Он немного испугался, так как он никогда не думал о такой возможности.
Я сказал: «Даже если вы скажете, что я переживу этот год, я умру — только для того, чтобы показать, что со мной астрология не работает».
Он сказал: «Мне нужно провести более глубокие исследования. Я приду через три дня».
Прошло двадцать лет, а он так и не пришел.
И каждый раз, когда я оказываюсь в Бомбее, я говорю: «Позвоните тому астрологу и спросите, когда он закончит свои углубленные исследования — ведь прошло уже двадцать лет. Или он отказался от этой идеи?»
Если вы достигли просветления, тогда астрология с вами не работает. Тогда вы можете любить, тогда вы можете творить, тогда вы можете действовать, тогда вы обладаете определенной властью над своим собственным существом. Но когда вы бессознательны, вас просто носит туда и сюда по воле ветра.
И каждый, кто глубоко изучил человеческую природу... Есть много астрологических школ, которые веками изучали то, как работает механический человек. Они пришли к определенным выводам, и их предсказания почти всегда верны. Если же предсказания неверны, то это значит, что астролог плохо подготовлен, его исследования человеческой природы и бессознательного поведения не были достаточно глубоки.
Но как только вы начинаете становиться сознательным, вы начинаете становиться настоящим человеком — не машиной.
Когда Гурджиев впервые сказал, что человек — машина, это шокировало многих людей. Но он говорил истину. Только это является истиной для девяноста девяти и девяти десятых процента людей — к одной десятой процента людей она не относится.
Гаутама Будда родился...
А на Востоке то были времена самых больших возможностей для человеческого гения. Во всех направлениях, в которых работал Восток, он достиг высочайшей вершины, кульминации... до такой степени, что сейчас вы не можете найти новую позу йоги, Патанджали исчерпал все возможности, эта наука завершена. Прошло пять тысяч лет, и эти пять тысяч лет тысячи людей пытались найти новую позу, но так и не смогли.
Вы не сможете найти новую сексуальную позу, Ватсьяяна описал все возможные позы — и несколько поз, которые даже могут показаться невозможными!
Шива довел до совершенства все медитационные техники — сто двенадцать. Вы можете играть с их комбинациями, но найти что-то новое невозможно.
Астрология достигла своей вершины...
И когда родился Гаутама Будда, сын великого царя, царь немедленно созвал самых лучших астрологов. Они изучили гороскоп ребенка и ничего не сказали. Только один, самый молодой астролог сказал царю: «Эти люди молчат потому, что это необычный мальчик и мы не можем вынести окончательного решения о его судьбе. Есть две возможности». А астрология никогда не говорит таким образом. Астрология подразумевает, что вы должны предсказать то, что должно случиться; от вас не ожидают предсказания всех возможностей — это вообще не будет предсказанием.
Но молодой астролог сказал: «Эти старые мудрые люди не скажут даже этого. Я молод и могу поставить себя под удар, поскольку я еще не завоевал себе репутации. Есть две возможности: либо этот мальчик станет властелином мира, чакравартином, либо он станет просветленным, пробужденным, освобожденной душой, — но тогда он будет нищим. Либо он будет властелином мира, либо он будет нищим с чашей для подаяния в руке. И не в наших силах сказать, как все сложится».
И все старые астрологи согласились: «Этот молодой человек прав. Мы молчали потому, что астрология так не работает. Мы говорим: "Это непременно случится". Но об этом мальчике мы не можем дать определенный ответ. И возможности так противоположны — либо властелин мира, либо нищий».
И вот что случилось.
Царь спросил у этих мудрых астрологов: «Тогда скажите мне, что надо сделать для того, чтобы он стал не нищим, а властелином мира. Это было желанием всей моей жизни. Я не смог осуществить его, — но у него есть такая возможность. Так скажите мне, как не дать ему стать нищим».
Они дали ему совет, но их совет привел как раз к противоположному результату. Они предложили: «Окружи его всей возможной роскошью. Не позволяй ему узнать о старости и смерти. Не позволяй ему узнать о санньясинах. Не давай ему возможности задуматься над смыслом жизни. Пусть он все время будет занят пением, танцами, вином и женщинами, пусть он будет полностью погружен в это».
И именно это принесло неприятности, — ибо двадцать девять лет он находился в полной изоляции от мира, он понятия не имел об обыкновенной действительности мира, где люди страдают от болезней, где люди стареют, где люди умирают, где есть санньясины, искатели истины... Если бы ему с самого начала позволили видеть мир, он бы приобрел иммунитет — с самого начала он бы видел, что люди болеют, стареют и умирают, что некоторые из них становятся санньясинами. Но двадцать девять лет его держали в полной изоляции от мира.
И когда в возрасте двадцати девяти лет он вступил в контакт с миром — каждому человеку в один прекрасный день приходится вступать в контакт с миром, — это было для него великим потрясением.
Если бы не изоляция от мира, особого потрясения не было бы. Ведь другие не испытывают такого потрясения - с самого детства каждый все видит и мало-помалу привыкает. Но для него это было ужасным потрясением.
В ту же ночь он ушел из дворца и стал санньясином, ищущим истину. Отец пытался спасти его от чаши для подаяния, а в ту ночь он взял ее в руки.
Если бы его не держали во тьме, он бы мог стать Александром Великим. В определенном смысле это хорошо, ибо Александр Великий и ему подобные, не способствовали развитию человеческого сознания.
Один этот человек, со своей чашей для подаяния, больше, чем кто-либо другой, приблизил человечество к звездам, к бессмертию, к истине.
К такому человеку астрология неприменима.
Это хорошо, если вы признаете, что функционируете как машина. Не чувствуйте себя оскорбленным, — ибо, если вы чувствуете себя оскорбленным, вы будете защищать себя и останетесь тем, чем вы были раньше. Попытайтесь понять свое поведение — механическое оно или нет?
Кто-то оскорбляет вас — как вы реагируете? Эта реакция механическая или сознательная? Вы думаете перед тем, как разгневаться? Вы погружаетесь на мгновение в медитацию перед тем, как ответить? Может быть, то, что сказал этот человек, справедливо; и если вы не впадаете в гнев сразу же, мгновенно, а оставите маленький промежуток для медитации, то, может быть, вы почувствуете благодарность к этому человеку и скажете: «Ты прав».
На самом деле, правда задевает вас сильнее всего.
Ложь вообще не задевает вас.
На днях Нирвано принес мне вырезку из газеты. Один западный путешественник, вернувшись из Тибета, дал пресс-конференцию, и на ней он сказал: «Самым сильным впечатлением, которое я получил в Тибете, была встреча с Бхагаваном».
Сейчас люди могут сказать любую ложь, и те, кто прочитает это, поверят. Печатное слово оказывает определенное воздействие на людей.
Несколько дней назад было еще одно газетное сообщение — без всяких оговорок, несомненный факт: «Очень скоро Бхагаван появится в Израиле. Он решил принять иудаизм, а после принятия иудаизма он объявит себя реинкарнацией Моисея».
Ну, что можно поделать с этими людьми? Можно посмеяться, но гневаться нельзя. Можно получить удовольствие, можно поблагодарить их за их воображение. На этих людях держится мир!
Просто следите за своими действиями и старайтесь не вести себя механически. Старайтесь делать то, что вы никогда раньше не делали в такой же ситуации.
Именно это имеет в виду Иисус, когда говорит: «Если кто-то ударил тебя по щеке, подставь ему другую щеку». Подлинный смысл таков: просто не действуйте механически — ведь механическим действием будет такое: кто-то бьет вас по щеке, а вы бьете по щеке его. Или, если вы не можете ударить его прямо сейчас, вы подождете подходящего момента. Но подставить ему другую щеку — это не механическое поведение, это очень сознательное поведение.
Но люди что угодно могут сделать механическим.
Я слышал об одном христианском святом, который постоянно цитировал: «Возлюби врага своего, и если кто-то ударит тебя по щеке, подставь ему другую щеку».
Однажды какой-то человек, который был против христианства, подстерег этого святого в уединенном месте, нанес ему сильный удар по щеке и стал смотреть ему в глаза... Святой чуть было не ответил ему ударом, но, будучи святым, вспомнил о своем учении... он также вспомнил, что этот человек всегда сидит в церкви в первом ряду... и святой подставил ему другую щеку, думая, что тот больше не ударит его. Но тот человек ударил его по другой щеке еще сильнее! И в то же мгновение святой бросился на него и нанес ему сильный удар в нос. Тот закричал: «Что ты делаешь? Ты же христианин, ты должен любить врага своего».
Святой сказал: «Забудь об этом. Иисус говорил только о двух щеках — дальше я свободен. У меня нет третьей щеки, чтобы подставить ее тебе. И он не говорил, что если кто-то ударит тебя и по другой щеке, то ему надо подставить нос».
Поскольку Иисус не сказал, почему бы...
Гаутама Будда в одной из своих проповедей сказал: «Изо всех сил старайтесь не вести себя механически. Если кто-то бьет вас, оскорбляет вас, унижает вас, прощайте ему семь раз. Будьте сознательны».
Иисус говорил прощать только один раз — ведь у вас только две щеки, а по одной уже ударили. Остается еще только одна щека, а это не много... Будда говорит, что прощать надо семь раз.
Один из учеников встал и сказал: «А как насчет восьмого раза? Семь раз мы простили, а что делать на восьмой раз?»
Даже Будда на мгновение умолк. Столько глубока механичность человека... Он сказал: «Тогда изменим это. Пусть будет семьдесят семь раз».
Ученик сказал: «Ты можешь назвать любое число, но вопрос останется тем же — как насчет семьдесят восьмого раза? Мы можем стерпеть семьдесят семь раз...»