Смекни!
smekni.com

работа по фармацевтической химии тема: «Методы анализа лекарственных средств производных арилалкиламинов» (стр. 2 из 6)

Необходимо подчеркнуть, что чувствительность терминальных сосудов к вазоактивным веществам, в том числе к адреналину, существенно меняется в процессе развития травматического шока.

В силу перечисленных свойств адреналин, как правило, почти не используется в клинике в качестве прессорного агента для терапии острых гипотензий, однако он назначается с целью повышения артериального давления, когда последнее снижается в результате остановки сердца. В ряде случаев в таких ситуациях с помощью адреналина удается достичь положительных эффектов.

В экспериментах на собаках было показано, что адреналин значительно увеличивает выживаемость животных после гипоксической остановки сердца.

Адреналин оказывает значительное влияние на метаболические процессы, в частности на кислородный режим организма, углеводный, жировой и другие виды обмена веществ. Данные о влиянии адреномиметиков на тканевое дыхание довольно противоречивы. Некоторые исследователи не наблюдали увеличения потребления кислорода отдельными тканями при применении адреналина. Другие исследователи обнаружили увеличение потребления кислорода тканями под влиянием адреналина.

Аналогичные факты отметил Парий (1972 г.) в опытах на крысах. Им было установлено, что под влиянием адреналина увеличивается потребление кислорода тканями сердца, скелетной мышцы, печени и почек по сравнению с аналогичными результатами контрольной серии опытов соответственно на 25, 19, 19 и 21%. В этих же условиях не наблюдалось выраженных изменений со стороны потребления кислорода тканями аорты. Параллельно со сдвигами потребления кислорода отмечались и изменения выделения углекислого газа тканями исследуемых органов. При применении адреналина выделение CO2 увеличивалось в сердце на 52%, скелетной мышце – на 51%, печени на 54%, и почек – на 34%. Выделение CO2 аортой тоже возрастало, но эти изменения были статистически незначительными. При сопоставлении степени увеличения потребления кислорода и выделения CO2 нетрудно увидеть, что возрастание выделения CO2 было более интенсивным, чем активация потребления O2. Это явление и определило сдвиг со стороны дыхательного коэффициента. Последний увеличивается в сердце, скелетной мышце и печени соответственно на 27, 18 и 52% по сравнению с таковым у контрольных животных.

Общеизвестны и другие метаболические сдвиги, обычно возникающие при применении адреналина, которые сводятся к активации фосфорилазы, накоплению глюкозы и молочной кислоты, усилению распада жиров и окислению жирных кислот, изменению обмена электролитов. Многими исследователями описана способность адреналина увеличивать содержание сахара в крови. Аналогичные результаты получил Парий в экспериментах на кроликах без наркоза. При внутривенном введении адреналина в дозе 0,01 мг/кг он наблюдал выраженную гиперлейкемию. На 30-й минуте после введения препарата содержание глюкозы в крови доходило до 142±3,6 мг %, что составляет 136% от исходного. Хотя в дальнейшем адреналиновая гиперлейкемия снималась, она оставалась статистически значимо повышенной до конца наблюдения.

Механизм действия адреналина на углеводный обмен сводится к усилению распада гликогена в печени и мышцах. Усиление гликолитических процессов является следствием активизации перехода неактивной фосфорилозы β в ее активную форму a. Эта активизация осуществляется опосредованно через циклический 3,5 аденозинмонофосфат, образование которого стимулирует адреналин. Таким образом, пусковым моментом в механизме действия адреналина на углеводный обмен является стимуляция образования 3,5-АМФ при наличии аденилатциклазы.

Как уже указывалось, под влиянием адреналина существенно возрастает концентрация свободных мирных кислот в крови, что вероятно, объясняется активацией липазы. Последняя способствует превращению триглицеридов в жировых тканях в глицерол и свободные жирные кислоты. Возможно, за счет повышения содержания свободных мерных кислот в крови жир деионизируется в мышцах и печени. Трудно установить, с возбуждением каких типов рецепторов связаны эти эффекты адреналина, так как блокада a и β-рецепторов предупреждает описанные превращения.

Большое значение в жизнедеятельности организма придают SH-группам.

Сульфидрильные группы, образуя разнообразные химические связи внутри белковой молекулы, имеют большое значение в создании и поддержании нативной структуры белка, благодаря чему определяются его функциональные свойства. Изучая в экспериментах на крысах влияние адреналина на содержание сульфидрильных групп в некоторых биологических субстратах, Арий установил, что после применения препарата общие сульфидрильные группы крови возрастают на 36%, причем это увеличение более выражено для белковых (на 40%), чем небелковых сульфидрильных группах (на 14%). В тканях головного мозга и сердца такие наблюдения изменения общих сульфидрильных групп в сторону их увеличения соответственно на 18 и 16%, однако статистически значимо возросло только содержание белковых сульфидрильных групп.

Полученные результаты увеличения количества сульфидрильных групп в крови под влиянием адреналина подтверждают широко распространенное мнение о роли этих групп в механизме мышечного сокращения и поддержания сосудистого тонуса.

Следует подчеркнуть, что между снижением содержания сульфидрильных групп сывороточных белков и снижением артериального давления отличается параллелизм. Этот факт дал авторам право предположить, что обнаруженные явления находятся в определенной взаимосвязи. Если при сниженном артериальном давлении ввести донатор сульфгидрильных групп – унитиол, - то наряду с возрастанием количества тиоловых групп в крови наблюдается и некоторое повышение артериального давления.

1.2. ФАРМАКОЛОГИЯ НОРАДРЕНАЛИНА.

Норадреналин, подобно адреналину, оказывает прямое действие на эффекторные клетки. Эти вещества отличаются друг от друга в основном по степени преимущественного влияния на a- или β-адренорецепторы. Норадреналин оказывает влияние главным образом на a-адренорецепторы и значительно слабее на β-адренорецепторы, исключая β1-адренорецепторы сердца. В активности по отношению к a-адреналинорецепторам нарадреналин уступает адреналину и в большинстве случаев требуются сравнительно большие его дозы, чтобы получить эффект, соответствующий тому, который возникает после введения адреналина. На метаболические процессы норадреналин действует значительно слабее, чем адреналин.

Под влиянием норадреналина возрастает как систолическое, так и диасталическое давление. Пульсовое давление тоже несколько увеличивается. Минутный объем кровообращения не изменяется или даже может несколько уменьшаться. Последнее явление частично объясняют урежением сердечных сокращений, которое возникает благодаря компенсаторным рефлексам вагусного происхождения. Периферическое сопротивление в большинстве сосудистых областей возрастает. Кровоток через почки, мозг и печень уменьшается. Как правило, аналогичное явление наблюдается и в кровотоке через скелетные мышцы. Уменьшение церебрального кровотока сопровождается снижением потребления кислорода мозгом. Под влиянием норадреналина лизентериальные сосуды суживаются. Уменьшается также почечный кровоток. За счет расширения коронарных сосудов и повышения артериального давления увеличивается кровоток через коронарные сосуды. Благодаря тому, что норадреналин в большей степени влияет на a-адренорецепторы, в отличии от адреналина в малых дозах он не вызывает расширения сосудов и вторичного снижения артериального давления в первой фазе действия. На фоне применения веществ, блокирующих a-адренорецепторы, прессорные эффекты норадреналина подавляются, но не извращаются. Следует заметить, что необходимы большие дозы a-адренорецепторов, чтобы полностью предупредить вазоконстрикторное действие норадреналина. При использовании норадреналина вследствие посткапиллярной вазоконтрикции повышается давление в капиллярном русле и жидкая часть крови, не связанная с беками, проникает в гастроцелюлярное пространство. По этой причине объем циркулирующей крови может несколько уменьшаться. При экстракардиаграфических исследованиях регистрируется синусная брадикардия, связанная с рефлекторным повышением тонуса блуждающего нерва. В определенных условиях при назначении норадреналина может возникать желудочная тахикардия и фибрилляция.

Сила гипертензивного эффекта норадреналина меняется при патологических процессах, например, при шоке. Характерно, что в данном случае препарат был более эффективным на ранних стадиях этого патологического состояния. Следует подчеркнуть, что норадреналин усиливает централизацию кровообращения. В частности, норадреналин, улучшал мозговой кровоток и повышал коэффициент утилизации кислорода мозгом, ограничивает кровоток в других органах (конечности, почки), приводя тем самым к развитию гипоксии в них.

Выраженное вазоконстрикторное действие норадреналина способствует значительному увеличению возврата венозной крови и повышению давления в правом предсердии, легочной артерии и капиллярного давления в малом круге кровообращения. При заболеваниях сердца это может повлечь за собой отек легких. Сужение легочных сосудов в данном случае играет второстепенную роль. При попадании раствора норадреналина в подкожную клетчатку сосуды столь резко суживаются, что возникает тканевая апоксия с последующими некротическими явлениями. Следует отличить, что Путов, Митюнин и Селезнев, Бами и Грефнович наблюдали некроз клетчатки и кожи, окружающей вену, не связанный с паравенозным введением норадреналина. Проверив данное явление в эксперименте, Митюнин и Селезнев полагают, что длительные вливания норадреналина вызывают спазм мелких сосудов и ишемию стенки вен. В результате этого повышается проницаемость сосудов, и раствор адреномиметика, проникая в окружающие ткани, вызывает их ишемию, а затем и некроз. В экспериментах на собаках при длительной инфузии норадреналина обнаружили очаги массовых поражений, локализованные в сердце, желудке, диафрагме, кишках, мочевом и желчном пузыре.