Оказывать предпочтение — необходимо; привязанность — это болезнь. Человек, отдающий кому-то предпочтение, истинно счастливый человек. Вы не сможете сделать его несчастным. Вы можете сделать его только счастливым, более счастливым. Но вы не можете сделать его несчастным. Но человека, который живет привязанностью, вы не сделаете счастливым, вы можете сделать его только более несчастным. И вы это знаете! Вы это хорошо знаете. Если ваш друг рядом с вами, вы не испытываете большой радости; если друга нет рядом, вы скучаете по нему.
Несколько дней тому назад меня навестила девушка, которая бывала у меня прежде вместе со своим дружком. Два месяца назад они явились ко мне, казалось, только для того, чтобы пожаловаться, что не могут жить вместе. Все время, поддразнивая друг друга, они делали вид, что дерутся, и их драки постепенно перешли в болезнь. Поодиночке выставив их за дверь, я посоветовал им расстаться на несколько недель.
Девушка, заглянувшая ко мне в сочельник, рассказала:
— Эти два месяца я ужасно скучала без моего дружка! Я постоянно думала о нем и часто видела его во сне, чего раньше со мной никогда не случалось. Когда мы встречались, он ни разу не приснился мне. В моих снах я занималась любовью с Другим мужчиной. Но в последнее время я постоянно вижу во сне моего милого Дружка. Прошу тебя, разреши мне поскорее повидаться с ним.
Я сказал ей:
— Хорошо, я не против того, чтобы вы возобновили ваши встречи. Но вспомни: Два месяца назад, когда вы были вместе, вы не были счастливы.
Привязанность — это болезнь. Когда вы вместе, вы чувствуете себя несчастными. Если вы разбогатеете, вы не станете счастливее. Вы станете глубоко несчастными, если будете бедны. Если вы здоровы, вы не чувствуете благодарности. Если вы здоровы, у вас нет чувства благодарности за свою жизнь. Но если вы больны, вы будете проклинать свою жизнь. Жизнь утратит смысл; Бога. Она утратит своего Бога. Порой достаточно ощутить самую обычную головную боль для того, чтобы упразднить всех Богов. Когда вы здоровы и счастливы, вы не ощущаете желания пойти в храм или в церковь и поблагодарить Бога: "Я счастлив и здоров, но я не заслужил этого. Это твой дар".
Мулла Насреддин, однажды упав в реку, начал тонуть. Он не был набожным человеком, но, оказавшись на грани смерти, во весь голос закричал: "Аллах, Боже, спаси меня, помоги мне! Клянусь тебе, что с сегодняшнего дня я буду молиться и делать все, что написано в святых книгах".
Пока он произносил свою речь "Боже, спаси меня", он нащупал рукой ветку, провисшую над рекой. Мгновенно ухватившись за нее и поверив в близкое спасение, он перевел дух и сказал: "Хорошо, твоя помощь больше не нужна. Теперь я спасен". Но в тот миг ветка сломалась, и он опять упал в воду. На этот раз он сказал: "А ты не мог бы придумать шутку пооригинальнее?"
Наше сознание не стоит на месте, оно непрерывно трансформируется. Привязанности делают вас все более и более несчастными; предпочтение делает вас все более и более счастливыми. Патанджали против привязанности, но не против предпочтения. Каждый человек должен оказывать предпочтение. Вы можете любить одну пищу и не любить другую. Это всего лишь ваше предпочтение. Если пища, которую вы любите, станет недоступной для вас, вы будете покупать другую пищу, и вы будете счастливы. Вы не станете плакать и рыдать. Вы примете жизнь такой, как она есть.
Человек, постоянно испытывающий привязанность к чему-либо, не способен наслаждаться, ему постоянно чего-то не хватает. Его жизнь состоит из бесконечной цепочки несчастий. Если у вас нет привязанности, вы свободны; вы полны энергии, вы не зависите ни от чего. Вы независимы, и эта энергия может преобразиться в душевные усилия. Эти усилия могут стать привычкой. Они могут стать абхьяшей. Что такое абхьяша? Абхьяша — это борьба с традиционной моделью. Каждая религия создала свои традиции, и каждая из этих традиций несет в себе глубокую мудрость сутр Патанджали.
Характерный пример: каждый раз, когда вы чем-то недовольны, нужно сделать пять глубоких вдохов, пока гнев не успел овладеть вами. Этот прием очень прост, он помогает справиться с гневом. Кто-то, возможно, усомнится: "Эффективен ли он?" Он очень эффективен. Каждый раз, когда подступает гнев, сделайте пять глубоких выдохов и вдохов, прежде чем дать ему выход.
К чему это может привести? Это приводит к множеству последствий. Гнев рождается в бессознательном состоянии, вы же, напротив, делаете сознательное усилие. Перед наступлением приступа гнева вы должны непрерывно вдохнуть и выдохнуть пять раз. Это повышает бдительность восприятия, а бдительность исключает гнев. Повышая остроту восприятия, это также придает бодрости вашему телу, поскольку тело, получающее больше кислорода, становится бодрее. В этот острый момент вы вдруг ощутите, что гнев исчез.
Во-вторых, разум может быть направлен только в одну точку. Ваш мозг не может одновременно думать о двух вещах; это невозможно. Он может очень быстро переключаться с одного на другое, но он не может одновременно думать о двух вещах. В определенный момент времени он думает об одной вещи. Разум — очень узкое окно: только одна мысль в момент времени. Вас охватывает гнев, это неизбежно. После пяти вдохов и пяти выдохов разум начинает дышать. Направление мысли меняется. И если вы вновь впадаете в гнев, ваше прежнее состояние уже не вернется, ибо потерян важный момент.
Гурджиев говорит: "Мой отец, умирая, наказал мне помнить только одну вещь: "Каждый раз, впадая в гнев, выжди двадцать четыре часа, потом делай все, что тебе взбредет в голову. Даже если тебе хочется убить, иди и убей, но сначала выжди двадцать четыре часа"".
Двадцать четыре часа — это слишком много, достаточно двадцати четырех секунд. Двадцать четыре часа ожидания меняют ваши намерения. Энергия, которая питала гнев, устремилась в новое русло. Это же энергия. Она может вылиться в гнев, она может питать сострадание. Дайте ей шанс.
Старые священные книги говорят: "Если хорошая мысль осенила ваш разум, торопитесь осуществить ее. И если плохая мысль придет вам в голову, не спешите действовать". Но мы очень предусмотрительны и очень умны, мы оставляем себе время для раздумий. Каждый раз, когда в голову приходит хорошая мысль, мы не торопимся действовать.
В мемуарах Марка Твена упоминается священник, на проповеди которого писатель присутствовал в церкви в течение десяти минут.
Проповедь была замечательная, и он подумал: "Сегодня я пожертвую десять долларов на эту блестящую проповедь. Церковь заслужила, чтобы я ей помог!" И он твердо решил сделать пожертвование после окончания проповеди. Прошло десять минут, и он подумал, что десяти долларов, пожалуй, будет много, хватит и пяти долларов. Прошло еще десять минут, и он подумал: "Он не заслуживает и пяти, этот человек".
Он больше не слушал. Он думал о десяти долларах. Он никому ничего не сказал, но старался внушить себе, что сумма пожертвования с лишком велика. "В тот момент, когда лекция закончилась, — признался он, — я решил ничего не давать. И когда служащий, собиравший пожертвования, приблизился ко мне, мне пришла в голову мысль украсть у него с подноса несколько долларов и незаметно выскользнуть из церкви".
Разум не стоит на месте. Он непрерывно меняется. Если вы подумали плохо, не спешите действовать. Вы не остановите поток разума. Не спешите действовать, подождите немного, и тогда вы не сможете поступить дурно. Если вы подумали о добре, действуйте незамедлительно, через несколько минут, вы уже не сотворите Добра. Если вам хочется совершить добрый поступок, не откладывайте его. Подумав о чем-то жестоком и разрушительном, не торопитесь действовать.
Если вы разгневаны, не спешите, сделайте пять вдохов, и ваш гнев не выльется в действие. Сделайте это привычкой. При каждом приступе гнева вдохните и выдохните пять раз, и вы обретете свободу действий. Это станет вашей привычкой, избавит от необходимости думать, размышлять. В тот момент, когда подступает ^ев, дыхательный механизм приходит в действие, и вы начинаете быстро, глубоко Дышать. Через несколько лет вы забудете, что такое гнев.
Любая тренировка, любое непрерывное усилие воздействуют на вашу модель поведения, изменяя ее. Тогда воздействие должно быть длительным, поскольку модель ваших привычек формировалась на протяжении многих, многих жизней. Воздействуя на эту модель в пределах одной жизни, вы не измените ее, это слишком короткий период времени.
Мои саньясины приходят ко мне и говорят:
— Когда это произойдет?
И я говорю:
— Скоро.
И они говорят:
— Что ты имеешь в виду, когда говоришь "скоро", ведь ты говорил нам "скоро" на протяжении многих лет.
Если это происходит в рамках одной жизни, это означает "скоро". Каждый раз, когда это случается, это наступает раньше положенного срока, ведь вы формировали эту модель на протяжении стольких жизней. Она должна быть разрушена, воссоздана заново. Любой период времени, даже заключающий в себе несколько жизней, не может быть безмерно велик. Разум иссяк вследствие непрекращающейся тренировки души и отсутствия привязанности. Абхьяса, непрерывная тренировка души, есть не что иное, как попытка самоутверждения. Сущность абхьяши — это сосредоточенность на себе самом. Что бы ни случилось с вами, не спешите действовать. Постарайтесь сначала сосредоточиться на своем центре, затем внимательно посмотрите вокруг, и только после этого примите решение.
Кто-то оскорбил вас, и вы почувствовали себя задетыми этим оскорблением. Ваша обида вызвана тем, что вы не проконсультировались в центре. Ваша острая реакция вызвана тем, что вы ни на мгновение не заглянули в центр.
Абхьяша означает внутреннюю тренировку. Сознательное усилие предполагает: "Сначала я должен выйти наружу, потом я должен зайти внутрь. Первоначальное движение должно быть направлено в мой центр; сначала я должен вступить в контакт с моим центром. Сконцентрировавшись в центре, я должен оценить ситуацию и решить". Центр оказывает на меня огромное трансформирующее воздействие. Стоит мне сосредоточиться в нем, и сразу меняется вид, меняется перспектива. Возможно, никакого оскорбления не было Возможно, человек просто сказал глупость. Или вы поняли, что он прав, после того как глубоко сосредоточились в центре: "Это не оскорбление. Он не сказал ничего плохого".