УК РФ пошли по первому пути, четко сформулировав составы главы 28 таким образом, что Компьютерная Информация в каждом случае является только предметом совершения компьютерного преступления.

Но представляется правильным и следующее - при использовании компьютерной информации в качестве средства совершения другого преступления отношения по ее охране страдают неизбежно, т.е. она сама становится предметом общественно опасного деяния. Невозможно противоправно воспользоваться компьютерной информацией для совершения иного преступления, не нарушив при этом ее защиты, т.е. не совершив одного из действий, перечисленных в ст. 20 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации": утечки, утраты, искажения, подделки, уничтожения, модификации, копирования, блокирования и других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы.

Даже если не пострадают сведения конкретного компьютера, правомерно употребляемые ее законным пользователем, практически неизбежно подвергнутся ущербу те, с которыми она связана сетью. Таким образом, даже при совершении такого классического преступления, как хищение денег с помощью электронных средств, ответственность за это должна наступать по правилам идеальной совокупности преступлений. Характеризуя объективную сторону рассматриваемых составов, необходимо заметить в первую очередь, что даже большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также обязательное установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ, временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно преступного деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина. При этом, исходя из ч. 2 ст. 24, для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла. Представляется, что особую трудность вызовет проблема отграничения неосторожного и невиновного причинения вреда, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов, происходящих в сетях и системах ЭВМ.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК РФ, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п. Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных. В главу 28 (Преступления в сфере компьютерной информации) группу входят нормы, которым не может быть придана обратная сила - т.е. те, которыми устанавливается преступность деяния, усиливается наказание либо иным образом ухудшается положение лица (обвиняемого, подсудимого, осужденного, отбывшего наказание).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на многообразие международных документов, посвященных компьютерным преступлениям, не все они обязательны для исполнения для различных государств. Некоторые из них Россия либо не ратифицировала, либо даже не подписала. Кроме того, большинство из них относятся к категории так называемого «мягкого права», предписания которого не являются обязательными для государств-сторон.

И все же главным остается вопрос: почему государства, участвующие в выработке принципиальных документов, касающихся компьютерной преступности, в дальнейшем не предпринимают никаких шагов, чтобы включить данные нормы в свое национальное уголовное законодательство? Причинами отсутствия должного внимания к компьютерной преступности могут выступать относительно низкий уровень участия в международных электронных коммуникациях, недостаточный уровень опыта в правоохранительной области и заниженные оценки социальных издержек, которые, как ожидается, могут влечь за собой преступления, совершаемые в электронной среде. В рамках глобальной компьютерной сети Интернет уголовно-правовая политика отдельного государства оказывает прямое воздействие на международное сообщество. Преступники могут совершать свои действия в электронной среде с территории определенного государства, где такие деяния не криминализованы, и таким образом они могут находиться под защитой закона такой страны. Даже если в круг конкретных национальных интересов того или иного государства не входит криминализация определенных деяний, оно может рассмотреть вопрос о принятии таких мер, с тем чтобы не превратиться в «правовую крышу» и не поставить себя в условия международной изоляции. Обеспечение международного сотрудничества правоохранительных и судебных органов различных государств невозможно без согласования материальных норм уголовного права в отношении компьютерных преступлений.

Список использованной литературы:


[1] Карелина М.М. Преступления в сфере компьютерной информации, М. 1998

[2] В.Крылов, “Российская юстиция” №4, 1997г.

[3] Н. Селиванов. Проблемы борьбы с компьютерной преступностью. - Законность, 1993, No. 8, с. 37.