Смекни!
smekni.com

Обращение взыскания на имущество должника как мера принудительного исполнения судебного акта (стр. 10 из 13)

Ст. 94 Закона об исполнительном производстве устанавливает особенности обращения взыскания на имущество организации‑должника, что не исключает применения при проведении исполнительных действий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ст. 69–79 Закона об исполнительном производстве.

Следует учитывать, что ст. 69–79 Закона об исполнительном производстве применяются в указанной ситуации в той степени, в которой это не противоречит гл. 10 названного Закона, в том числе и положениям ст.94 Закона. При этом стоит отметить, что коллизии между названными статьями имеют место быть.

Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона об исполнительном производстве взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Однако ч. 1 анализируемой статьи в качестве имущества должника‑организации, на которое взыскание обращается в первую очередь (не беря во внимание очередность обращения взыскания на иное имущество), определяет только денежные средства, т. е. перечень имущества, указанный в ч. 3 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, шире и включает в себя, помимо денежных средств, иные ценности, которыми могут быть драгоценные металлы и камни, относящиеся, согласно ч. 1 ст.94 Закона, к иному имуществу должника‑организации. На такое имущество, когда должником является организация или индивидуальный предприниматель, взыскание обращается только при отсутствии денежных средств.

Нормы, содержащиеся в гл. 10 Закона об исполнительном производстве, в том числе и в анализируемой статье, по отношению к нормам, содержащимся в ст. 69–79 Закона об исполнительном производстве, являются специальными, поскольку регламентируют порядок совершения исполнительных действий в отношении «специальных» субъектов – субъектов предпринимательской деятельности, а нормы ст. 69–79 Закона подобной конкретизации не содержат и, соответственно, могут быть применены как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц. Однако при наличии коллизий между специальными и общими нормами применению подлежат нормы специальные [41, с. 98].

Обращение взыскания на имущество организаций возможно при наличии у судебного пристава‑исполнителя доказательств отсутствия на счетах должника или в наличной форме денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также иных ценностей, в том числе находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных организациях.

Обратить взыскание на имущество в силу рассматриваемой статьи возможно, если оно находится у организации‑должника на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Понятие права собственности юридических лиц определяется в п. 3 ст. 213 ГК.

Задачей судебного пристава‑исполнителя является обнаружение имущества, на которое он может обратить взыскание в порядке ч. 1 ст.94 Закона. Данные сведения он может получить из данных баланса, первичных бухгалтерских документов, сообщений, полученных на основании его запросов, оформляемых в порядке ч. 8 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, от органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровых органов, органов ГИБДД, Роспатента, Инспекции ФНС России, Гостехнадзора, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, ФМС России, Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ Департамента воздушного транспорта, а также иных государственных учреждений, осуществляющих государственную регистрацию прав на объекты гражданских прав.

При определении имущества организации судебный пристав‑исполнитель также руководствуется приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово‑хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. от 18.09.2006).

В силу ст. 69 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания включает в себя либо изъятие имущества, либо его принудительную реализацию, либо передачу взыскателю.

Частью 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве предусмотрена очередность изъятия имущества организации. При обращении взыскания на имущество юридических лиц установлено четыре очереди взыскания. В первую очередь изымается движимое имущество, которое непосредственно не участвуюет в производстве товаров, выполнении работ, а также оказании услуг, в том числе и на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий. В соответствии со ст. 130 ГК все вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, относятся к движимому. Задачей судебного пристава‑исполнителя является выделение из всех движимых объектов организации имущества, не участвующего в производственной деятельности для обращения взыскания по первой очереди.

В ранее действующей ст. 59 Закона об исполнительном производстве не упоминалось об имущественных правах, поэтому дебиторская задолженность, несмотря на то, что последствием ее реализации являлась уступка права требования от должника к приобретателю такой задолженности, относилась постановлением Правительства РФ от 27.05.1998 № 516 «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» в первую очередь взыскания. С 1 февраля 2008 г. обращение взыскания на дебиторскую задолженность регламентируется ст. 76 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с данной нормой при согласии взыскателя судебный пристав‑исполнитель обязывает должника перечислить задолженность на счет взыскателя, а при отсутствии согласия – на счет службы судебных приставов‑исполнителей. И только при неисполнении данной обязанности судебный пристав‑исполнитель осуществляет продажу дебиторской задолженности на публичных торгах.

Взыскание на дебиторскую задолженность обращается в размере, который необходим для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания тех расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, которые наложены судебным приставом в процессе исполнения исполнительного документа, но не более того объема дебиторской задолженности, который существовал на день обращения взыскания.

Права требования, реализованные в процессе обращения взыскания на имущество организации‑должника, могут быть предъявлены дебитору должника в том объеме, в котором они были приобретены.

Законом об исполнительном производстве предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, на основании которых судебный пристав‑исполнитель не вправе обратить взыскание на дебиторскую задолженность:

1) срок исковой давности для ее взыскания истек;

2) дебитор находится в иностранном государстве, с которым Российской Федерацией не заключен договор о правовой помощи.

3) дебитор находится в процессе ликвидации;

4) дебитор прекратил свою деятельность в качестве юридического лица и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц;

5) в отношении дебитора введена процедура банкротства.

3.2 Порядок обращения взыскания при введении процедур банкротства, реорганизации, а также ликвидации должника-организации

Впервые в Закон об исполнительном производстве введена статья, предусматривающая действия судебного пристава‑исполнителя по исполнению судебных актов, принятых в отношении юридических лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве либо находящихся в стадии ликвидации по иным основаниям. Согласно ч. 1 статьи 96 после 1 февраля 2008 г. судебный пристав‑исполнитель самостоятельно по получению определения суда о введении в отношении вышеназванных процедур банкротства выносит по каждому возбужденному в отношении должника исполнительному производству постановление о приостановлении. При вынесении соответствующих постановлений судебный пристав‑исполнитель должен учитывать, что все судебные акты о введении соответствующих процедур банкротства подлежат немедленному исполнению, поэтому постановление о приостановлении должно быть вынесено немедленно по получении данного документа.

Как показывает практика, в одном сводном производстве может быть значительное (исчисляемое сотнями) количество отдельных производств. Полагаю, что достаточным будет вынесение одного постановления о приостановлении исполнительных производств, в котором будут перечислены номера всех исполнительных производств в рамках сводного, подлежащих приостановлению.

В полном соответствии с Законом о банкротстве в ч. 1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что исполнение не приостанавливается по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения соответствующей процедуры решений (судебных приказов) о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, о взыскании задолженности по текущим платежам. Таким образом, получив определение суда, судебный пристав‑исполнитель анализирует каждое исполнительное производство, возбужденное в отношении должника, выделяя в отдельную группу судебные акты, подлежащие исполнению, а затем по каждому из оставшихся производств принимает постановление о приостановлении со ссылкой на соответствующее определение суда о введении процедуры банкротства, п. 5 ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве. Данное постановление должно быть направлено во все организации, которые непосредственно исполняют решения суда (например, в банк, которому направлялось постановление о принудительном списании денежных средств со счета, организаторам торгов). Судебный пристав‑исполнитель вряд ли будет затрудняться в определении дел, по которым исполнение должно быть продолжено. Исключение составляют текущие платежи, понятие которых дано в п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве и п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона" О несостоятельности (банкротстве)"». Под текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.