Наибольшее распространении в нашей прессе получили интервью, которые ставят своей целью информировать общественность о каком-либо важном начинании в нашей жизни. С подобными интервью выступают руководители научных учреждений, директора заводов. Порой наиболее важные интервью помещаются там, где принято печатать передовые статьи. По своей политической значимости интервью подобного плана приближаются к редакционным статьям.
Виды интервью. Интервью-монолог представляет собой сообщение ил заявление определенного лица по вопросу, предложенному корреспондентом. Содержание беседы передается в виде цельного рассказа. Интервью-монолог приближается по своей структуре, форме, характеру к статье, к корреспонденции.
Интервью-сообщение характерно своей информационной направленностью. Изложение беседы дается только в ее наиболее существенных чертах. Ответы собеседника журналист или пересказывает, или воспроизводит в сокращенном виде. Иногда подобная беседа публикуется только со ссылкой на собеседника; при этом содержание разговора передается в виде своеобразного отчета корреспондента о состоявшейся беседе.
В интервью-диалоге приводится полный текс беседы. В ряде случаев диалог сочетается с изложением вопросов и ответов на них. В тексте даются не только полные ответы собеседника, но и вопросы журналиста ведущего беседу.
В интервью-зарисовке, кроме содержания беседы, передается обстановка разговора, его характер. Журналист при этом получает возможность кратко комментировать факты, события, о которых идет речь.
Среди различных видов интервью необходимо выделить интервью-мнение. Это развернутый комментарий к факту, событию, проблеме.
Разновидностью интервью являются форумы и анкеты. Эти виды дают возможность провести широкий опрос по той или иной проблеме, выяснить мнение многих лиц. Анкеты помогают редакциям газет лучше представить своего читателя, выяснить его интересы.
За последнее время в практику нашей печати прочно вошли пресс-конференции, которые представляют собой групповое, массовое интервью. На этих конференциях хорошо осведомленное лицо или несколько лиц информируют присутствующих журналистов о том или ином событии, отвечает на их вопросы. После такого коллективного интервью корреспонденты знакомят с пресс-конференцией читателей.
Интервью как жанр служит прежде всего целям информирования читателя обо всем новом и интересном в нашей жизни, средством выяснения общественного мнения по самым различным вопросам. Однако в последнее время на страницах ряда газет появились такие ответвления жанра, как сатирические и юмористические интервью. Эти виды, поданные броско, живо написанные, обогащают жанровую палитру нашей печати.
Репортаж
Жанровые особенности репортажа. Особенности репортажа определяются назначением этого жанра. Задача, стоящая перед его автором, - рассказать о событии глазами очевидца или участника. Немалую роль играет и специфика предмета. Предметом репортажа является событие, которое происходит на глазах журналиста и получает затем наглядное отображение как результат его непосредственных наблюдений. Характер событии, положенных в основу репортажа, предопределяет одну из важных его особенностей – динамичность.
Естественно, не всякое событие достойно освещения в газетном репортаже. Критерий оценки события – его общественная значимость. Рассказ репортера о событии должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, обогатить, расширить его представление о жизни и протекающих в ней процессах. Репортаж – это прежде всего рассказ о новом, еще не известном читателю факте, или о незнакомой стороне, подробности уже известного события.
Рассказ о событии в репортаже подразумевает, конечно, и рассказ о людях – участниках этого события. Иногда событием для автора становится встреча с интересным человеком, который выдвигается на первый план. Журналист обращает внимание на различные черты характера героя, раскрывающиеся в связи с определенным событием; репортаж приобретает некоторые качества очерка. Но если очерк – это «история характера» человека, то репортаж – это прежде всего «история события».
Важная особенность репортажа – его наглядность, использование образных средств отображения действительности. Одним из средств, с помощью которых достигается эффект «наглядности» является использование детали и подробности.
Стремление отобразить событие через призму личного восприятия обусловливает роль автора в репортаже, определят основные черты жанра. С этим связана и особая сила воздействия репортажа на читателя – так называемый эффект присутствия. Репортер как бы заставляет читателя присутствовать на месте события, увидеть то, что видел журналист, «сопереживать». Это придает репортажу большую убедительность.
В репортаже нет места для вымысла. Малейшее несоответствие рассказа тому, что происходило в действительности, может вызвать недоверие ко всему репортажу. Документальная точность делает жанр репортажа особенно убедительным. Однако эта характерная особенность жанра репортажа создает дополнительные трудности и для репортера.
Таким образом, репортаж – это оперативная динамичная форма наглядного отражения события, свидетелем или участником которого был автор. Особенности репортажа, взятые в совокупности, определяют его жанровую специфику.
Виды репортажа. По мере развития творческой практики складывались разновидности репортажа. Сохраняя главные особенности жанра, они все же существенно различаются между собой.
Характер репортажа в какой-то мере связан с типом того периодического издания, для которого он предназначен. От этого во многом зависит объем материала: обычно газетный репортаж — небольшое выступление от нескольких десятков до двухсот-трехсот строк. В журнале для репортажа может быть предоставлена гораздо большая площадь, что позволяет автору глубже разработать тему, использовать больше ярких деталей.
Важную роль играет повод для репортажа. Поводом для создания событийного репортажа служит общественно значимое событие. Такие репортажи отличаются особой оперативностью: их публикуют сразу же после свершения событий.
Нередко репортаж не связан с определенным одномоментным событием. Автор ставит перед собой иную задачу: рассказать о производственном или творческом процессе, работе какой-либо организации т.п. Так возникает познавательный репортаж , который ведется из мастерской художника, из музеев, книгохранилищ, лабораторий и заводских цехов.
Не менее важной стороной репортажа, характеризующей его вид, является метод отображения действительности, используемый автором. Задача, стоящая перед репортером, и его метод отображения действительности обусловливают соотношение информационного и аналитического элементов в репортаже. Однако в последние годы все большее значение в репортаже получают элементы анализа. Рамки информационного репортажа оказываются тесными: освещение событий требует обобщений, авторских раздумий, выводов, репортаже появляются черты, сближающие его с корреспонденцией и даже статьей. Авторы таких репортажей стремятся подвергнуть его анализу, разглядеть за ним общественно значимое явление. Используется статистика: значение, цифровых данных скрывается с помощью образных, всем понятных сравнений. Так появляются познавательные репортажи.
Особый характер получает публицистичность в репортаже на научную тему. Задача – рассказать достаточно просто о сложнейших научных проблемах иногда приводит к необходимости вводить в текст подробны разъяснения научного термина, знакомить читателя с элементарными научными сведениями и др.
Усиление публицистичности повышает значение репортажа в газете, дает журналисту возможность полнее отображать жизнь во всей ее сложности и многогранности.
Практическая работа
В данной курсовой работе мы будем разбирать информационные жанры на примере массовой еженедельной газеты «Моё».
В газете «Моё» постоянно печатаются подборки.
В рубрике «Весточки» печатаются хроникальные сообщения. Они предельно кратки. В них нет подробностей, нет детализации события. Например: «Мемориальный камень в память об учителях и учащихся, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлен во дворе воронежской школы № 5 в минувшую пятницу, 4 мая».[1]
Вообще много подборок заметок в газете под названием «Стряслось», «Актуально». В них печатаются краткие сообщения в 10-20 строк, имеют заглавие: «Вечером 3 апреля в поселок Придонской на улицу 232-й Стрелковой дивизии вызвали скорую двоим 15-летним подросткам Павлу и Жене. Павел получил сотрясение мозга, у Евгения была сломана нога. Оба пости в одно и то же время попали под машины. Павла сбила «восьмерка», Евгения – «девятка…».[2]
Просмотрев 12 номеров газеты «Моё» за 2007 год, было обнаружено мало отчетов. В основном на социальные темы, о встречах с депутатами. Например, в № 17 напечатан отчет о газификации, где присутствовал член комитета по топливно-энергетическому комплексу Воронежской областной Думы Сергей Журавлев. Он рассказал о проделанной работе комитета и планах на будущее: «Сегодня по уровню газификации Воронежская область занимает первое место в Центральном федеральном округе…».[3] Это значит, что этот жанр устарел. Он пользовался популярностью в советские времена, когда проходили комсомольские и профсоюзные собрания встречи различных делегаций и т.д.
Интервью стало довольно популярным жанром массовой прессы в наше время. Не смотря на разнообразие видов интервью, обычно оно передается в форме диалога: вопросы репортера и ответы интервьюируемого лица. Вот одно из интервью с Александром Щеголевым, который отметил свое 35-летие: « - В заявке «Труда» на сезон значится и твой 15-летний сын Женя. Футбольная династия Щеголевых продолжится и в третьем поколении? – Женьку я взял в команду в качестве аванса, пусть варится в этой каше. А что получится, зависит только от него. Задатки у парня есть, теперь надо их развивать. Но спрос с него будет особый…».[4]