Контрольная работа
по дисциплине История органов внутренних дел
Тема Образование и деятельность МВД, Министерства полиции
План
Введение
Вопрос 1. Образование Министерства внутренних дел
Вопрос 2. Создание и деятельность Министерства полиции России. Внутренняя стража
Заключение
Литература
Введение
В первые десятилетия XIX века в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. В это время создается система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями, учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты Основные законы Российской Империи, ставшие по существу первой Конституцией России.
Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование новых органов центрального управления министерств. В число которых входило Министерство внутренних дел.
Министр внутренних дел был обязан заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи, что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией исполнение большого объема внутренних функций государства.
Вопрос 1. Образование и деятельность Министерства внутренних дел
МВД ведет историю с 1802 – времени создания министерств как новых органов центрального управления. Предшественниками министерств были приказы, существовавшие с 16 в., и заменившие их в 18 в. Коллегии.
При Александре I был подготовлен проект реформы государственного аппарата, предусматривавший создание министерств и формирование новой (министерской) системы управления «по примеру большей части европейских государств». Однако это было заимствование лишь отдельных организационно-технических моментов, но не политических институтов, неприемлемых для абсолютной монархии. В систему государственных учреждений России министерства должны были войти «с властью весьма распространенной и без всякого другого отчета, кроме государей своих».
8 сентября 1802 года были образованы Комитет министров и 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения и внутренних дел (самое крупное и многофункциональное).
Министры лично отвечали за состояние дел в своих ведомствах, имели право законодательной инициативы. Ежегодно они должны были представлять отчеты о деятельности министерства императору и Сенату. Последний имел право отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действующему законодательству, но поскольку министры часто реализовывали устные распоряжения императора или получали от него одобрение своих действий, это право было формальным.
Первым министром внутренних дел был назначен В.П. Кочубей, крупнейший государственный деятель России 1- ой половины 19 в., один из инициаторов и авторов проекта создания министерств. Его товарищем (заместителем) стал член Негласного комитета, личный друг Александра I граф П.А. Строгонов. Канцелярию министра возглавил М.М. Сперанский, который, будучи ее начальником, «показал силу своего творческого ума, внес в действия министерства жизнь, одушевление, инициативу».
Министр внутренних дел, согласно Манифесту об учреждении министерств, должен был «пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи». Это выразилось в сосредоточении в МВД большого объема внутренних функций государства.[1]
Министру Внутренних Дел подчинялись:
Мануфактур коллегия (кроме экспедиции заготовления и хранения вексельной и гербовой бумаги);
Медицинская коллегия;
Главная соляная контора;
Главное почтовое правление;
Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме дела камерального стола и печатания векселей;
Губернские правления и приказы общественного призрения, казенные палаты, по устройству и содержанию публичных зданий и по исчислению народонаселения.[2]
К ведению Министерства внутренних дел Российской империи относились местные административно-полицейские учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.
Граф Кочубей личным циркуляром требовал, чтобы губернаторы сообщали в Министерство данные "для полного и коренного познания о положении каждой губернии в настоящее время, а затем продолжали постоянно уведомлять об изменениях в положении той или другой отрасли управления".
В губернские доклады входили сведения "о движении народонаселения, о податях и повинностях, об урожаях, о продовольственных магазинах, о фабрично-заводских и промышленных предприятиях, о государственном хозяйстве, о публичных зданиях, о нарушении общественного спокойствия" и т.д.
В 1803 г. был опубликован указ "О средствах к исправлению полиции в городах", который стал наряду с "Уставом благочиния" основным нормативным актом, определявшим устройство, функции, компетенцию городских полицейских учреждений.[3]
7 января 1803 г. утвержден штат (45 человек) Канцелярии МВД России, получивший название Департамента внутренних дел.
Изначально в нем были образованы 4 основных структурных подразделения – так называемые экспедиции. В компетенцию первой входило «заведывание делами народного продовольствия и соляной части», третья (экспедиция государственного хозяйства) занималась вопросами «усовершенствования земледелия», управляла государственными фабриками и заводами, добычей торфа, каменного угля, обеспечивала переселение крестьян на новые земли, следила за состоянием дорог. В 1806 году обе экспедиции были объединены.
Четвертое была «экспедиция общественного призрения». В ее ведении находились больницы, «богоугодные заведения», тюрьмы.
Управление полицией осуществляла вторая экспедиция, которая называлась «экспедицией спокойствия и благочиния» и состояла из двух отделений. Первое занималось сбором сведений о происшествиях, предотвращением «ложных слухов», а главное – наблюдением за повиновением крестьян законной власти, что входило в задачи сельской полиции; второе руководило городской полицией и пожарными командами, рассматривало жалобы на полицию.
Для описания реорганизаций, происходивших в МВД, при канцелярии было создано «Общество дворян» из десяти человек, которое помимо связей с уездными и губернскими дворянскими собраниями должно было «описывать историческое начало и перемены в каждой части министерства».
Одним из первых вопросов, рассматриваемых руководством МВД, было материальное обеспечение служащих полиции, «которые не могли жить по средствам вследствие мизерности получаемых ими окладов», что нередко служило поводом для получения ими «небезгрешных доходов». По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции: «на жалование по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи».
Заметным явлением общественно-политический и культурной жизни России в начале 19 в. стало издание Министерством внутренних дел в 1804-09 гг. первого в истории страны официального периодического журнала («Санкт-Петербург журнал»). В его создании принимали участие В.П. Кочубей, М.М Сперанский и даже сам Александр I. В журнале публиковались императорские указы, распоряжения Сената, министров, отчеты министерства внутренних дел о деятельности вверенного ему ведомства, сведения о количестве умышленных убийств, самоубийств, «несчастных смертей» (в результате несчастных случаев, пожаров), материалы об организации и деятельности государственных учреждений, в частности, полиции, тюрем в зарубежных странах, а также статьи по вопросам права, экономики. [4]
Утверждены и начинают вводиться новые штаты полиции сначала в Санкт-Петербурге, Москве, а позднее в других губернских и уездных городах. Столичная полиция разделяется на внутреннюю и внешнюю:
Внутреннюю часть составляют управы благочиния, частные приставы, квартальные надзиратели, исполнявшие распоряжения городских властей и судебных мест, производящие следствие, контролирующие деятельность торговых заведений и соблюдение паспортного режима;
Внешняя часть состоит из полицейских и пожарных команд, ночных дозоров, т.е. подразделений, несущих регулярную патрульно-постовую службу.
Ответственность за поддержание общественного порядка возложена на полицмейстеров и брандмейстеров.
Вслед за Санкт-Петербургом Москве создается своя профессиональная пожарная команда, распределенная по городским частям.[5]
В 1806 на основе обобщения и анализа деятельности МВД В.П. Кочубей и М.М. Сперанский подготовили проект его реорганизации, который был утвержден Александром I. Некоторые функции по руководству государственным хозяйством были переданы в другие министерства и ведомства. В состав МВД вошел Почтовый департамент. Помимо экспедиций и входивших в них отделений были образованы новые структурные подразделения, так называемые столы. В каждом отделении было несколько столов, руководимых столоначальниками.
В штат Министерства внутренних дел вошли:
Министр и его товарищи;
Общество дворян при Министре и 5 секретарей;
Департамент внутренних дел;
Медицинский совет;
Главное управление почт с отдельной канцелярией.
Департамент внутренних дел состоял в свою очередь из:
Экспедиции Государственного хозяйства (87 служащих) с Мануфактур-коллегией и Главной соляной конторой;
Экспедиции Государственного благоустройства (25 служащих), состоящая из двух отделений;
Строительного комитет (4 служащих).
Существенной реорганизацией подверглась экспедиция спокойствия и благочиния, получившая название экспедиции государственного благоустройства. Она была самой крупной в министерстве, состояла из двух отделений и пяти столов. Первый стол первого отделения занимался сбором сведений обо всех происшествиях, преступлениях, о прибывших из-за границы и выезжающих из страны, контролем за «благочинием публичных зрелищ и собраний»; второй следил за состоянием дорог и соблюдением порядка на них; устанавливал штаты городских полицейских команд, ночной и пожарной стражи, служителей тюрем; контролировал доставку осужденных к местам отбывания наказания; участвовал в организации рекрутского набора в армию. Основной функцией третьего стола – назначение, награждение, увольнение полицейских чиновников. Во втором отделении экспедиции рассматривались жалобы на полицию по поводу «медлительности, проволочки, насилия личности и имущественного». Через экспедицию проходило более половины из 25 тысяч входящих и из 16 тысяч исходящих документов.[6]