Смекни!
smekni.com

работа (стр. 3 из 11)

В 1979 году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. Сам журнал выпускается по сегодняшний день ежемесячно.

Концепция журнала осталась неизменной. Журнал рассчитан на детей от 4 до 8 лет, но фактически аудитория журнала – вся семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. Это связано с возрастными особенностями аудитории. Известно, что дети обладают повышенной речевой одарённостью, постепенно убывающей к пятому классу школы. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению слов[11]. Поэтому язык в произведениях для детей должен быть особенно богат, оставаться живым при всей своей литературности и вместе с тем быть доступным.

Эти особенности учитывают создатели «Веселых картинок». Так, неизменно в каждом выпуске «Весёлых картинок» выходит очередной «комикс-сказка» о приключениях «весёлых человечков». Произведения для малышей часто представляются очень простыми, чуть ли не примитивными, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приёмов и средств. Вот, к примеру, «Урок фантазии» Юрия Дружкова: «Волшебник без фантазии всё равно что велосипед без колёс, фонарик без батарейки, мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика. Вот какая важная штука – фантазия… На этом уроке, дорогие мои будущие волшебники, вы станете рассказывать мне самые разные небылицы, кто какую придумает… Я буду ставить вам отметки. За каждое правдивое слово на уроке фантазии отметка будет снижена. Кто не сложит небылицу, тот получит единицу»[12].

Как видим, автор прибегает к сравнению, пытаясь показать, что такое волшебник без фантазии: непонятное слово «волшебник» и еще более непонятное «фантазия» объясняются через узнаваемые, наглядные аналогии: «мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика». При этом юных читателей вовлекают в игру, тем самым еще раз объясняя, что такое фантазия: то, чего не существует в реальности, то, что неправда («не сложит небылицу, тот получит единицу»). Игра тоже узнаваемая, с системой отметок, как в школе. В этом коротком фрагменте сочетаются познавательная, воспитательная и рекреативная функции.

Юмор очень важен для детей младшего возраста, и авторы «Весёлых картинок» не забывают об этом, и, учитывая возраст своего адресата, используют юмор на страницах журнала, который в большей степени проявляется в различных формах языковой игры.

Учтено в журнале и то, что маленькие дети быстро устают и нуждаются в частой смене занятий – на каждой странице новое задание, новая игра, стихотворение, рассказ и т.д. «Внимание детей неустойчиво (прямо пропорционально возрасту); Чтобы привлечь его к сюжету, к отдельному материалу и удерживать во время прочтения, осмысления, нужны достаточно сильные раздражители. Это цвет, иллюстрирование, верстка, контраст, ритм элементов композиции, наличие дополнительных стимулов (вклеек, вкладышей, призов, поделок). Многоцветность и многокрасочность журнала, яркие цветные пятна привлекают внимание, снимают напряжение зрительных нервов, являются примером ценностного ориентирования: актуальнее материал – ярче спектр»[13].

Материалы, представленные в журнале, разнообразны по жанровому составу. На страницах журнала печатаются стихи Самуила Маршака, Владимира Лапина, Владимира Степанова, коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики, ребусы, загадки, рисунки, шутки, игры, лабиринты, любопытные задания для малышей и многое другое.

2) Структура номеров журнала 1974 г.в

Под структурой издания в данном случае понимается рубрикация журнала. Рассмотрим, какие рубрики были в журнале в 1974г., что они из себя представляли и какие формы языковой игры включали в себя материалы этих рубрик.

В рассматриваемых номерах материалы чередуются между собой по принципу «текст - игра».

Прежде всего рассмотрим постоянные рубрики издания.

1) Рубрика «Смастери сам», где можно узнать, как смастерить какого-нибудь зверька из желудей, пластилина или вырезать куклу и сшить одежду для неё из обрезков ткани по прилагающимся шаблонам. Материалы рубрики представляют собой пошаговые инструкции.

2) Рубрика «Веселая скорая помощь» отвечала на вопросы из писем читателей от лица Веселых человечков – постоянных персонажей журнала. Чипполино, Петрушка, Самоделкин, Буратино, Незнайка, Дюймовочка, Гурвинек и Карандаш. Главного героя «Веселых картинок», ставшего символом журнала, Карандаша придумал и нарисовал Иван Максимович Семенов, народный художник СССР. Он создал замечательный образ – забавного, доброго и веселого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу. На голове красовался элегантный берет, а на шее – красный бант. Глядя на него, и маленьким и взрослым становилось понятно, что перед ними художник и интеллигент. Эти человечки были сквозной темой журнала тех лет, в каждом номере публиковался либо рассказ об их приключениях, либо конкурсы и загадки от Веселых Человечков, они были друзьями и собеседниками маленьких читателей.

3) «Чем закончится история?» Рубрика-задание для читателей. Рассказывается начало истории, а конец предлагается придумать самим и прислать письмо в редакцию. Лучшее окончание истории публиковали на страницах журнала. Такой неоконченный рассказ встречался практически в каждом номере.

4) Почти в каждом номере имеется рубрика «Наши мамы, наши папы». Редакция журнала просит ребят рассказать, кем и как работают их родители. Здесь помещаются и рисунки художников о профессиях, и рисунки детей, приславших рассказы о своих мамах и папах. Например, рисунки о том, как добывают уголь Нельзя не заметить, что в выборе рисунков сказывается «контекст эпохи». Добыча угля – актуальная тематика для «взрослой» периодической печати того времени, поэтому такого рода рисунки в детском издании – тоже своего рода адаптация идей эпохи для детей. Кроме того, дети, не принимающие во внимание политический аспект в силу возраста, могли узнавать больше о профессиях разных людей, тем самым формируя свои будущие предпочтения.

5) Рубрика «Знаешь ли ты эту сказку?». Короткий отрывок из сказки с иллюстрацией. Направлено на развитие мышления и способствует узнаванию знакомых сюжетов.

6) Непостоянная рубрика – «Сделай книжку сам». Рассказ или сказка разбиты на несколько страниц и разделены пунктирной линией. Необходимо разрезать страницы и склеить между собой – создать «книжечку».

7) Непостоянная рубрика – «Старые сказки на новый лад». Сюжет всем известной сказки представлен по-новому. Так Колобок на замечание Лисы: «Что-то я плохо тебя слышу», вместо того чтобы прыгнуть к ней на нос, достает громкоговоритель. («Веселые картинки» №12 за 1974г.) Включает элементы не только языковой игры, но и графической.

Кроме явной, «открытой» рубрикации, встречались тематические материалы, необозначенные названиями, но тем не менее публикуемые в каждом номере. Так как материалы такого рода занимали собой всю полосу, их можно назвать «скрытой» рубрикацией. Рассмотрим примеры таких материалов.

1)Задания типа «Угадай-ка…» «Угадайте, какой из трех поездов быстрее подойдет к станции» - примеры таких игр в этом издании встречаются часто. Лабиринты чаще всего не включают в себя языковую игру, развивают у детей внимательность и развлекают. Задания можно назвать рубрикой. На графических играх мы не будем останавливаться подробно. Стоит также упомянуть о таких заданиях, как «Угадай, какой листочек от какого дерева» и т.д. ориентированных на узнавание изображений предметов.

2) Игры-рассказы. Например, «Хвастунишка» - рассказ о медвежонке, который утверждал, что умеет читать, но другие лесные звери ему не верили. Вопрос задавался непосредственно читателям: «Почему звери не верят Медвежонку?». Ответом было изображение медвежонка, держащего в руках перевернутый букварь. Пример неявной игры с читателем, не столько языковой, сколько графической. Такого типа игры-рассказы встречаются в каждом номере и являлись своеобразной рубрикой.

4) «Плакат». Обязательной в каждом номере являлась юмористическая картинка-плакат на развороте. Медвежонок из сказки о Машеньке, продающий с лотка горячие пирожки, Баба-Яга раздающая «сказочные путеводители» – клубки ниток, Царевна-лягушка, протягивающая лук и стрелы желающим пострелять по мишеням в тире. Ребенок не мог бы оценить шутку без знания соответствующих сказок, данный элемент комического не является примером языковой игры, но требует упоминания.

5) Тема «дружбы народов» –одна из основных тем журнала. Материалы национальной тематики также публиковались на одной полосе и представляли собой необозначенную рубрику. Почти каждый номер «Веселых картинок» включал в себя стихи и всевозможные сказки народов различных национальностей (узбекские, белорусские, латвийские и пр.). В качестве примера можно привести опубликованную в первом рассматриваемом номере журнала народную армянскую песенку «Вот так накосили!».

Дядюшка Сурен,

Сын его – Хорен,

Племянник – Карен,

Да семь молодцов –

Удалых косцов