Смекни!
smekni.com

работа (стр. 5 из 11)

4) Звукопись. Также один из наиболее часто встречающихся приемов языковой игры. Используется для создания определенной атмосферы, или настроения у читателя.

- Эй, гуси, хотите

щипнуть пирога?

И гуси ответили

хором : -Ага![26]

Здесь мы имеем дело со звукоподражанием.. «Ага!» - приобретает двойной смысл, т.к. речь идет о гусях и обозначает как согласие, так и ничего не значащий крик гусей («гА-ГА-га»).

«Правдивые рассказы Капитана Буль-буля»[27]

Проводится параллель со звуком воды или волн «буль-буль» или «бульк». Прием называется звукопись, часто встречается в материалах, ориентированных на маленького читателя.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

На лужайке я жужжу!

На лужайке я жужжу,

Над ромашками кружу,

Безобидно я жужжал,

Что ж ты, Женя… убежал?

Здесь главным элементом языковой игры является аллитерация – повторение одного и того же согласного звука –ж. Звукоподражанием автор передает общее настроение стихотворения.

Кроме того наиболее часто встречающихся приемов, можно встретить следующие примеры языковой игры.

У лисоньки, у белки

На липах колыбельки.

У козы-козули

На калине люли.

Ветер из долины

дует на калины,

Маленькой козуле

Шепчет: «Люли-люли»…[28]

Здесь автор играет рифмами (белки-колыбельки).Колыбельки и люли – одно и тоже по сути, только люли – устаревшее название колыбели. Суффикс –уля, чаще используется для придания уменьшительно-ласкательного и ироничного значения (кисуля, Нинуля).

«…масло и сгущенное молоко – для вкусноты, а сахар – для сладости»[29].

«Вкуснота» - оценочное слово, просторечное (также вкуснотища, вкуснятина и др.). Но в данном случае, слово приобретает новый оттенок – вкуснота – жирность, полнота вкуса (т.к. речь идет о мороженом). Применение можно назвать удачным.

«Маленький Курлыш»[30]

Название рассказа о маленьком аистенке. Название дано в связи с тем, что аисты курлычут. Здесь автор дает понять, о ком будет идти речь в произведении. Случай, когда качество или признак предмета обозначают сам предмет.

«Приключения Двустволкина»[31]

Также название рассказа указывает на профессию героя. В данном случае – охотника, т.к. двустволка – охотничье ружье.

Под кустом свернулся ежик,

мокрый и колючий.

И косит над лесом дождик,

разгоняя тучи…[32]

В стихотворении зарифмовано олицетворение ежик – дождик, оттого стихотворение приобретает новый оттенок. Возникает аллюзия – дождик тоже колючий, как и ежик.

Шел снежок

на торжок,

Продавал он кожушок.

Вышел кот налегке,

А вернулся в кожушке.

Дома печь тепла,

шуба потекла..

Сел Воркот за мешком

и умылся кожушком.[33]

Применение устаревшей лексики. Кличка кота – Воркот, от «ворчащий», «мурлыкающий».

Проанализировав конкретные примеры материалов выбранных нами изданий можно сказать, что наиболее часто встречающимися приемами языковой игры в «Веселых картинках» 1973-74гг.в. является лексический и синтаксический повтор, а также метафора и олицетворение. Эти приемы не только создают комический эффект, но и несут на себе образовательную функцию. Повторы помогают детям запоминать новые слова, метафоры – определять многозначность слов. Нередко в детских изданиях используется прием графического оформления текста – текст становится фигурным. Характерной стилистической особенностью является употребление слов в уменьшительно-ласкательном значении и одушевление растений и «очеловечивание» животных. Такой прием помогает наладить контакт с детской аудиторией. Однако, на язык журналов того времени сильное влияние оказывает политический аспект.

4)Структура номеров журнала 2006-07 г.в

По прошествии времени журнал стал более красочным. Журнала издается на глянцеватой бумаге, теперь в нем появляется много фотографий. Порядок расположения материалов по принципу «текст-игра» остается неизменным. Рубрикация стала более явной.

1) Рубрика «Смастери сам», из которой можно узнать, как смастерить какого-нибудь зверька из желудей, пластилина или вырезать куклу и сшить одежду для неё из обрезков ткани по прилагающимся шаблонам не изменилась. Материалы рубрики представляют собой пошаговые инструкции и часто перепечатываются из старых номеров журнала.

2) Рубрика «Веселая скорая помощь» сменила название – на «Нам пишут и рисуют». Веселые человечки остались неизменными спутниками этого журнала и ведущими этой рубрики. Вместе с ответами на вопросы читателей, здесь публикуются фотографии и рисунки этих читателей. В 70-х гг. рисунки читателей публиковались редко.

3) Перестала существовать рубрика «Наши мамы, наши папы».

4) Непостоянная рубрика – «Сделай книжку сам» изменилась. Ребенку теперь предлагают инструкции по рисованию простых картинок, также в виде пошаговых инструкций..

5) Непостоянная рубрика – «Старые сказки на новый лад» фактически прекратила свое существование, однако на сюжеты известных сказок сильно влияют современные реалии (Змей Горыныч, поющий под караоке).

6) Рубрика «Викторина». Дети присылают ответы на вопросы или рисунки и получают призы от известных торговых марок («Растишка») и редакции журнала. Новая рубрика, появившаяся относительно недавно.

Относительно других материалов, не принадлежащих конкретной рубрике, можно сказать следующее:

1) Появляется большое количество различных ребусов и загадок на угадывание слов. Ребусы публикуются теперь в каждом номере. Кроме того, появляются картинки-раскраски.

2) Лабиринты и задания типа «Угадай, какой листочек от какого дерева» и т.д. ориентированные на узнавание изображений предметов остаются неизменными за исключением того, что теперь проходят под эгидой рекламы товаров определенной марки. Чаще других рекламируемый йогурт «Растишка» и динозаврик Дино представляют такие развлекательные задачки от своего имени. А динозаврик за последние несколько лет стал одним из главных героев журнала, нарду с Веселыми Человечками.

3) Обязательную в каждом номере юмористическую картинку-плакат на развороте теперь заменяет игра-бродилка.

4) Загадки публикуются не в каждом номере. В качестве отгадки рядом находится рисунок.

Материалы журнала также ориентированы на 4-8 летних читателей. На стиль, графику и язык значительно влияет современная лексика. В каждом номере присутствует большое количество рекламных материалов – это пожалуй главное отличием между журналами разных лет выпуска. Журнал увеличивается почти в три раза. Вместо обычных 10-11 полос теперь их 40, опять же за счет рекламных материалов. Родителям предлагается на разных полосах оформить подписку, купить детские игрушки, прислать SMS-сообщение и скачать мелодию или картинку на мобильный телефон.

5) Анализ приемов языковой игры в журналах 2006-2007г.в

Рассмотрим, как изменилась подача материалов, какие приемы языковой игры стали использоваться в журнале чаще, какие реже в сравнении с 70-ми годами. Для этого проанализируем материалы, на наличие в них элементов языковой игры.

1) Графические игровые приемы.

Отдельная буква или сочетание букв зашифровываются в виде рисунка. Т.н. прием ребуса.

Стихотворение «ПальтишкО».

Признаком графической и языковой игры является тот факт, что буква «О» в конце слова нарисована в виде пуговицы. Часто встречающийся прием, когда букву в слове заменяют на предмет, похожей формы.

Также детям предлагается задание: прочитать слова. Чередующиеся буквы и изображения лягушек можно прочитать, если вместо слова «лягушка» квакать. Так получаются слова: простокваша, квас, квартира[34]. Пример графической игры.

2) Олицетворение. Часто используемый пример, для наглядности автор одушевляет неодушвеленные предметы или «очеловечивает» животных, так ребенку проще понять многие аспекты, научиться чему-то, воспринимая слова автора через речь персонажей.

Думало с грустью пальтишко:

«За зиму вырос мальчишка

К осени новое купят пальто,

А про меня и не вспомнит никто…»[35]

Прием одушевления неодушевленного предмета.

Заболел большой сугроб,

Простудился, видно.

Щиплет горло, бьет озноб,

Надо ж, как обидно![36]

Стихотворение «Небо»

Небо.

Тучи.

Дождь идет.

Пасмурно.

Уныло.

А дождинки

без забот

в луже водят

хоровод,

чтоб не скучно было.[37]

Для передачи настроения автор использует графические приемы передачи текста, кроме того неявное одушевление неодушевленных предметов, т.н. олицетворение.

Стихотворение «Шляпа»

Папа шляпу

бросил на пол.

Шляпа встала

и ушла…

Вот такие-то дела…[38]